Обобщающий урок по теме: « Тип Членистоногие»
Цель:
- повторить и систематизировать знания о строении, многообразии жизнедеятельности членистоногих;
Задачи:
- Обобщение и закрепление знаний о многообразии представителей типа Членистоногие, об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;
- Значение в природе и жизни человека;
- Формирование умений распознавать изученных животных;
- Формирование бережного отношение к окружающей природе
- Формирование умений работать в группах, в парах;
- давать аргументированные ответы на вопросы.
Работа в парах
Работа в парах
Работа в парах
Признаки класса насекомые
- Тело состоит из трех отделов (голова, грудь, брюшко).
- На голове располагаются одна пара сложных глаз
- Грудь несет три пары ходильных ног
- У большинства крылья
- Дыхание осуществляется с помощью трахей
- Кровеносная система не замкнутая
- По образу жизни встречаются летающие, бегающие, роющие и плавающие насекомые
Признаки класса паукообразные
- Тело паукообразных разделено на два отдела: головогрудь и брюшко;
- На головогруди находится 6 пар конечностей;
- Глаза простые;
- Усики отсутствуют
- Дышат с помощью легких трахей
- Кровеносная система не замкнутая
- Пищеварение вне полостное
- Оплодотворение внутреннее
Признаки класса ракообразные
- Тело состоит из головы, груди (или головогруди) и брюшка
- На головогруди 5 пар ходильных ног
- Органы дыхания жабры
- Глаза сложные
- Кровеносная система не замкнута
- Выделение осуществляется зелеными железами
Работа с текстом
Класс Насекомые
Тело насекомых состоит из
головы, ____и брюшка. На голове __ пара усиков. Органы зрения – одна пара сложных (фасеточных) глаз. Имеется ___ ног и обычно две пары крыльев. Органы дыхания ___, органы выделения ____ сосуды, открывающиеся в кишечник. Раздельнополые, самки откладывают оплодотворенные яйца. Развитие насекомых бывает с ___ и не ____ превращением.
Работа с текстом
Класс Насекомые
Тело насекомых состоит из
головы, груди и брюшка. На голове одна пара усиков. Органы зрения – одна пара сложных (фасеточных) глаз. Имеется шесть ног и обычно две пары крыльев. Органы дыхания трахеи , органы выделения мальпигиевы сосуды, открывающиеся в кишечник. Раздельнополые, самки откладывают оплодотворенные яйца. Развитие насекомых бывает с полным и не полным превращением.
Работа с текстом
Класс Ракообразные
Тело ракообразных
разделено на __ и____.
На голове расположены сложные ______и две пары усиков. Ракообразные имеют ____ пар ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают ______. Растут ракообразные только в период ________.
Работа с текстом
Класс Ракообразные
Тело ракообразных
разделено на головогрудь и брюшко .
На голове расположены сложные глаза и две пары усиков. Ракообразные имеют пять пар ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают жабры . Растут ракообразные только в период линьки .
Установи последовательность
Установите правильную последовательность этапов развития бабочки капустной белянки, начиная с яйца.
1)рост и накопление питательных веществ гусеницей;
2)переживание холодов
3)откладывание яиц на листья капусты
4)выход гусениц из яиц
5)выход имаго- взрослых особей
6)образование неподвижных куколок
Установи последовательность
341625
Биологические задачи
№ 1.На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего?
(Принимает «Муравьиную ванну» , чтобы освободиться от паразитов);
Биологические задачи
В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов.
Колорадский жук
Биологические задачи
№ 3.Мы иногда в шутку употребляем выражение: “Я покажу тебе, где раки зимуют!”. Правомерно ли подобное утверждение?
А где зимуют раки?
Да. Раки зимуют в естественных подводных береговых норах или под корягами и в других метах.
Биологические задачи
№ 4.Осенью поймали самку паука
крестовика, поместили ее в
садок и регулярно пускали туда
насекомых. Самка сделала в садке
паутинный кокон. Отложила в него
яйца и через некоторое время
умерла, хотя для нее были созданы
все необходимые условия. Как вы
можете объяснить это явление?
Этот вид паука зимует в стадии яйца. Поэтому самка паука погибла не от недостатка корма, а от того, что у нее закончился жизненный цикл.
Биологические задачи
В конце весны начале лета на человека нападают самки комаров, в то время как самцы в большинстве случаев питаются соками растений или вообще не питаются. Дайте объяснение этому явлению.
Определи животное
В Египте он считается священным жуком, его изображения украшали храмы, целые армии останавливались завидя его на дороге. Такие почести жук заслужил благодаря своей особенности лепить шары из навоза и
перекатывать их на
десятки метров.
скарабей
Определи животное
Этот гигант нашей фауны достигает 8 см. Треть длины приходится у самцов на огромные челюсти, напоминающие рога оленя. Назовите жука.
жук- олень
Определи животное
По своему внешнему строению это насекомое внешне похоже на крота, так же, как и ее жизнь. Тело имеет бурый оттенок. Они хорошо летают. Относится к вредителям огородов, которые портят наземные плоды и подземные части многих овощей и растений.
Интерактив
Отряды насекомых
- Прямокрылые
- Равнокрылые
- Жесткокрылые
- Чешуекрылые
- Перепончатокрылые
- Двукрылые
Интерактив
Интерактив
- Прямокрылые
- Равнокрылые
- Жесткокрылые
- Перепончатокрылые
- Двукрылые
ВИДЕОРОЛИКИ
Определите живой организм
Видеоролики
Двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав? Почему?
Видеоролики
Какой тип развития характерен для стрекоз и клопов?
Запишите схему развития этих насекомых?
Клоп домашний
Видеоролик
Какое заболевание вызывает чесоточный клещ?
К какому классу его относят?
Меры профилактики данного заболевания?
Внутреннее строение
Внутреннее строение
Внутреннее строение
Внутреннее строение
Внутреннее строение
Выполнение теста Рефлексия
Домашнее задание
- Почему паук-серебрянка может жить под водой?
- Какое животное, не связанное с водой в своем развитии?
В)
Г)
Д)
А)
Б)
Домашнее задание
- Найдите муравья среди изображенных животных:
Задание 2 . Установите соответствие и заполните таблицу.
А (ракообразные)
Б (паукообразные)
В
(насекомые)
1. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка
2. Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка
3. Брюшко членистое
4.Брюшко нечленистое
5. Животные имеют по три пары ног
6. Животные имеют по четыре пары ног
7. Усиков 2 пары – длинные и короткие
8. Усиков 1 пара
9. Животные имеют простые глаза
10. Животные имеют сложные (фасеточные) глаза
11. Органы дыхания – жабры
12. Дыхание трахейно-легочное
13. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки
14. Гемолимфа – зеленоватого цвета
15. Мальпигиевы сосуды
А (ракообразные)
Б (паукообразные)
1,3,7,10,11,13,14
В
1,4,6,9,12,13,15
(насекомые)
2,3,5,8,13,15.
Задание 4. Биологические задачи
4. Для насекомых характерно развитие с полным и неполным превращением. Оказывается, один из указанных типов развития дает определенные преимущества в выживании. Почему?
Насекомые с неполным превращением развиваются быстрее, чем с полным, поэтому численность первых за короткий отрезок времени может быстро увеличиться, а это шанс на выживание.
Задание 4. Биологические задачи
5. В конце весны начале лета на человека нападают самки комаров, в то время как самцы в большинстве случаев питаются соками растений или вообще не питаются. Дайте объяснение этому явлению.
Самкам кровососущих видов комаров для развития яиц требуется кровь, хоботок у них удлиненный, что позволяет прокалывать кожу для питания кровью. У самцов хоботок короткий и они могут прокалывать лишь покровные ткани у растений и питаться их соками.
Спасибо за внимание! Приступаем к выполнению теста. Удачи!