- Использование нейропсихологических упражнений
в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога школы
Дебой Олеся Викторовна
педагог-психолог
МОУ «СОШ пос. Уральский»
2023г.
Нейропсихологические упражнения – это комплекс различных игровых и двигательных техник.
Глобальная задача данных упражнений – это «вернуть» ребенка на тот этап онтогенеза, где данное нарушение возникло и привести нарушенную функцию к норме.
Нейропсихологические упражнения направлены на :
- развитие высших психических функций;
- обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности;
- повышение работоспособности и
продуктивности;
- развитие общей и мелкой моторики;
- содействие развитию речи;
- стабилизация психоэмоционального
состояния;
- формирование произвольности действий.
Воспитание здорового и всесторонне развитого учащегося остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации.
Сегодня замечена тенденцию к увеличению роста учащихся, имеющих трудности в развитии и обучении. Нам необходимо инновационные технологий, способствующих эффективности работы с учащимися. Для оказания качественной коррекционной-развивающей помощи в работе с учащимися, я использую нейропсихологические упражнения.
Нейропсихологические упражнения. предполагают дополнительную коррекцию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также эмоционально-волевой сферы ребенка через движение. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.
Дыхательные упражнения
«Зевок»: закрыть глаза, открыть рот как можно шире, как бы произнося низкое «у-у-у-у». Данное упражнение выполняется с потягиванием всего тела.
«Ветерок»: на медленном выдохе через рот пальцем или ладонью прерывать воздушную струю, чтобы получился звук.
В коррекционно-развивающей работе, я в основном, использую следующие типы нейропсихологических упражнений: дыхательные, двигательные, глазодвигательные, а также упражнения, направленные на развитие познавательных навыков.
Дыхательные упражнения.
« Зевок »: закрыть глаза, открыть рот как можно шире, как бы произнося низкое «у-у-у-у». Данное упражнение выполняется с потягиванием всего тела.
« Ветерок »: на медленном выдохе через рот пальцем или ладонью прерывать воздушную струю, чтобы получился звук.
Двигательные упражнения (способствуют нормализации гипо- и гипертонуса мышц тела).
Попробуй повтори
Воспроизвести положение рук или позу, эмоции и т. д. которые изображены на картинке. Упражнение способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.
Двигательные упражнения (способствуют нормализации гипо- и гипертонуса мышц тела). Попробуй повтори
Воспроизвести положение рук или позу, эмоции и т. д. которые изображены на картинке.
Упражнение способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.
Глазодвигательные упражнения (способствуют улучшению восприятия и расширяют поля зрения):
«Восьмерка»: правая рука вытягивается перед собой на уровне глаз, при этом пальцы сжимаются в кулак, а средний и указательный пальцы остаются вытянутыми. Дети в воздухе рисуют горизонтальную восьмерку как можно большего размера (сначала восьмерка рисуется маленькой, а затем увеличивается).
Глазодвигательные упражнения (способствуют улучшению восприятия и расширяют поля зрения):
« Восьмерка »: правая рука вытягивается перед собой на уровне глаз, при этом пальцы сжимаются в кулак, а средний и указательный пальцы остаются вытянутыми. Дети в воздухе рисуют горизонтальную восьмерку как можно большего размера (сначала восьмерка рисуется маленькой, а затем увеличивается).
Метод двуручное рисование.
Синхронизируется деятельность обоих полушарий,
заметно увеличивается эффективность работы всего мозга
Метод двуручное рисование .
Синхронизируется деятельность обоих полушарий,
заметно увеличивается эффективность работы всего мозга
Упражнение, направленные на развитие познавательных процессов:
«Чудесная коробка
Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов:
«Чудесная коробка: с помощью коробки, определить предмет, который возможно только потрогать руками.
- Данные упражнения можно дополнять, усложнять, комбинировать.
- Все вышеперечисленные задания подходят как для индивидуальной работы, так и для групповой/подгрупповой.
- Регулярное использование нейропсихологических упражнений в работе педагога-психолога оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, повышает интерес и мотивирует к занятиям, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, улучшает адаптационные и социально-коммуникативные возможности учащихся.
Данные упражнения можно дополнять, усложнять, комбинировать. Все вышеперечисленные задания подходят как для индивидуальной работы, так и для групповой/подгрупповой.
При выполнении данных заданий не требуется большого помещения, а это особенно важно, т.к. многие педагоги-психологи проводят свою коррекционно-развивающую работу в небольших по площади кабинетах.
Данные упражнения не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!