Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Значения имён прилагательных: обобщение. Составление сочинения-отзыва по картине В. А. Серова "Девочка с персиками»
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Чистописание
ая яя ый ий ой ое ее ие
Сижу правильно,
пишу красиво!
5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении? т ) главным н) второстепенным
6. Какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”? а) вежливый е) аккуратный
о) хлопотливый
7. С чем связано прилагательное в предложении? н) с существительным т) с глаголом
с) с наречием.
8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный” а) проводка и) вода е) уводить
9. Прилагательное это: о) часть слова и) член предложения
е) часть речи
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов .
1. Что обозначает имя прилагательное? а) предмет с) признак предмета
в) действие предмета
2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное? т) кто? что?
л) что делает? что сделает?
к) какой? какая? какие?
3. Как определить род прилагательного? м) по вопросу
л) по существительному с ним связанному.
4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой
Распредели в три столбика
Светлое, гибкая, живая, осеннее, храбрый, забавная, весёлый.
М. Р. Ж. Р. СР. Р.
И.п. смешн ой случай смешн ая сказка смешн ое окно
Р.п. смешн ого случая смешн ой сказки смешн ого окна
Д.п. смешн ому случаю смешн ой сказке смешн ому окну
В.п. смешн ой случай смешн ую сказку смешн ое окно
Т.п. смешн ым случаем смешн ой сказкой смешн ым окном
П.п. смешн ом случае смешн ой сказке смешн ом окне
И.п. смешн ые случаи смешная сказка
Р.п. смешн ых случаев смешной сказки
Д.п. смешн ым случаям смешной сказке
В.п. смешн ые случаи смешную сказку
Т.п. смешн ыми случаями смешной сказкой
П.п. о смешн ых случаях
ПРОВЕРЬ!
Работа в парах
Самопроверка
Сформулируйте задание.
ранняя
е
тёплых
Наступила …. в..сна. Стало больше ….. дней. Про-
бивается ….. тра..ка. Рас-
цв..ла ….. верба. На п..лянке появились ….. одуванчики.
молодая
в
е
о
нежная
золотые
отвечает
на вопросы
обозначает
это
«Всё об имени прилагательном»
Имя прилагательное
Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
Часть речи
Признак предмета
Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три — нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. ( Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Валентин Александрович
Серов
(1865 – 1911г)
Родился 19 января 1865 года
в Петербурге.
Его отец – известный композитор.
С детства Серову прививалась любовь к искусству.
С пяти лет рисование стало его любимым занятием.
Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И. Е. Репиным.
В 1880 г. поступил в Императорскую Академию Художеств.
Портретный жанр являлся специализацией художника
Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя. В.А. Серов написал много портретов.
Валентин Серов.
Портрет В.А. Репиной
Портрет И.Е. Репина
В.А. Серов. Петр Великий (Петр I).
«Дети»
Мика Морозов
Сведения о картине
- Написана в 1887 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.
- Картина написана в усадьбе Абрамцево русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. На портрете изображена 11- летняя дочь хозяина усадьбы Вера Мамонтова.
- «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, - вспоминал Серов, - уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров».
Верочка Мамонтова
Усадьба Мамонтовых - Абрамцево
(в 60 км от Москвы)
Музей-усадьба в Абрамцево
Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.
Абрамцево сегодня –
музей - заповедник
Сочинение-отзыв по картине В. А. Серова «Девочка с персиками»
«Девочка с персиками» - самая известная картина В. Серова.
Полотно было написано художником летом в 1887 году в усадьбе С. И. Мамонтова. Девочка-подросток, изображенная на полотне, - дочь Мамонтова, двенадцатилетняя Верочка. По воспоминаниям сына Саввы Мамонтова-Всеволода, мы знаем, что только благодаря своей дружбе Серову удалось уговорить его сестру позировать. Серов работал с упоением больше месяца. И хотя бойкую жизнерадостную девочку тянуло пошалить и побегать, но пришлось много сеансов позировать.
Смуглая девочка в светлой кофточке с бантом сидит за столом. Нам кажется - она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновение встрепенётся, как бабочка, и улетит обратно в сад. У девочки нежная кожа, тёмные, с синеватыми белками глаза и такие же тёмные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, смотрит она на нас. В руке у неё персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руки девочки, и на старинную мебель столовой…
1. Чей портрет изобразил художник?
2. Как он назвал картину?
3. Кого изобразил художник на переднем плане картины?
4. Посмотрите внимательно на картину. Какой увидел девочку художник?
5. Обратите внимание на бантик на ее кофточке. Он черный в белые горошки и гвоздика в нем.
Что напоминает бантик?
6. Что изображено на заднем плане картины?
7. В каких тонах написана картина?
8. Какую мысль выразил художник?
1. Какой увидел девочку художник?
Слова для справок: большие черные глаза, румянец на щеках, густые волосы, яркая розовая кофточка, темный бант в белые горошки, быстрая,
стремительная,
как мотылек.
Брови-
длинные, изогнутые, вычерченные, чёрные
Взгляд-
внимательный, открытый, пристальный, прямой, спокойный
Волосы-
тёмные, густые, непокорные, непослушные, растрёпанные
Губы-
розовые, правильные, сомкнутые
Загар-
золотистый, лёгкий, нежный, ровный, свежий
смуглое, девичье, детское, живое, свежее, милое, прелестное, привлекательное, приятное, симпатичное, нежное, открытое, приветливое
Лицо-
Румянец-
лёгкий, нежный, розовый
- Кого изобразил художник на переднем плане?
Слова для справок: девочка за столом, лежащие на столе персики, желтые листья клёна, белоснежная скатерть, серебряный нож.
3. Что изображено на заднем плане картины?
Слова для справок: просторная комната, светлые окна, стулья черного дерева,
все залито светом,
на стене декоративная
тарелка, старинная
мебель.
4. В каких тонах написана картина?
Слова для справок: яркие, теплые, сочные розовые.
Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни.
- Почему картина названа «Девочка с персиками»?
- Опишите портрет девочки.
- Какой миг из её жизни запечатлён на картине?
- Как удалось художнику передать обаяние девочки?
Картинная галерея
Тема картины:
«Девочка с персиками» - яркий обобщенный образ детства,
стоящего на пороге юности.
Цель художника:
выразить свое радостно-непосредственное восприятие жизни.
Идея:
создание своеобразного символа юности, красоты, образа счастливой поры человечества.
Примерный план
1.ВСТУПЛЕНИЕ: Девочка с персиками .
(название картины, автор, когда написана)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Цвет и настроение картины .
(что нарисовано)
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Моё отношение к картине .
(Что понравилось в картине)
Работа над 1 частью
- доч ь Са вв ы Мам о нт о ва, дв е на д цат и летнюю В ер очк у.
2. «Дев очк а с перс ик ами».
- дев очк у, с и дя щу ю за ст о лом, по крытым белой скат е рт ь ю.
4. нежн о -роз ов ую кофт очк у с ч ё рным бантом в белый г о рох.
5. перс ик .
6. о том, что дев очк а х о тела быстр о скушат ь перс ик и уб е жать.
1. Чей п о ртрет из о бр а зил художн ик в св о ей к а ртине ?
2. Как он н а звал к а ртину?
3. Кого из о бразил художн ик на п е редн ем план е к а ртины ?
4. Во что о дета дев очк а ?
5. Что дер жи т в руках она?
6. О чём говорит но ж , л е жащий ряд ом на ст о ле?
Работа над 2 частью
1. в ярк их тёплых со л не чн ых т о нах.
2. из о бр а ж ен а пр о сторная комн а та, светлые окна, стул ь я из ч ё рн ого дер е ва.
3. со л не чн ым свет ом .
4…., пр о н и кая в комн а ту, мя г к о л о жа тся на стол, на руки дев очк и, на ст а ри нн ую меб е л ь ст о ловой.
1.В каких тонах н а пис а на к а ртина ?
2. Что изображено на задн ем план е к а ртины ?
3. Чем з а лита комн а та ?
4. Что делают со л не чн ые лучи ?
Работа над 3 частью
- … о ч и ст о те, нежн ост и дев очк и.
2. ск о рее п о б е жать на ул и цу и рад ова ться со л не чн ому дню.
3. пере даёт нежн ость юн ого возраста дев очк и; рад ость жи зни.
- О чём г о в о рят лё г кие светлые т о на ?
- Что хоч ется с делать вмест е с дев очк ой ?
- Какую мысль выразил художн ик в св о ей к а ртин е ?
Сочинение-отзыв
по картине В. А. Серова «Девочка с персиками»
1.ВСТУПЛЕНИЕ: Девочка с персиками .
(название картины, автор, когда написана)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Цвет и настроение картины .
(что нарисовано)
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Моё отношение к картине.
(Что понравилось в картине)
План сочинения
Вопросы
1. Художник В.А. Серов и его картина.
Художник картины, её название.
2. Описание картины:
Рабочий материал
а) Портрет девочки.
Одежда девочки
Портрет, Вера Мамонтова.
Лицо, брови, глаза, волосы девочки.
б) Комната, озаренная светом.
Яркая розовая кофточка, чёрный в белую горошину бант.
в) Цвет и настроение картины.
Смуглое ….., длинные и чёрные….., на щеках румянец, большие карие …., чёрные густые …..
Стол, мебель, стены.
Краски и тона картины
3. Моё отношение к картине.
Руки
Сидит, стол, светлая комната.
Впечатление
Белоснежная скатерть, листья клёна, серебряный нож, три персика.
Спелый персик.
Яркие, тёплые….
Лучи солнца освещают….
Понравилась (не понравилась)……
Старинная мебель, на стене декоративная тарелка.
Картина светлая и добрая…
На светлом фоне за столом, который покрыт белоснежной скатертью, в нежно-розовой кофточке сидит милая девочка. Она такая легкая и воздушная, что напоминает птичку, которая порхает с веточки на веточку. Поза девочки говорит о том, что ей не терпится убежать на улицу. Она просто присела на несколько минут, чтобы порадовать художника – и поделиться своей детской непосредственностью с остальными людьми. Перед нею на столе лежат персики, а один юная леди держит в руке. На столе лежит нож, который объясняет нам, почему девочка осталась за столом. Просто ее угостили персиками, которые она хотела быстро скушать. Можно сказать, что художник поймал малышку на полпути. Простая мебель и невзыскательная обстановка ясно сообщают зрителю, что на картине показан сельский дом. В простые окна проникают лучи яркого солнца, которые манят к себе, зовут девочку на простор, на волю.
Проверяем работу!
- Прочитайте написанное, получился ли у вас отзыв?
- Проверьте количество частей по плану. Каждая часть текста написана с красной строки.
- Проверьте написание слов с орфограммами по опорным словам, которые использовали. Другие орфограммы постарайтесь проверить сами.
- Работа оформлена аккуратно.
!
?
!
?
!
?
!
?
Подведём итоги работы
- Какой вид работы выполняли?
- Что узнали о картине и художнике?
- Что помогло оформить работу в тетради?
Благодарю за работу!
МОЛОДЦЫ!
В (…) комнату только что вбежала и присела за стол (…) девочка в (…) кофточке, с (…) бантом, украшенным (…) гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В (…) руках она держит (…) персик. (…) лицо Веры похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят (…) глаза. (…) свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о (…) жизни девочки.
(…) краски использует художник. (…) тона говорят о чистоте, нежности героини, передают (что?).
В светлую комнату только что вбежала и присела за стол черноволосая, смуглолицая девочка в розовой кофточке, с черным в белую горошину бантом, украшенным ярко-красной гвоздикой.
Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно. В тонких, смуглых руках она держит (золотистый) персик. Нежное лицо девочки похоже на персик, лежащий на столе. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. Яркий, солнечный свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. Свет рождает красивую игру теней на ее розовой кофточке. Кажется, что все в этой картине говорит о счастливой, безмятежной жизни девочки.
Удивительные краски использует художник. Легкие, свежие тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни.