Формирование читательской грамотности при подготовке к устному собеседованию, сжатому изложению и написанию сочинения в 9 классе
МБОУ «Урицкая СОШ»
Олекминский район РС (Я)
Учитель русского языка и литературы
Евстифеева Е.А.
Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами.
Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:
- О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор? Какому вопросу автор уделяет большее внимание? Зачем автор написал текст? Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?
- О чем рассказывает данный текст? Каких тем касается автор? Какому вопросу автор уделяет большее внимание? Зачем автор написал текст? Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?
- О чем рассказывает данный текст?
- Каких тем касается автор?
- Какому вопросу автор уделяет большее внимание?
- Зачем автор написал текст?
- Как сам автор отвечает на поставленные в тексте вопросы?
.
Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только филологами, но и другими педагогами
Читательская компетентность – способность человека понимать, использовать тексты, размышлять о прочитанном, ставя перед собой цели и выстраивая планы действия, расширять свои знания, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи.
Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи.
Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы;
II. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя » :
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Читательская грамотность включает в себя:
- беглое чтение;
- толкование текста в буквальном смысле;
- оценка языка и формы сообщения;
- поиск информации и её извлечение;
- преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
- формулирование основных идей и выводов;
- общее понимание текста;
- размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
ЗАДАЧИ:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Основу содержания русского языка, литературы, как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика героя;
● написание отзыва;
● написание сочинения.
Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На каждом уроке ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к сочинению по русскому языку, литературе, итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Целесообразно вести читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.
Отработка смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста. Приемы для работы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока .
Подготовка к устному собеседованию в 9 классе проверяет лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции. Отмечается, что подготовкой к выпускному экзамену является весь процесс обучения русскому языку с 5 по 9 класс. Делаются выводы о том, что для успешной сдачи устного экзамена необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности и различных приемов смыслового чтения.
Ключевые слова: устное собеседование, компетенции, смысловое чтение, метапредметный характер, читательские умения.
В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, а телевидение и компьютер, заменившие общение с книгой, не способствуют улучшению устной и письменной речи, особенно остро стоит задача мотивации обучения русскому языку. Поэтому первое, с чего начинается подготовка учащихся к выпускным экзаменам, – это постановка и осознание ими цели предстоящей работы, установка на деятельность, создание ситуации успеха на уроке как один из путей активизации познавательной деятельности.
Подготовкой к выпускному экзамену является весь процесс обучения русскому языку с 5 по 9 класс. К экзамену в данной форме обычно начинаю готовить детей со второго полугодия 8 класса. Учащиеся знакомятся с формой проведения экзамена, требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации, выполняют задания, аналогичные экзаменационным. В начале учебного года, поставив перед собой вопросы о том, не только чему и как учить, но и как учить результативно, провожу диагностику и выявляю «пробелы» в знаниях учащихся. Работа по формированию речевых умений и навыков также ведется с 5 класса. Дети учатся не только грамотно оформлять текст с орфографической и пунктуационной стороны, но и использовать различные языковые средства, соответствующие стилю, теме и задаче высказывания.
- В 9 классе часто даю задание составить текст по определенным параметрам (например, текст художественного стиля на тему природы, состоящий из 5–6 предложений, одно из которых сложносочиненное, другое – сложноподчиненное, ,третье бессоюзное сложное, одно осложнено причастным оборотом, другое – сравнением и т.д). Или предлагаю сконструировать предложение, используя принцип постепенного наращивания трудностей: придумайте простое предложение (на заданную тематику), распространите его однородными членами, причастным (деепричастным) оборотом, введите в предложение вводное слово, на основе сконструированного предложения составьте сложноподчиненное, в полученном предложении найдите основы, составьте схему, определите вид придаточного предложения. Подобные упражнения помогают детям лучше разобраться в строении предложения и избежать грамматических и речевых ошибок.
- Собеседование носит метапредметный характер, с помощью него проверяется коммуникативная компетенция обучающихся: их навыки общения и точного выражения мыслей. Она, безусловно, чрезвычайно важна, вся наша жизнь построена на общении с другими людьми, поэтому полноценный член общества должен уметь строить диалог.
Такие простые навыки, как подготовленный и неподготовленный рассказ, пересказ, ответы на вопросы, дискуссия в группе или в парах развиваются на всех предметах, однако русский язык обладает более широкими возможностями в формировании коммуникативных умений. Там реализуется комплексный подход. Поэтому подготовка к устному экзамену ложится на плечи учителя русского языка и литературы. На выполнение всей работы отводится 15 минут, заданий в устном собеседовании всего 4: выразительное чтение небольшого текста вслух, пересказ текста с дополнением его цитатой, монолог (описание фотографии, повествование на основе своего жизненного опыта или рассуждение по одной из сформулированных проблем) и диалог на тему предыдущего задания. В целом задания несложные, но могут вызывать опасения. Для многих обучающихся именно стрессовая ситуация становится фактором, из-за которого они с трудом справляются с заданием. Нередко и взрослые люди в ответственный момент будто теряют дар речи и не могут вымолвить ни слова. Поэтому подготовить обучающегося к говорению во время стресса, пожалуй, ключевая задача учителя.
Разберем последовательно задания,
предложенные на устном экзамене.
Первое задание – выразительное чтение – практикуется на многих уроках, в том числе на уроках литературы и русского языка. Здесь важно прочесть не просто быстро, а с соблюдением интонации, пауз, коммуникативной задачи.
Для того чтобы обучающиеся могли выполнить это задание хорошо, необходимо, чтобы у них на слуху было правильное выразительное говорение.
Предложите им чаще слушать речь дикторов новостей и читать вслух отрывки из газетных и журнальных статей. Так они смогут сравнить собственную манеру чтения с необходимой
Во втором задании нужно пересказать тот же самый текст, который читали в первом.
Предлагаем готовить пересказ поэтапно.
- Первым делом нужно снова прочесть текст и выделить его тему и основную мысль.
- Затем установить количество микротем текста и определить, какую из них необходимо дополнить цитатой
- в последнюю очередь выделить ключевые слова, по которым можно пересказать текст.
Сам текст у учащихся во время пересказа заберут, но пометки на нем делать можно.
Третье задание вариативно , и работа над ним будет строиться в зависимости от того, какой тип задания будет выбран.
Общая методика проста: ребенок должен во время своего монологического рассказа ответить на ряд вопросов.
Например, что изображено на фото, если он выбрал задание описание; когда произошло событие, если задание-повествование; какие плюсы и минусы в этом есть, если выбор пал на задание-рассуждение.
Третье задание вариативно , и работа над ним будет строиться в зависимости от того, какой тип задания будет выбран.
Общая методика проста: ребенок должен во время своего монологического рассказа ответить на ряд вопросов.
Например, что изображено на фото, если он выбрал задание описание; когда произошло событие, если задание-повествование; какие плюсы и минусы в этом есть, если выбор пал на задание-рассуждение.
Простота четвертого задания заключается в том, что экзаменатор связан по рукам теми вопросами, которые предложены в карточке экзамена. Живая беседа здесь явно не получится.
Сложность заключена в том, что обучающийся должен давать развернутые ответы.
Поэтому, прежде чем говорить, ему необходимо выслушать вопрос, адекватно его понять и сформулировать развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения.
Свою речь желательно оформлять вводными словами.
Таким образом, для успешной сдачи устного экзамена необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности, систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках русского языка и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ, развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой. В заключение хочется отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
Формирование читательской грамотности необходимо при подготовке к сжатому изложению и написанию сочинения в 9классе
Особое внимание при этом отводится анализу текста и работе с ключевыми словами.
В качестве примера приведу работу по анализу рассказа В.Распутина « Уроки французского». Перед началом изучения произведения предлагаю опережающие вопросы: Это во многом взрослое, грустное, мудрое и доброе повествование о детстве. Обратите внимание на две его первые фразы. Как можно чувствовать вину за то, что будет с тобой после?
Поищите в тексте ответ на этот вопрос, обратите внимание на предложения и фразы, в которых автор как будто сравнивает свои детские переживания со взрослыми, себя маленького- с повзрослевшим.
-Какие нравственные вопросы поднимает автор?
-Какие ключевые слова использует в своём рассказе? (Добро, доброта, добродушие, добросердечие, человеколюбие).
-Вспомните пословицы и поговорки о добре. Например, от добра добра не ищут; за добро плати добром; доброта спасёт мир; добро возвращается добром.
Работа над анализом текста, процесс определения ключевых слов позволяет учащимся лучше понять информацию и воспроизвести ее в сжатой форме, то есть написать конспект, тезисы, аннотацию, составить план.
При чтении происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование. В результате этого процесса не возникает передачи информации «слово в слово»: она изменяется и излагается другими словами (более общими). Ключевые слова, обладая способностью кодировать исходную информацию, передавать ее в обобщенной форме, способны послужить опорой для дальнейшего устного или письменного воспроизведения.
Конспекты, тезисы и аннотации создаются в результате сжатия исходного текста. Компрессия связана с умением видеть последовательную структуру в содержании текста: понимать тему, идею, извлекать второстепенную информацию. Если текст излагается своими словами, то это главный показатель того, что произошло понимание текста и его переработка.
Обратимся к технологиям работы
с ключевыми словами в тексте.
Метод выбора ключевых слов связан с мнемотехникой, то есть с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты.
Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно-два ключевых слова, припомнив которые, немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца – это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац.
Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.
– Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
– Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова. – После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
– К каждому ключевому слову поставь вопрос, который свяжет его с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
– Соедини два ключевых слова с помощью вопроса. Таким образом, образуется цепочка.
– Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности учащихся, их умения обобщать. Данная методика выявляет логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений. Например, исключить из ряда слов лишнее:
-упорный, настойчивый, бесхарактерный, настырный;
-прилежание, любовь к знаниям, леность, стремление. По какому критерию вы будете это делать?
В этом методе это набор событий или образов, которые всегда идут в одном и том же порядке. Для простоты объяснения назовем это «опорным списком». «Опорный список» необходим для запоминания слов в нужном порядке. Суть данной техники заключается в том, что каждое слово «вставляется» в контекст ситуации из «опорного списка». Например, задание прочитать текст и разбить его на сцены. Попытаться как бы «войти» в эти ситуации, вспомнить и визуально представить, как стоят или движутся герои в той или иной сцене, что вокруг них. В процессе такой работы школьники учатся понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять, генерировать тексты (создавать тексты под свои цели и задачи).
В процессе анализа произведения мы убиваем сразу «двух зайцев»: готовимся сжато излагать текст и писать сочинение. В задании 15.3 предлагается сочинение на нравственную тему, например, что такое доброта, что такое настоящая дружба и тд. Знание текста поможет в приведении нужных аргументов для подтверждения рассуждений.
1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?
-Тезис.
-Аргументы (доказательства)
-Вывод.
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
- Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
- Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
- Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения
Работа над построением сочинения - рассуждения
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
- Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
- Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
- Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Собеседование с классом :
Вопрос к классу : Над каким понятием мы сегодня будем работать?
1.Как вы понимаете значение слова . Дайте определение.
После собеседования учащиеся приходят к выводу, что
Тезис. Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
2. Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
- После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!
- Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта
Орфографическая работа:
- Индивидуальное задание( Найти определение слова доброта в словарях)
- Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Словарь Ожегова
- Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе. www.daz.su | Познавательная Википедия
- - Подобрать синонимы к слову доброта: добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость
Чтение рассказа В.Распутина «Уроки французского» и анализ текста.
Кем бы ни был в будущем ученик, какую бы профессию ни избрал, он всегда должен быть читателем, уметь не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливая и интерпретируя ее.
Д.Писарев говорил: «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех, которые умеют их читать»
К. Ушинский писал: «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
С этими высказываниями нельзя не согласиться.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!