Современный урок
русского языка и литературы
в рамках введения и реализации
ФГОС ООО
Табунникова Е.Е.
Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:
- 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- 2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения , повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- 3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- 4. Эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения , учит детей работать по правилу и творчески.
- 5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- 7. Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- 8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- 9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения .
- 10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- 11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Показатели эффективности урока:
- 1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)
- 1.1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.
- 1.2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно)
- 1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом.
- 1.4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу.
- 2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.
- 2.1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.
- 2.2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся.
- 2.3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.
- 2.4. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)
- 2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.
Показатели эффективности урока:
- 3. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.
- 3.1. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)
- 3.2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
- 3.3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)
- 3.4. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
- 4 . Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
- 4.1. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).
- 4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
- 4.3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
- 4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
- 4.5. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Виды УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
5
6 основных этапов современного урока
1.Мобилизация
2.Целеполагание
3.Осознание недостаточности имеющихся знаний
4.Коммуникация
5.Взаимопроверка, взаимоконтроль
6.Рефлексия .
Технологическая карта урока - обобщенно-графическое выражение сценария урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Подготовка к уроку
- Определение нового.
- Конструирование проблемной ситуации. (Способы: «с затруднением» или «с удивлением»).
- Планирование действий (коммуникация)
- Планирование решений (подводящий или побуждающий диалог)
- Планирование результата.
- Планирование заданий для применения нового знания.
Целевой блок
Тема
Цель
Формировать УУД:
-личностные
-регулятивные
-коммуникативные
-познавательные
Планируемые результаты
-предметные
-личностные
-регулятивные
-коммуникативные
-познавательные
Инструментальный блок
Задачи урока
-образовательные
-развивающие
-воспитательные
Тип урока
Учебно-методический комплекс
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия
Организация пространства
Парная, фронтальная, индивидуальная
Межпредметные связи
Действия обучающихся
Диагностика результатов урока (рефлексия)
Домашнее задание
Современный урок
Критерии и показатели
Современная школа
1.Интерес и мотивация
Целенаправленно создается учителем
2.Целеполагание урока
Цель урока согласуется в обсуждении с учениками
3.Характер учебных заданий
Проблемный поисковый. Творческий
4.Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем
Сопоставимо
Критерии и показатели
Современная школа
5.Активность ученика на уроке
Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения
6.Преобладание стиля общения «учитель-ученик»
Диалогический
7. Форма урока
Урок-исследование, защита проекта, игровой урок , урок-конференция и т.д.
8.Психологич. климат урока
Положительное эмоциональное воздействие, комфортность
9.Рефлексия урока
Присутствует
10.Приёмы, методики, технологии преподавания
Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания
Формы организации эффективного урока
- Урок- викторина
- Урок- поиск
- Проектный урок
- Урок-экскурсия
- Урок – экспедиция
- Урок без учителя
- Стихотворно-музыкальный урок
- Урок пресс-конференция
- Урок взаимообучения
- Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
- Интегрированные уроки
- Урок – фантазия
- Урок – сказка
- Урок- спектакль
- Урок- лекция
- И другие
Педагогические технологии:
- обучение в сотрудничестве,
- метод проектов,
- проблемное обучение,
- игровые технологии,
- дифференцированный
- интегрированный подходы к обучению
Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).
Приём «ИНСЕРТ»
Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления .
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна ;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
- Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
- В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
З наю
У мею
Х очу
узнать
Изучение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» ( дифференцированное домашнее задание):
- 1) Фронтальное: написать сочинение «Мои любимые страницы романа»; перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч».
- 2) Групповое: а) подготовить сообщение о Печорине (портрет, черты характера, первые читательские впечатления о нем); б) собрать материал о Максим Максимыче.
- 3) Индивидуальное: а) подготовить выразительное чтение начала повести «Бэла»; б) подобрать и проанализировать стихотворения М.Ю. Лермонтова, перекликающиеся с описанием природы в повести «Бэла»; в) подготовить рассказ истории жизни Бэлы от имени героини; г) подобрать к повестям поэтические эпиграфы из лирики Лермонтова, отражающие душевное состояние главного героя романа.
Прием “Написание синквейна ”
- СИНКВЕЙН представляет собой краткую, точную, сжатую характеристику предмета или явления, позволяющую ученику обобщить, синтезировать учебный материал, развить творческие способности, обогатить понятийный «багаж». Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам .
Правила написания синквейна
1 строка - одно слово – существительное .
Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка - фраза , предложение , состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме . 5 строка – слово (словосочетание) резюме , которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение .
Литература
- 1 Сказка. 2 Мудрая, загадочная. 3.Воспитывает, интересует, учит. 4 В ней добро побеждает зло. 5 Волшебство.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго
(чай)
(ток)
(шок)
(зал)
Задание 2. Вы хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился оксюморон :
- вода,
- мошенник,
- гром,
- мудрец,
- глупец
Определите своё понимание истинной красоты человека из предложенных литературных цитат. (Работа в группах)
- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка»)
- Ведь высший дар себя не узнает.
А красота превыше дарований –
Она себя являет без стараний
И одарять собой не устает. (Д. Самойлов .«Красота»)
- «Чистейшей прелести чистейший образец ». ( А.С. Пушкин. «Мадонна»)
- « Красота спасет мир!» (Ф.М. Достоевский)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Задание 3
Соедините правильно половинки пословиц. Расставьте недостающие знаки препинания.
Задание первой группе: соотнести понятие и определение. Задание второй группе: написать понятие по определению
Список терминов:
Определение понятия
- 1) эпитет 2) фразеологизм 3) лексический повтор 4) противопоставление 5) разговорная лексика
- Устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.
- Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо.
- Приём, при котором в тексте намеренно повторяется какое-либо слово или фраза, речевая конструкция.
- Единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.
- Стилистическая фигура, каждая строчка или предложение заканчиваются одним и тем же словом.
- Слова с разговорной стилистической окраской
6) анафора
7) эпифора
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
- «Для того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используется и (А)_______ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп – (Б)________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В)________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности – (Г)________ (предложение 37) – фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени».
- Список терминов: 1) эпитет 2) сравнительный оборот 3) восклицательные предложения 4) профессиональная лексика 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) разговорная лексика 9) ряд однородных членов предложения
А
Б
8
В
1
Г
5
9