МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №8"РУСАЛОЧКА"
«Современные подходы к экологическому
образованию дошкольников»
Подготовил:
Воспитатель Пчелина О.А.
В современном мире на настоящий момент наблюдается переосмысление как дошкольного экологического образования так и образования в целом, что влечет за собой появление нового мышления о окружающем нас мире, так же к изменению поведения и образа жизни. Всё это основывается на нашем отношении к окружающему и милосердии, в целом на экологизации сознания.
Сейчас в дошкольном возрасте, в основном, изучение природы происходит по книгам.
Очень редкое общение современных детей с растениями и животными, не способствует умению слышать и чувствовать природу, испытывать восхищение и эмоциональное удовольствие от красоты окружающего живого мира, всё это и способствует задуматься о необходимости акцентировать внимание именно на экологическом образовании подрастающего поколения .
Для достижения начальных целей экологизации, развития и воспитания любви к природе, как живой и не живой , совершенно необходимо ребенку, давать знаний о окружающей среде, формировать грамотное экологическое поведение и начальные нравственные понятия. Система работы с детьми включает:
- создание эколого-развивающей среды (уголки природы, уголки экспериментирования, зимний сад, экологическая тропа);
Формы работы
:
Формы работы
Проект - форма работы
Дети
Воспитатели
Родители
ПРОЕКТ
Инструктор по
Музыкальный
руководитель
физ.культуре
Мною была проделана большая работа над такими проектами как: «Экологическая тропа», «Живая аптека», «Времена года», «Лето красное безопасное», «Здравствуй, здравствуй, лес прекрасный!», «По тропинке лесной», «Зимняя сказка», «Насекомые», «Обыкновенное чудо-комнатные растения» и др. Были созданы лепбуки «Животные леса» и «Красная книга Нижегородской области»
В рамках проекта «Обыкновенное чудо-комнатные растения», обновлялась и пополнялась предметно - развивающая среда:
- уголок природы, в котором находятся комнатные растения для наблюдения и труда, мы обновили паспорта растений
- наглядный иллюстрированный материал
- подобрана библиотека с книгами о цветах и цветущих растениях
- созданы папки с красочными иллюстрациями
-украшение горшочков для цветов
С воспитанниками проводились «Уроки доброты». «Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, сопричастности, сопереживания. Тематика «уроков» может быть разнообразной: «Кто может считаться заботливым», «Как можно заботиться о комнатных растениях», «Что такое бережливость?», «Что такое красота?», «Чем красив цветок?», «Как ты проявляешь любовь к растениям?» и др.
Дети очень любят дежурить в уголке природы и помогать воспитателям ухаживать за цветами на клумбе.
К проекту «Обыкновенное чудо-комнатные растения», при помощи родителей дети создавали и оформляли книжки-малышки с придуманными ими эко-сказками о цветах живущих в доме.
Так же родители помогают и в оформление природоохранительных акций – выставки рисунков, плакатов, поделок.
Наиболее прогрессивной формой работы с дошкольниками в нашем ДОУ является применение ИКТ технологий. Всё чаще для проведения НОД по экологическому воспитанию недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит ИКТ. Поэтому в нашей группе была создана небольшая картотека презентаций для просмотра вместе с детьми, которую по мере работы мы будем пополнять.
В отличии от взрослого , детям, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Используя ИКТ технологии появилась возможность донести информацию в доступной для ребёнка форме. Ведь детям с их наглядно-образным мышлением доступно лишь то, что можно одновременно и рассмотреть и услышать и произвести действия с предметом. Вот почему так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, каковыми мы и считаем мультимедийные презентации.
ИКТ-технологии в экологическом образовании помогают не только обеспечить внимание и интерес детей, но и помогают дать им бо лее полную, яркую, насыщенную информацию
Так, с помощью современных подходов, мы и можем формировать у детей личностные качества, такие как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, с уважением относится ко всему живому, чувствовать и видеть прекрасное в окружающей нас природе.
Литература
Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию/О.А.Воронкевич. – С.Пб.: Детство – Пресс, 2001. – 156 с.
Лучич, м.в. Детям о природе/М.В.Лучич. – М.: Просвещение, 1989. – 140 с.
Маневцова, Л.М. Мир природы и ребёнок/Л.М.Маневцова. – С.Пб.: Акцидект, 1998. -318 с.
Николаева, С.Н. Методика Экологического воспитания в детском саду/С.Н.Николаева. – М.: Просвещение, 1999. – 207 с.
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. игры для дошкольников/ А.М. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с