СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование читательской грамотности при подготовке к итоговому собеседованию и ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка обучающхся к ИС и ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование читательской грамотности при подготовке к итоговому собеседованию и ОГЭ"»

Формирование читательской грамотности при подготовке к устному собеседованию, сжатому изложению и написанию сочинения в 9 классе  МБОУ «Урицкая СОШ» Олекминский район РС (Я) Учитель русского языка и литературы Евстифеева Е.А.

Формирование читательской грамотности при подготовке к устному собеседованию, сжатому изложению и написанию сочинения в 9 классе

МБОУ «Урицкая СОШ»

Олекминский район РС (Я)

Учитель русского языка и литературы

Евстифеева Е.А.

Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами.

Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами.

Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы: О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор? Какому вопросу автор уделяет большее внимание? Зачем автор написал текст? Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы? О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор? Какому вопросу автор уделяет большее внимание? Зачем автор написал текст? Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы? О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор? Какому вопросу автор уделяет большее внимание? Зачем автор написал текст? Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы? .

Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:

  • О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор? Какому вопросу автор уделяет большее внимание? Зачем автор написал текст? Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?
  • О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор? Какому вопросу автор уделяет большее внимание? Зачем автор написал текст? Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?
  • О чем рассказывает данный текст?
  • Каких тем касается автор?
  • Какому вопросу автор уделяет большее внимание?
  • Зачем автор написал текст?
  • Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?

.

Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста.  Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами  Читательская компетентность – способность человека понимать, использовать тексты, размышлять о прочитанном, ставя перед собой цели и выстраивая планы действия, расширять свои знания, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность  – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность  понимать, использовать и анализировать прочитанное. Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами

Читательская компетентность – способность человека понимать, использовать тексты, размышлять о прочитанном, ставя перед собой цели и выстраивая планы действия, расширять свои знания, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность  – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность  понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи.

Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи.

Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений: I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: –  умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: –  найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы; II. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя » : –  устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; –  интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; –  реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

найти в тексте информацию, представленную в явном виде; основываясь на тексте, сделать простые выводы;

II. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя » :

устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Читательская грамотность включает в себя: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и её извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Читательская грамотность включает в себя:

  • беглое чтение;
  • толкование текста в буквальном смысле;
  • оценка языка и формы сообщения;
  • поиск информации и её извлечение;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов;
  • общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). ЗАДАЧИ: научить осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;  развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

ЗАДАЧИ:

  • научить осознанно, правильно, выразительно читать;
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Основу содержания русского языка, литературы, как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности: ● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; ● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); ● ответы на вопросы; ● анализ и интерпретация произведения; ● составление планов; ● характеристика героя; ● написание отзыва; ● написание сочинения.

Основу содержания русского языка, литературы, как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов;

характеристика героя;

написание отзыва;

написание сочинения.

Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями. Отработка смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока .

Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.

Отработка смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока .

Подготовка к устному собеседованию в 9 классе проверяет лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции. Отмечается, что подготовкой к выпускному экзамену является весь процесс обучения русскому языку с 5 по 9 класс. Делаются выводы о том, что для успешной сдачи устного экзамена необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности и различных приемов смыслового чтения. Ключевые слова: устное собеседование, компетенции, смысловое чтение, метапредметный характер, читательские умения.

Подготовка к устному собеседованию в 9 классе проверяет лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции. Отмечается, что подготовкой к выпускному экзамену является весь процесс обучения русскому языку с 5 по 9 класс. Делаются выводы о том, что для успешной сдачи устного экзамена необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности и различных приемов смыслового чтения.

Ключевые слова: устное собеседование, компетенции, смысловое чтение, метапредметный характер, читательские умения.

В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций: – лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; – языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм; – коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе.

В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, а телевидение и компьютер, заменившие общение с книгой, не способствуют улучшению устной и письменной речи, особенно остро стоит задача мотивации обучения русскому языку. Поэтому первое, с чего начинается подготовка учащихся к выпускным экзаменам, – это постановка и осознание ими цели предстоящей работы, установка на деятельность, создание ситуации успеха на уроке как один из путей активизации познавательной деятельности.

Подготовкой к выпускному экзамену является весь процесс обучения русскому языку с 5 по 9 класс. К экзамену в данной форме обычно начинаю готовить детей со второго полугодия 8 класса. Учащиеся знакомятся с формой проведения экзамена, требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации, выполняют задания, аналогичные экзаменационным. В начале учебного года, поставив перед собой вопросы о том, не только чему и как учить, но и как учить результативно, провожу диагностику и выявляю «пробелы» в знаниях учащихся. Работа по формированию речевых умений и навыков также ведется с 5 класса. Дети учатся не только грамотно оформлять текст с орфографической и пунктуационной стороны, но и использовать различные языковые средства, соответствующие стилю, теме и задаче высказывания.

  • В 9 классе часто даю задание составить текст по определенным параметрам (например, текст художественного стиля на тему природы, состоящий из 5–6 предложений, одно из которых сложносочиненное, другое – сложноподчиненное, ,третье бессоюзное сложное, одно осложнено причастным оборотом, другое – сравнением и т.д). Или предлагаю сконструировать предложение, используя принцип постепенного наращивания трудностей: придумайте простое предложение (на заданную тематику), распространите его однородными членами, причастным (деепричастным) оборотом, введите в предложение вводное слово, на основе сконструированного предложения составьте сложноподчиненное, в полученном предложении найдите основы, составьте схему, определите вид придаточного предложения. Подобные упражнения помогают детям лучше разобраться в строении предложения и избежать грамматических и речевых ошибок.
  • Собеседование носит метапредметный характер, с помощью него проверяется коммуникативная компетенция обучающихся: их навыки общения и точного выражения мыслей. Она, безусловно, чрезвычайно важна, вся наша жизнь построена на общении с другими людьми, поэтому полноценный член общества должен уметь строить диалог.

Такие простые навыки, как подготовленный и неподготовленный рассказ, пересказ, ответы на вопросы, дискуссия в группе или в парах развиваются на всех предметах, однако русский язык обладает более широкими возможностями в формировании коммуникативных умений. Там реализуется комплексный подход. Поэтому подготовка к устному экзамену ложится на плечи учителя русского языка и литературы. На выполнение всей работы отводится 15 минут, заданий в устном собеседовании всего 4: выразительное чтение небольшого текста вслух, пересказ текста с дополнением его цитатой, монолог (описание фотографии, повествование на основе своего жизненного опыта или рассуждение по одной из сформулированных проблем) и диалог на тему предыдущего задания. В целом задания несложные, но могут вызывать опасения. Для многих обучающихся именно стрессовая ситуация становится фактором, из-за которого они с трудом справляются с заданием. Нередко и взрослые люди в ответственный момент будто теряют дар речи и не могут вымолвить ни слова. Поэтому подготовить обучающегося к говорению во время стресса, пожалуй, ключевая задача учителя.

Разберем последовательно задания, предложенные на устном экзамене. Первое задание – выразительное чтение – практикуется на многих уроках, в том числе на уроках литературы и русского языка. Здесь важно прочесть не просто быстро, а с соблюдением интонации, пауз, коммуникативной задачи.  Для того чтобы обучающиеся могли выполнить это задание хорошо, необходимо, чтобы у них на слуху было правильное выразительное говорение.  Предложите им чаще слушать речь дикторов новостей и читать вслух отрывки из газетных и журнальных статей. Так они смогут сравнить собственную манеру чтения с необходимой

Разберем последовательно задания,

предложенные на устном экзамене.

Первое задание – выразительное чтение – практикуется на многих уроках, в том числе на уроках литературы и русского языка. Здесь важно прочесть не просто быстро, а с соблюдением интонации, пауз, коммуникативной задачи.

Для того чтобы обучающиеся могли выполнить это задание хорошо, необходимо, чтобы у них на слуху было правильное выразительное говорение.

Предложите им чаще слушать речь дикторов новостей и читать вслух отрывки из газетных и журнальных статей. Так они смогут сравнить собственную манеру чтения с необходимой

Во втором задании нужно пересказать тот же самый текст, который читали в первом. Предлагаем готовить пересказ поэтапно. - Первым делом нужно снова прочесть текст и выделить его тему и основную мысль. Затем установить количество микротем текста и определить, какую из них необходимо дополнить цитатой - в последнюю очередь выделить ключевые слова, по которым можно пересказать текст.  Сам текст у учащихся во время пересказа заберут, но пометки на нем делать можно.

Во втором задании нужно пересказать тот же самый текст, который читали в первом.

Предлагаем готовить пересказ поэтапно.

- Первым делом нужно снова прочесть текст и выделить его тему и основную мысль.

  • Затем установить количество микротем текста и определить, какую из них необходимо дополнить цитатой

- в последнюю очередь выделить ключевые слова, по которым можно пересказать текст.

Сам текст у учащихся во время пересказа заберут, но пометки на нем делать можно.

Третье задание вариативно , и работа над ним будет строиться в зависимости от того, какой тип задания будет выбран. Общая методика проста: ребенок должен во время своего монологического рассказа ответить на ряд вопросов. Например, что изображено на фото, если он выбрал задание описание; когда произошло событие, если задание-повествование; какие плюсы и минусы в этом есть, если выбор пал на задание-рассуждение.

Третье задание вариативно , и работа над ним будет строиться в зависимости от того, какой тип задания будет выбран.

Общая методика проста: ребенок должен во время своего монологического рассказа ответить на ряд вопросов.

Например, что изображено на фото, если он выбрал задание описание; когда произошло событие, если задание-повествование; какие плюсы и минусы в этом есть, если выбор пал на задание-рассуждение.

Третье задание вариативно , и работа над ним будет строиться в зависимости от того, какой тип задания будет выбран. Общая методика проста: ребенок должен во время своего монологического рассказа ответить на ряд вопросов. Например, что изображено на фото, если он выбрал задание описание; когда произошло событие, если задание-повествование; какие плюсы и минусы в этом есть, если выбор пал на задание-рассуждение.

Третье задание вариативно , и работа над ним будет строиться в зависимости от того, какой тип задания будет выбран.

Общая методика проста: ребенок должен во время своего монологического рассказа ответить на ряд вопросов.

Например, что изображено на фото, если он выбрал задание описание; когда произошло событие, если задание-повествование; какие плюсы и минусы в этом есть, если выбор пал на задание-рассуждение.

Простота четвертого задания заключается в том, что экзаменатор связан по рукам теми вопросами, которые предложены в карточке экзамена. Живая беседа здесь явно не получится. Сложность заключена в том, что обучающийся должен давать развернутые ответы. Поэтому, прежде чем говорить, ему необходимо выслушать вопрос, адекватно его понять и сформулировать развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения. Свою речь желательно оформлять вводными словами.

Простота четвертого задания заключается в том, что экзаменатор связан по рукам теми вопросами, которые предложены в карточке экзамена. Живая беседа здесь явно не получится.

Сложность заключена в том, что обучающийся должен давать развернутые ответы.

Поэтому, прежде чем говорить, ему необходимо выслушать вопрос, адекватно его понять и сформулировать развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения.

Свою речь желательно оформлять вводными словами.

Таким образом, для успешной сдачи устного экзамена необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности, систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках русского языка и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ, развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой. В заключение хочется отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

Таким образом, для успешной сдачи устного экзамена необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности, систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках русского языка и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ, развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой. В заключение хочется отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

Формирование читательской грамотности необходимо при подготовке к сжатому изложению и написанию сочинения в 9классе Особое внимание при этом отводится анализу текста и работе с ключевыми словами. В качестве примера приведу работу по анализу рассказа В.Распутина « Уроки французского». Перед началом изучения произведения предлагаю опережающие вопросы: Это во многом взрослое, грустное, мудрое и доброе повествование о детстве. Обратите внимание на две его первые фразы. Как можно чувствовать вину за то, что будет с тобой после? Поищите в тексте ответ на этот вопрос, обратите внимание на предложения и фразы, в которых автор как будто сравнивает свои детские переживания со взрослыми, себя маленького- с повзрослевшим. -Какие нравственные вопросы поднимает автор? -Какие ключевые слова использует в своём рассказе? (Добро, доброта, добродушие, добросердечие, человеколюбие). -Вспомните пословицы и поговорки о добре. Например, от добра добра не ищут; за добро плати добром; доброта спасёт мир; добро возвращается добром.

Формирование читательской грамотности необходимо при подготовке к сжатому изложению и написанию сочинения в 9классе

Особое внимание при этом отводится анализу текста и работе с ключевыми словами.

В качестве примера приведу работу по анализу рассказа В.Распутина « Уроки французского». Перед началом изучения произведения предлагаю опережающие вопросы: Это во многом взрослое, грустное, мудрое и доброе повествование о детстве. Обратите внимание на две его первые фразы. Как можно чувствовать вину за то, что будет с тобой после?

Поищите в тексте ответ на этот вопрос, обратите внимание на предложения и фразы, в которых автор как будто сравнивает свои детские переживания со взрослыми, себя маленького- с повзрослевшим.

-Какие нравственные вопросы поднимает автор?

-Какие ключевые слова использует в своём рассказе? (Добро, доброта, добродушие, добросердечие, человеколюбие).

-Вспомните пословицы и поговорки о добре. Например, от добра добра не ищут; за добро плати добром; доброта спасёт мир; добро возвращается добром.

Работа над анализом текста, процесс определения ключевых слов позволяет учащимся лучше понять информацию и воспроизвести ее в сжатой форме, то есть написать конспект, тезисы, аннотацию, составить план. При чтении происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование. В результате этого процесса не возникает передачи информации «слово в слово»: она изменяется и излагается другими словами (более общими). Ключевые слова, обладая способностью кодировать исходную информацию, передавать ее в обобщенной форме, способны послужить опорой для дальнейшего устного или письменного воспроизведения. Конспекты, тезисы и аннотации создаются в результате сжатия исходного текста. Компрессия связана с умением видеть последовательную структуру в содержании текста: понимать тему, идею, извлекать второстепенную информацию. Если текст излагается своими словами, то это главный показатель того, что произошло понимание текста и его переработка.

Работа над анализом текста, процесс определения ключевых слов позволяет учащимся лучше понять информацию и воспроизвести ее в сжатой форме, то есть написать конспект, тезисы, аннотацию, составить план.

При чтении происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование. В результате этого процесса не возникает передачи информации «слово в слово»: она изменяется и излагается другими словами (более общими). Ключевые слова, обладая способностью кодировать исходную информацию, передавать ее в обобщенной форме, способны послужить опорой для дальнейшего устного или письменного воспроизведения.

Конспекты, тезисы и аннотации создаются в результате сжатия исходного текста. Компрессия связана с умением видеть последовательную структуру в содержании текста: понимать тему, идею, извлекать второстепенную информацию. Если текст излагается своими словами, то это главный показатель того, что произошло понимание текста и его переработка.

Обратимся к технологиям работы с ключевыми словами в тексте. Метод выбора ключевых слов связан с мнемотехникой, то есть с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты. Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно-два ключевых слова, припомнив которые, немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца – это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце. – Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. – Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова. – После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания. – К каждому ключевому слову поставь вопрос, который свяжет его с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь. – Соедини два ключевых слова с помощью вопроса. Таким образом, образуется цепочка. – Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Обратимся к технологиям работы

с ключевыми словами в тексте.

Метод выбора ключевых слов связан с мнемотехникой, то есть с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты.

Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно-два ключевых слова, припомнив которые, немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца – это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац.

Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.

– Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.

– Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова. – После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

– К каждому ключевому слову поставь вопрос, который свяжет его с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

– Соедини два ключевых слова с помощью вопроса. Таким образом, образуется цепочка.

– Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности учащихся, их умения обобщать. Данная методика выявляет логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений. Например, исключить из ряда слов лишнее: -упорный, настойчивый, бесхарактерный, настырный; -прилежание, любовь к знаниям, леность, стремление. По какому критерию вы будете это делать?

Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности учащихся, их умения обобщать. Данная методика выявляет логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений. Например, исключить из ряда слов лишнее:

-упорный, настойчивый, бесхарактерный, настырный;

-прилежание, любовь к знаниям, леность, стремление. По какому критерию вы будете это делать?

В этом методе это набор событий или образов, которые всегда идут в одном и том же порядке. Для простоты объяснения назовем это «опорным списком». «Опорный список» необходим для запоминания слов в нужном порядке. Суть данной техники заключается в том, что каждое слово «вставляется» в контекст ситуации из «опорного списка». Например, задание прочитать текст и разбить его на сцены. Попытаться как бы «войти» в эти ситуации, вспомнить и визуально представить, как стоят или движутся герои в той или иной сцене, что вокруг них. В процессе такой работы школьники учатся понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять, генерировать тексты (создавать тексты под свои цели и задачи).

В этом методе это набор событий или образов, которые всегда идут в одном и том же порядке. Для простоты объяснения назовем это «опорным списком». «Опорный список» необходим для запоминания слов в нужном порядке. Суть данной техники заключается в том, что каждое слово «вставляется» в контекст ситуации из «опорного списка». Например, задание прочитать текст и разбить его на сцены. Попытаться как бы «войти» в эти ситуации, вспомнить и визуально представить, как стоят или движутся герои в той или иной сцене, что вокруг них. В процессе такой работы школьники учатся понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять, генерировать тексты (создавать тексты под свои цели и задачи).

В процессе анализа произведения мы убиваем сразу «двух зайцев»: готовимся сжато излагать текст и писать сочинение. В задании 15.3 предлагается сочинение на нравственную тему, например, что такое доброта, что такое настоящая дружба и тд. Знание текста поможет в приведении нужных аргументов для подтверждения рассуждений. 1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ? -Тезис. -Аргументы (доказательства) -Вывод. 2. Что такое тезис, аргументы, вывод? Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения

В процессе анализа произведения мы убиваем сразу «двух зайцев»: готовимся сжато излагать текст и писать сочинение. В задании 15.3 предлагается сочинение на нравственную тему, например, что такое доброта, что такое настоящая дружба и тд. Знание текста поможет в приведении нужных аргументов для подтверждения рассуждений.

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

  • Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
  • Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
  • Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения
Работа над построением сочинения - рассуждения 15.3 Как Вы понимаете значение слова  ДОБРОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите   2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй –   из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Работа над построением сочинения - рассуждения

15.3 Как Вы понимаете значение слова  ДОБРОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите  2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй –   из Вашего жизненного опыта.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Собеседование с классом :   Вопрос к классу : Над каким понятием мы сегодня будем работать? 1.Как вы понимаете значение слова . Дайте определение. После собеседования учащиеся приходят к выводу, что Тезис.  Доброта  – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. 2. Комментарий к тезису.   Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. - После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно! - Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта

Собеседование с классом :

Вопрос к классу : Над каким понятием мы сегодня будем работать?

1.Как вы понимаете значение слова . Дайте определение.

После собеседования учащиеся приходят к выводу, что

Тезис.  Доброта  – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

2. Комментарий к тезису.   Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

- После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!

- Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта

Орфографическая работа:   - Индивидуальное задание( Найти определение слова доброта в словарях) Доброта  – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  Словарь Ожегова Доброта  – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.   www.daz.su | Познавательная Википедия - Подобрать синонимы к слову доброта:  добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость

Орфографическая работа:

- Индивидуальное задание( Найти определение слова доброта в словарях)

  • Доброта  – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Словарь Ожегова
  • Доброта  – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.  www.daz.su | Познавательная Википедия
  • - Подобрать синонимы к слову доброта:  добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость
Чтение рассказа В.Распутина «Уроки французского» и анализ текста. Кем бы ни был в  будущем ученик, какую бы профессию ни избрал, он всегда должен быть читателем, уметь не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливая  и интерпретируя ее.   Д.Писарев говорил: «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех, которые умеют их читать»  К. Ушинский писал: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». С этими высказываниями нельзя не согласиться.    

Чтение рассказа В.Распутина «Уроки французского» и анализ текста.

Кем бы ни был в  будущем ученик, какую бы профессию ни избрал, он всегда должен быть читателем, уметь не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливая  и интерпретируя ее.  

Д.Писарев говорил: «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех, которые умеют их читать»

К. Ушинский писал: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».

С этими высказываниями нельзя не согласиться.

 

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!