Художественная культура Киевской Руси
Древнерусское государство . Государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в. до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель.
Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».
Архитектура Древнерусского государства
До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен.
Христианство (принято в 988 году) открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.
Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм.
В стольном городе Мстислава - Чернигове - был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви.
Фреска «Фёкла Иконийская»
Софийский собор в Киеве (1037) – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка.
Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.
Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке . Соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде.
Софийских соборов в Новгороде
Софийских соборов в Полоцке
Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия .
Золотые ворота
Зодчество Древней Руси возникло на базе византийской архитектуры, но оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.
Золотые ворота
Изобразительное искусство
Древнерусского государства
Первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске . Систему росписи культового здания русские мастера восприняли от византийцев. Языческое народное искусство влияло на сложение приемов древнерусской живописи.
Мозаики и фрески Киевской Софии. Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но и воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом. Живопись должна была выражать связь небесного с земным.
В куполе в окружении четырех архангелов – хранителей трона Всевышнего – изображен Христос Вседержитель.
В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, – евангелисты, на подпружных арках в медальонах – «40 мучеников севастийских».
На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображается сцена Благовещения: две фигуры – архангела Гавриила и Богоматери – умещаются на столбах.
В центральной апсиде на ее верхней вогнутой поверхности предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками, – заступница, позднее в народе получившая имя «Нерушимая стена», – образ, восходящий к языческому образу праматери. Ее фигура достигает почти 5 м.
Язык мозаик прост и лаконичен. Изображения плоскостны, что характерно для средневекового искусства. Фигуры как бы распластаны на золотом фоне, еще более подчеркивающем их плоскостность, формы архаичны, грузны, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок.
Живопись подкупольного пространства и апсид была исполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской , более дешевой и доступной формой монументальной живописи. На Руси именно эту технику ждало большое будущее.
фреска "Сошествие Христа в ад"
Портрет семьи
Ярослава Мудрого
Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря.
В XI в., несомненно, было создано много икон, мы знаем даже имя одного русского мастера – Алимпий , – жившего в конце XI в.
Икона «Владимирская Богоматерь» (ГТГ), вывезенная из Константинополя в Киев в начале XII в., – произведение византийского искусства. Название «Владимирская» возникло после того, как в 1155 г. князь Андрей Боголюбский ушел из Киева во Владимир.
Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния – византийское, южнославянское, даже романское,– Киевская Русь создала свое самобытное искусство, предопределила пути развития искусства отдельных земель и княжеств. Искусство Киевской Руси – недолгий, но один из величайших периодов в отечественной культуре. Получил распространение крестово-купольный тип храма, просуществовавший до XVII столетия, система стенописи и иконография, которые легли в основу всей живописи Древней Руси.