СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к лекции 6. Художественная культура Киевской Руси

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЛЕКЦИИ 6. Художественная культура Киевской Руси.

Скачать лекцию

Презентация содержит иллюстративный материал к лекции и основные выдержки из текста. Лекция рекомендуется для проведения занятий по предмету История изобразительного искусства в колледжах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции 6. Художественная культура Киевской Руси»

Художественная культура  Киевской Руси

Художественная культура Киевской Руси

Древнерусское государство . Государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в. до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель. Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».

Древнерусское государство . Государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в. до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель.

Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».

Архитектура Древнерусского государства До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен.

Архитектура Древнерусского государства

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен.

Христианство (принято в 988 году) открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Христианство (принято в 988 году) открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала  церковь Успения Пресвятой Богородицы  (989-996). Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм.

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала  церковь Успения Пресвятой Богородицы  (989-996). Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм.

В стольном городе Мстислава - Чернигове - был зало­жен  Спасо-Преображенский собор  (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви.

В стольном городе Мстислава - Чернигове - был зало­жен  Спасо-Преображенский собор  (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви.

Фреска «Фёкла Иконийская»

Фреска «Фёкла Иконийская»

Софийский собор в Киеве  (1037) – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.

Софийский собор в Киеве  (1037) – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка.

Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению  Софийских соборов в Новгороде и Полоцке . Соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде.   Софийских соборов в Новгороде

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению  Софийских соборов в Новгороде и Полоцке . Соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде.  

Софийских соборов в Новгороде

Софийских соборов в Полоцке

Софийских соборов в Полоцке

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве:  Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия . Золотые ворота

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве:  Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия .

Золотые ворота

Зодчество Древней Руси возникло на базе византийской архитектуры, но оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития. Золотые ворота

Зодчество Древней Руси возникло на базе византийской архитектуры, но оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

Золотые ворота

Изобразительное искусство  Древнерусского государства Первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске . Систему росписи культового здания русские мастера восприняли от византийцев. Языческое народное искусство влияло на сложение приемов древнерусской живописи.

Изобразительное искусство

Древнерусского государства

Первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске . Систему росписи культового здания русские мастера восприняли от византийцев. Языческое народное искусство влияло на сложение приемов древнерусской живописи.

Мозаики и фрески Киевской Софии. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. Живопись должна была выражать связь небесного с земным.

Мозаики и фрески Киевской Софии. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. Живопись должна была выражать связь небесного с земным.

В куполе в окружении четырех архангелов – хранителей трона Всевышнего – изображен Христос Вседержитель.

В куполе в окружении четырех архангелов – хранителей трона Всевышнего – изображен Христос Вседержитель.

В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, – евангелисты, на подпружных арках в медальонах – «40 мучеников севастийских».

В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, – евангелисты, на подпружных арках в медальонах – «40 мучеников севастийских».

На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображается сцена Благовещения: две фигуры – архангела Гавриила и Богоматери – умещаются на столбах.

На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображается сцена Благовещения: две фигуры – архангела Гавриила и Богоматери – умещаются на столбах.

В центральной апсиде на ее верхней вогнутой поверхности предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками, – заступница, позднее в народе получившая имя «Нерушимая стена», – образ, восходящий к языческому образу праматери. Ее фигура достигает почти 5 м.

В центральной апсиде на ее верхней вогнутой поверхности предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками, – заступница, позднее в народе получившая имя «Нерушимая стена», – образ, восходящий к языческому образу праматери. Ее фигура достигает почти 5 м.

Язык мозаик прост и лаконичен. Изображения плоскостны, что характерно для средневекового искусства. Фигуры как бы распластаны на золотом фоне, еще более подчеркивающем их плоскостность, формы архаичны, грузны, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок.

Язык мозаик прост и лаконичен. Изображения плоскостны, что характерно для средневекового искусства. Фигуры как бы распластаны на золотом фоне, еще более подчеркивающем их плоскостность, формы архаичны, грузны, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок.

Живопись подкупольного пространства и апсид была исполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской , более дешевой и доступной формой монументальной живописи. На Руси именно эту технику ждало большое будущее. фреска

Живопись подкупольного пространства и апсид была исполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской , более дешевой и доступной формой монументальной живописи. На Руси именно эту технику ждало большое будущее.

фреска "Сошествие Христа в ад"

Портрет семьи Ярослава Мудрого

Портрет семьи

Ярослава Мудрого

Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря.

Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря.

В XI в., несомненно, было создано много икон, мы знаем даже имя одного русского мастера – Алимпий , – жившего в конце XI в.

В XI в., несомненно, было создано много икон, мы знаем даже имя одного русского мастера – Алимпий , – жившего в конце XI в.

Икона «Владимирская Богоматерь» (ГТГ), вывезенная из Константинополя в Киев в начале XII в., – произведение византийского искусства. Название «Владимирская» возникло после того, как в 1155 г. князь Андрей Боголюбский ушел из Киева во Владимир.

Икона «Владимирская Богоматерь» (ГТГ), вывезенная из Константинополя в Киев в начале XII в., – произведение византийского искусства. Название «Владимирская» возникло после того, как в 1155 г. князь Андрей Боголюбский ушел из Киева во Владимир.

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния – византийское, южнославянское, даже романское,– Киевская Русь создала свое самобытное искусство, предопределила пути развития искусства отдельных земель и княжеств. Искусство Киевской Руси – недолгий, но один из величайших периодов в отечественной культуре. Получил распространение крестово-купольный тип храма, просуществовавший до XVII столетия, система стенописи и иконография, которые легли в основу всей живописи Древней Руси.

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния – византийское, южнославянское, даже романское,– Киевская Русь создала свое самобытное искусство, предопределила пути развития искусства отдельных земель и княжеств. Искусство Киевской Руси – недолгий, но один из величайших периодов в отечественной культуре. Получил распространение крестово-купольный тип храма, просуществовавший до XVII столетия, система стенописи и иконография, которые легли в основу всей живописи Древней Руси.