Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения".»
Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Абузярова Венера Муршитовна
учитель начальных классов
МБОУ «Светлинская СОШ №1»
Что же такое функциональная грамотность?
- Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ;
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ;
- ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ;
- ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ;
- ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ;
- КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Читательская грамотность
- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширить свои возможности, участвовать в социальной жизни.
Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский
Приемы формирования читательской грамотности «Потерянные буквы» Этот прием часто использую на уроках русского языка, проверяя знания словарных слов.
«Шерлок» Перед детьми в произвольной форме разбросаны слова. Называю одно из слов и прошу ребенка найти его. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник по пути будет читать и другие и запоминая, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения, скорость чтения. Эту работу можно организовать в парах, группах, даже индивидуально.
«Мозаика» Это сложение целого текста из частей. Эффективен этот прием в 4 классе при изучении таких тем как «Текст. Тема текста». Текст разделяется на части, либо предложения, и детям предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.
«Письмо с пробелами» Вечор, ты помнишь вьюга злилась, На ___________ небе мгла носилась; Луна, как ________________ пятно, Сквозь ________ ______ желтела, И ты ______________ сидела – А нынче погляди в окно: ________________ небесами _________________ коврами, Блестя на солнце снег лечит.
«Крестики – нолики»
- После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (крестик или нолик). Побеждает тот, кто первым выстроил первый ряд своих знаков ( по горизонтали или вертикали).
«Чтение с остановками»
- Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
«Уголки»
Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Только творческий подход и разнообразные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.
Давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делая выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность.
Спасибо за внимание.
Сайт http://linda6035.ucoz.ru/