СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу по теме "Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ООО"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу по теме "Современный урок русского языка в рамках введения и реализации ФГОС ООО"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу по теме "Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ООО"»

Современный урок русского языка и литературы в рамках введения и реализации  ФГОС ООО Табунникова Е.Е.

Современный урок

русского языка и литературы

в рамках введения и реализации

ФГОС ООО

Табунникова Е.Е.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

  • 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • 2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения , повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • 3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • 4. Эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения , учит детей работать по правилу и творчески.
  • 5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • 7. Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • 8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • 9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения .
  • 10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • 11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности урока:

  • 1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)
  • 1.1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.
  • 1.2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно)
  • 1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом.
  • 1.4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу.
  • 2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.
  • 2.1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.
  • 2.2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся.
  • 2.3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.
  • 2.4. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)
  • 2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.

Показатели эффективности урока:

  • 3. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.
  • 3.1. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)
  • 3.2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
  • 3.3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)
  • 3.4. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
  • 4 . Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
  • 4.1. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).
  • 4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
  • 4.3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
  • 4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  • 4.5. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Виды УУД ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  КОММУНИКАТИВНЫЕ 5

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Виды УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

5

6 основных этапов современного урока 1.Мобилизация  2.Целеполагание  3.Осознание недостаточности имеющихся знаний  4.Коммуникация  5.Взаимопроверка, взаимоконтроль  6.Рефлексия .

6 основных этапов современного урока

1.Мобилизация

2.Целеполагание

3.Осознание недостаточности имеющихся знаний

4.Коммуникация

5.Взаимопроверка, взаимоконтроль

6.Рефлексия .

Технологическая карта урока - обобщенно-графическое выражение сценария урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Технологическая карта урока - обобщенно-графическое выражение сценария урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Подготовка к уроку Определение нового. Конструирование проблемной ситуации. (Способы: «с затруднением» или «с удивлением»). Планирование действий (коммуникация) Планирование решений (подводящий или побуждающий диалог) Планирование результата. Планирование заданий для применения нового знания.

Подготовка к уроку

  • Определение нового.
  • Конструирование проблемной ситуации. (Способы: «с затруднением» или «с удивлением»).
  • Планирование действий (коммуникация)
  • Планирование решений (подводящий или побуждающий диалог)
  • Планирование результата.
  • Планирование заданий для применения нового знания.
Целевой блок  Тема    Цель  Формировать УУД: -личностные -регулятивные -коммуникативные -познавательные   Планируемые результаты -предметные -личностные -регулятивные -коммуникативные -познавательные Инструментальный блок  Задачи урока -образовательные -развивающие -воспитательные  Тип урока    Учебно-методический комплекс Организационно-деятельностный блок    Основные понятия    Организация пространства  Парная, фронтальная, индивидуальная  Межпредметные связи    Действия обучающихся    Диагностика результатов урока (рефлексия)    Домашнее задание  

Целевой блок

Тема

 

Цель

Формировать УУД:

-личностные

-регулятивные

-коммуникативные

-познавательные

 

Планируемые результаты

-предметные

-личностные

-регулятивные

-коммуникативные

-познавательные

Инструментальный блок

Задачи урока

-образовательные

-развивающие

-воспитательные

Тип урока

 

Учебно-методический комплекс

Организационно-деятельностный блок

 

Основные понятия

 

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная

Межпредметные связи

 

Действия обучающихся

 

Диагностика результатов урока (рефлексия)

 

Домашнее задание

 

Современный урок Критерии и показатели Современная школа 1.Интерес и мотивация Целенаправленно создается учителем 2.Целеполагание урока Цель урока согласуется в обсуждении с учениками 3.Характер учебных заданий Проблемный поисковый. Творческий 4.Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем Сопоставимо

Современный урок

Критерии и показатели

Современная школа

1.Интерес и мотивация

Целенаправленно создается учителем

2.Целеполагание урока

Цель урока согласуется в обсуждении с учениками

3.Характер учебных заданий

Проблемный поисковый. Творческий

4.Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем

Сопоставимо

Критерии и показатели Современная школа 5.Активность ученика на уроке Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения 6.Преобладание стиля общения «учитель-ученик» Диалогический 7. Форма урока Урок-исследование, защита проекта, игровой урок , урок-конференция и т.д. 8.Психологич. климат урока Положительное эмоциональное воздействие, комфортность 9.Рефлексия урока Присутствует 10.Приёмы, методики, технологии преподавания Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания

Критерии и показатели

Современная школа

5.Активность ученика на уроке

Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения

6.Преобладание стиля общения «учитель-ученик»

Диалогический

7. Форма урока

Урок-исследование, защита проекта, игровой урок , урок-конференция и т.д.

8.Психологич. климат урока

Положительное эмоциональное воздействие, комфортность

9.Рефлексия урока

Присутствует

10.Приёмы, методики, технологии преподавания

Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания

Формы организации эффективного урока Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок пресс-конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль Урок- лекция И другие

Формы организации эффективного урока

  • Урок- викторина
  • Урок- поиск
  • Проектный урок
  • Урок-экскурсия
  • Урок – экспедиция
  • Урок без учителя
  • Стихотворно-музыкальный урок
  • Урок пресс-конференция
  • Урок взаимообучения
  • Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
  • Интегрированные уроки
  • Урок – фантазия
  • Урок – сказка
  • Урок- спектакль
  • Урок- лекция
  • И другие

Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный интегрированный подходы к обучению

Педагогические технологии:

  • обучение в сотрудничестве,
  • метод проектов,
  • проблемное обучение,
  • игровые технологии,
  • дифференцированный
  • интегрированный подходы к обучению
Прием  “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)    Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).

Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).

Приём «ИНСЕРТ»  Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для  развития критического мышления .   Общепризнанные знаки:  «v»  - если информация известна ;   «+»  - информация, которая услышана впервые;  «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;  «!» - сведения, которые вызвали интерес  «?» - то, что осталось непонятным.

Приём «ИНСЕРТ»

Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления .

Общепризнанные знаки:

«v» - если информация известна ;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

«!» - сведения, которые вызвали интерес

«?» - то, что осталось непонятным.

Прием составления  маркировочной таблицы “ЗУХ”   Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию  З наю У мею Х очу узнать

Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”

  • Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
  • В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию

З наю

У мею

Х очу

узнать

Изучение романа М.Ю.Лермонтова  «Герой нашего времени»  ( дифференцированное домашнее задание):   1)     Фронтальное: написать сочинение «Мои любимые страницы романа»; перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч». 2)     Групповое: а) подготовить сообщение о Печорине (портрет, черты характера, первые читательские впечатления о нем); б) собрать материал о Максим Максимыче. 3)     Индивидуальное: а) подготовить выразительное чтение начала повести «Бэла»; б) подобрать и проанализировать стихотворения М.Ю. Лермонтова, перекликающиеся с описанием природы в повести «Бэла»; в) подготовить рассказ истории жизни Бэлы от имени героини; г) подобрать к повестям поэтические эпиграфы из лирики Лермонтова, отражающие душевное состояние главного героя романа.

Изучение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» ( дифференцированное домашнее задание):

  • 1)     Фронтальное: написать сочинение «Мои любимые страницы романа»; перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч».
  • 2)     Групповое: а) подготовить сообщение о Печорине (портрет, черты характера, первые читательские впечатления о нем); б) собрать материал о Максим Максимыче.
  • 3)     Индивидуальное: а) подготовить выразительное чтение начала повести «Бэла»; б) подобрать и проанализировать стихотворения М.Ю. Лермонтова, перекликающиеся с описанием природы в повести «Бэла»; в) подготовить рассказ истории жизни Бэлы от имени героини; г) подобрать к повестям поэтические эпиграфы из лирики Лермонтова, отражающие душевное состояние главного героя романа.
Прием  “Написание синквейна ” СИНКВЕЙН представляет собой краткую, точную, сжатую характеристику предмета или явления, позволяющую ученику обобщить, синтезировать учебный материал, развить творческие способности, обогатить понятийный «багаж».   Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.   Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам .

Прием “Написание синквейна ”

  • СИНКВЕЙН представляет собой краткую, точную, сжатую характеристику предмета или явления, позволяющую ученику обобщить, синтезировать учебный материал, развить творческие способности, обогатить понятийный «багаж».  Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.  Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам .

Правила написания  синквейна  1 строка -  одно слово – существительное .   Это и есть тема синквейна.   2  строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.  3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.  4 строка - фраза , предложение , состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое  отношение к теме .  5 строка – слово (словосочетание) резюме ,  которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение .

Правила написания синквейна

1 строка - одно словосуществительное .

Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка - фраза , предложение , состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме . 5 строкаслово (словосочетание) резюме , которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение .

Литература 1 Сказка.  2 Мудрая, загадочная.  3.Воспитывает, интересует, учит.  4 В ней добро побеждает зло.  5 Волшебство.

Литература

  • 1 Сказка. 2 Мудрая, загадочная. 3.Воспитывает, интересует, учит. 4 В ней добро побеждает зло. 5 Волшебство.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго ОБЫ ( ) КА  (чай)  ЖЕЛ (  ) СИН  (ток)  МЕ ( ) ОЛАД  (шок)  ВОК ( ) ЕЖЬ  (зал)

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго

  • ОБЫ ( ) КА

(чай)

  • ЖЕЛ ( ) СИН

(ток)

  • МЕ ( ) ОЛАД

(шок)

  • ВОК ( ) ЕЖЬ

(зал)

Задание 2. Вы хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился  оксюморон : вода, мошенник, гром, мудрец, глупец

Задание 2. Вы хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился оксюморон :

  • вода,
  • мошенник,
  • гром,
  • мудрец,
  • глупец
Определите своё понимание истинной красоты человека из предложенных литературных цитат.  (Работа в группах) Младенческая грация души  Уже сквозит в любом её движенье.  А если это так, то что есть красота  И почему её обожествляют люди?  Сосуд она, в котором пустота,  Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка») Ведь высший дар себя не узнает.  А красота превыше дарований –  Она себя являет без стараний  И одарять собой не устает. (Д. Самойлов .«Красота»)  «Чистейшей  прелести  чистейший  образец ». ( А.С. Пушкин. «Мадонна») « Красота  спасет мир!» (Ф.М. Достоевский)

Определите своё понимание истинной красоты человека из предложенных литературных цитат. (Работа в группах)

  • Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка»)
  • Ведь высший дар себя не узнает.

А красота превыше дарований –

Она себя являет без стараний

И одарять собой не устает. (Д. Самойлов .«Красота»)

  • «Чистейшей прелести чистейший образец ». ( А.С. Пушкин. «Мадонна»)
  • « Красота спасет мир!» (Ф.М. Достоевский)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Задание 3 Соедините правильно половинки пословиц. Расставьте недостающие знаки препинания.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Задание 3

Соедините правильно половинки пословиц. Расставьте недостающие знаки препинания.

Задание первой группе:  соотнести понятие и определение.   Задание второй группе:  написать понятие по определению Список терминов:   Определение понятия 1) эпитет  2) фразеологизм  3) лексический повтор  4) противопоставление  5) разговорная лексика Устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.  Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо. Приём, при котором в тексте намеренно повторяется какое-либо слово или фраза, речевая конструкция. Единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Стилистическая фигура, каждая строчка или предложение заканчиваются одним и тем же словом. Слова с разговорной стилистической окраской   6) анафора  7) эпифора

Задание первой группе: соотнести понятие и определение. Задание второй группе: написать понятие по определению

Список терминов:

Определение понятия

  • 1) эпитет 2) фразеологизм 3) лексический повтор 4) противопоставление 5) разговорная лексика
  • Устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.
  • Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо.
  • Приём, при котором в тексте намеренно повторяется какое-либо слово или фраза, речевая конструкция.
  • Единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
  • Стилистическая фигура, каждая строчка или предложение заканчиваются одним и тем же словом.
  • Слова с разговорной стилистической окраской

6) анафора

7) эпифора

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. 

  • «Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и (А)_______ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп – (Б)________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В)________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности – (Г)________ (предложение 37) – фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени». 
  • Список терминов: 1) эпитет 2) сравнительный оборот 3) восклицательные предложения 4) профессиональная лексика 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) разговорная лексика 9) ряд однородных членов предложения

А

Б

8

В

1

Г

5

9