Организация активизации познавательной деятельности обучающихся как средство повышения эффективности урока русского языка (практическая часть)
Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ Войковская СОШ Сметанко Елена Александровна
1. Познавательная игра (Изучение новой темы, работа в группах)
- А сейчас начинается самое интересное. Для каждой группы я подготовила волшебный конверт, в каждом есть инструкция. Ребята, прежде чем выполнять инструкцию, внимательно её прочитайте.
- ГРУППА № 1 (ОПИСАНИЕ)
- Инструкция: 1. Внимательно прочитайте инструкцию. Последовательно выполняйте все задания.
- 2. В файле № 2 есть части схемы «Типы речи». Соберите её:
- а) Если трудно самим составить схемы, воспользуйтесь учебником (стр. 117, 121, 124).
- б) Если вы собрали схемы сами, проверьте их по учебнику (стр. 117, 121, 124).
- 3. Из файла № 3 возьмите тексты, раздайте всем в группе.
- 4. Кто-то один, кто умеет хорошо читать, прочитает всем текст. Вся группа внимательно следит и слушает.
- 5. Возьмите ручки или простые карандаши.
- 6. Определите тему (бабочка) текста, основную мысль (красота и разнообразие бабочек).
- 7. Поставьте вопрос к тексту (Какая бабочка?).
- 8. Подберите к тексту подходящую композиционную схему.
- 9. Найдите эти композиционные части в тексте и выделите их цифрами 1, 2, 3.
- 10. Слова какой части речи пропущены в тексте? (Имена прилагательные)
- 11. Определите тип текста. (Описание.)
- Однажды на лугу я видел ба¬бочек.
- Они были разноцветные: ... и … . Под определенным углом их крылья буквально начинали светиться ... металлами. Сочетание ... цветов и узоров позволило природе до¬стичь бесконечного разнообразия. Прилетали бабочки ..., словно из Ситчика, были ... шелковые красавицы, были и из ... бархата.
- До чего же красивы бабочки!
- Слова для справок: золотые, серебряные, дорогими, различных, в горошек, яркие, голубого.
ГРУППА № 2 (ПОВЕСТВОВАНИЕ)
Инструкция: 1. Внимательно прочитайте инструкцию. Последовательно выполняйте все задания.
2. В файле № 2 есть части схемы «Типы речи». Соберите её:
а) Если трудно самим составить схемы, воспользуйтесь учебником (стр. 117, 121, 124).
б) Если вы собрали схемы сами, проверьте их по учебнику (стр. 117, 121, 124).
3. Из файла № 3 возьмите тексты, раздайте всем в группе.
4. Кто-то один, кто умеет хорошо читать, прочитает всем текст. Вся группа внимательно следит и слушает.
5. Возьмите ручки или простые карандаши.
6. Определите тему (бабочка) текста, основную мысль (дружба бабочки с божьей коровкой) .
7. Поставьте вопрос к тексту. (Что произошло?)
8. Подберите к тексту подходящую композиционную схему.
9. Найдите эти композиционные части в тексте и выделите их цифрами 1, 2, 3. ( 1.Начало события. 2.Развитие события с кульминационным моментом. 3.Конец события.)
10. Слова какой части речи пропущены в тексте? (Глаголы)
11. Определите тип текста. (Повествование.)
… бабочка. И однажды она … с божьей коровкой. Днем они … и … ягоды. А когда … вечер, они не … расставаться. И божья коровка … бабочку к себе в гости. Бабочка там …
На следующий день они … и … мух, которые … деревья. Быстренько пошли в домик божьей коровки. Когда они … через окно, что мухи, которые уничтожают деревья, улетели, бабочка … к себе домой.
Слова для справок: Жила-была, познакомилась, играли, ели, наступил, захотели, пригласила, переночевала, пошли гулять, увидели, уничтожают, увидели, полетела.
ГРУППА № 3 (РАССУЖДЕНИЕ)
Инструкция:1. Внимательно прочитайте инструкцию. Последовательно выполняйте все задания.
2. В файле № 2 есть части схемы «Типы речи». Соберите её:
а) Если трудно самим составить схемы, воспользуйтесь учебником (стр. 117, 121, 124).
б) Если вы собрали схемы сами, проверьте их по учебнику (стр. 117, 121, 124).
3. Из файла № 3 возьмите тексты, раздайте всем в группе.
4. Кто-то один, кто умеет хорошо читать, прочитает всем текст. Вся группа внимательно следит и слушает.
5. Возьмите ручки или простые карандаши.
6. Определите тему (бабочка) текста, основную мысль (бабочки напоминают нам: жизнь быстротечна) .
7. Поставьте вопрос к тексту. (Почему?)
8. Подберите к тексту подходящую композиционную схему.
9. Найдите эти части в тексте и выделите их цифрами 1, 2, 3. ( 1.Тезис (основная мысль). 2.Доказательства. 3.Вывод. ).
10. Слова какой части речи пропущены в тексте? (Существительные)
11. Определите тип текста. (Рассуждение.)
Задумывались ли вы, почему с древних времен разные народы связывали бабочек с высшими тайнами.
В некоторых странах считается, что увидеть бабочку у себя в доме - к счастью: бабочка символизирует все лучшее в жизни человека.А в Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую бабочку - символ неизменной любви.Считается, что увидеть бабочку во сне - добрый знак.
Бабочки напоминают нам: жизнь быстротечна - зачем же тратить ее на уныние? Принимайте каждый день как подарок, радуйтесь и дарите радость другим.
«Сочинение «по кругу» ( по принципу игры «Изысканный труп»)
Может играть весь класс или группы.
Учителем задаётся тема (могут назвать и сами ребята).
Определяется постоянная цепочка, по которой ученики по команде учителя «Передали!» отдают свои листочки (тетради) другому (всегда одному и тому же товарищу по команде). В зависимости от времени, отведённого на игру, листочки «путешествуют» по кругу и могут возвратиться к начинающему. Первое предложение пишет каждый ученик своё. Жанр работы – любой: сказка, рассказ (приключенческий, фантастический, исторический, о будущем и т.д.). По команде «Передали!» начинает «работать» цепочка. Каждый следующий ученик прочитывает все предыдущие предложения, а затем дописывает своё, не нарушая сюжета. Работы получаются интересные, зачитываются перед всеми. Причём ученики сами предлагают, какую работу представить первой, т.к. они знакомы со всеми сочинениями.
Игра «Разведчики» (при изучении темы «Правописание о-ё после шипящих»)
- От слов белорусской стороны проберись к словам русской стороны (соедини стрелочками). Кто первый выполнит, поднимает сигнальную карточку.
- 1.човен 1.ч…рствый
- 2.шаўковы 2.ч…лн
- 3.шэрстка 3.ш…лковый
- 4.чэрствы 4.ш…рстка
Игра «Разведчики» (безударная гласная)
- 1) Хороши, чисты снежные зимы. 2) Скрылись подо льдом большие и малые реки. 3) Необыкновенны суровая зима, яркие зимние дни, лунные ночи! 4) Крепок ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. 5)Зайцы ночами бегают по полям, откапывают хлебную озимь, оставляют на снегу путаные следы.
- Задание:
- Найти за 1 минуту как можно больше слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Игра «Да-Нет»
- Учитель утверждает что-либо, а учащиеся должны согласиться или нет.
Игра «Третье лишнее»
- (Выбрать «третье лишнее» слово в каждом ряду, аргументировать, пояснить
- Летящий, тоскующий, рисовавший.
Игра «Ромашка»
- Задание выполняется по рядам. На доске нарисованы три ромашки, в сердцевине корень слова (-гар-, -раст-,-рос-). За определённое время нужно записать как можно больше однокоренных слов.
раст
гар
рос
Игра «Конструктор»
- Сконструировать слово из морфем.
Во время урока также полезны разминки Лингвистическая разминка
- Скажите одним словом.
- - Тот, кто беседует с кем-нибудь (Собеседник)
- - Лицо, управляющее оркестром (Дирижёр)
- - Мальчик или девочка в переходном возрасте (Подросток).
Фонетическая разминка
- Замените звонкие согласные на глухие:
- балка-палка,
- гости-кости,
- бить-пить
Мини-дискуссии
- учащиеся высказывают своё мнение по предложенному вопросу, приводят аргументы, на основе которых делается вывод. Например: Слово – «застывшая» единица языка или нет? Предлагается высказать свою точку зрения на основе подобранных примеров.
«Сочинение «по кругу»
- Может играть весь класс или группы. Учителем задаётся тема (могут назвать и сами ребята). Определяется постоянная цепочка, по которой ученики по команде учителя «Передали!» отдают свои листочки (тетради) другому (всегда одному и тому же товарищу по команде). В зависимости от времени, отведённого на игру, листочки «путешествуют» по кругу и могут возвратиться к начинающему. Первое предложение пишет каждый ученик своё. Жанр работы – любой: сказка, рассказ (приключенческий, фантастический, исторический, о будущем и т.д.). По команде «Передали!» начинает «работать» цепочка. Каждый следующий ученик прочитывает все предыдущие предложения, а затем дописывает своё, не нарушая сюжета. Работы получаются интересные, зачитываются перед всеми. Причём ученики сами предлагают, какую работу представить первой, т.к. они знакомы со всеми сочинениями.
Словарный диктант
- Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные):
- винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать .
Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных»
- ( Показываются рисунки с изображениями животных .)
- За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
- Ползет, как черепаха.
- Медведь на ухо наступил; Медвежья
услуга.
Нарисуй и назови фразеологизм, изображённый на картинке
- Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
- Спустя рукава (небрежно, кое-как)
- Как курица лапой (небрежный почерк)
- Море по колено (ничего не страшно)
Спасибо за внимание!