Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж им. М.З.Гнездилова»
Степенная функция (обобщающее занятие)
Дисциплина ПД.01 Математика
1 курс
Разработчик: Евсюкова С..Е
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь» М.В. Ломоносов, русский ученый (1711-1765)
Содержание
Исторические сведения
Области применения
Народная мудрость
Пункты содержания можно изменить (удалить или добавить). На все пункты установлены гиперссылки. Справа можно вставить рисунок, раскрывающий тему урока.
Викторина
Домашнее задание
3
«Математика, вероятно, никогда не достигла бы такой высокой степени совершенства, если бы древние не приложили столько усилий для изучения вопросов, которыми сегодня многие пренебрегают из-за их мнимой бесплодности» Леонард Эйлер, швейцарский математик, механик (1707-1783)
3
Пятое действие арифметики
Потребность в действиях возведения в степень и извлечения корня была вызвана практической необходимостью.
Представление о возведении в степень как о самостоятельной операции сложилось не сразу, хотя задачи на вычисление степеней встречаются еще в математических текстах Древнего Египта и Междуречья. Глиняные плитки содержат записи таблиц квадратов, кубов и их обратных значений.
Первоначально под степенью понимали произведение нескольких одинаковых сомножителей.
В XIV в. французский епископ города Лизье в Нормандии Никола Орем впервые стал заменять корни из чисел дробными показателями степени.
Английский математик Джон Валлис в 1665 г. впервые подробно рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей.
Современное обозначение натуральной степени впервые ввел Декарт, а отрицательных степеней - И. Ньютон в 1676 году.
Джон Валлис
К каждой теме можно вставить рисунок или чертеж. На названиях тем установлены гиперссылки. Все кнопки навигации работают.
Исаак Ньютон
5
Шестое действие арифметики
Еще 4000 лет назад вавилонские ученые умели находить приблизительные значения квадратного корня из любого целого числа.
Среди знаменитых задач, которыми занимались древнегреческие ученые еще в V – IV вв. до н.э., была задача «об удвоении куба»: «Найти ребро куба, объем которого в 2 раза больше объема данного куба». Схему для приближенного извлечения кубических корней дал греческий математик Герон Александрийский в I в. н.э.
Приемы извлечения кубического и квадратного корня с помощью счетной доски и счетных палочек содержатся в китайском трактате XIII в. «Математика в девяти книгах».
Слово «корень» пришло от арабов, которые представляли себе квадрат числа, вырастающим из корня, как растение.
Современный знак корня ввел Рене Декарт в 1637 году, однако во всеобщее употребление он вошел лишь в начале XVIII в. Тогда же было установлено, что квадратный корень из положительного числа имеет два значения – положительное и отрицательное, а из отрицательного числа квадратный корень извлекать нельзя.
К каждой теме можно вставить рисунок или чертеж. На названиях тем установлены гиперссылки. Все кнопки навигации работают.
Герон
Рене Декарт
6
Биографические сведения о Рене Декарте
Честь придания алгебре современного вида принадлежит Р. Декарту.
Рене Декарт родился в маленьком городке Лаэ провинции Турень, в не очень знатной, но зажиточной дворянской семье. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.
В восемь лет Рене отдали на полное попечение в одну из лучших иезуитских коллегий. Впоследствии Декарт с благодарностью вспоминал о заботах ее воспитателей.
Парадоксально, но именно иезуиты, учителя Декарта, станут потом его заклятыми врагами. Декарта стали преследовать за его философское учение, и он был вынужден искать убежища в Голландии, где прожил около 20 лет. Однако, это его не спасло. Произведения Декарта были присуждены сожжению.
Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы, изучает самые различные науки – от медицины до метеорологии. Декарт сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.
К каждой теме можно вставить рисунок или чертеж. На названиях тем установлены гиперссылки. Все кнопки навигации работают.
6
Биографические сведения о Рене Декарте
Швецией в это время правила 20-летняя королева Кристина Августа. Энергичная королева обладала незаурядными способностями. Она пригласила к себе Декарта в 1649 году для занятий философией.
Несмотря на зимние холода, уроки начинались в пять утра. Это было тяжело для Декарта. Однажды, направляясь во дворец, он простудился. началось воспаление легких, и 11 февраля 1650 года Декарт умер.
В 1980 г. в архиве Лейденского университета нашлось письмо личного врача королевы Кристины, которое показывает, что ученый умер не от воспаления легких, а был отравлен. Предполагают, что это было сделано из опасения влияния католика Декарта на протестантку Кристину. Тем не менее через четыре года после смерти ученого королева отреклась от престола, перешла в католичество и уехала в Италию.
Так спустя 330 лет после смерти, возможно, была раскрыта тайна гибели великого Декарта.
К каждой теме можно вставить рисунок или чертеж. На названиях тем установлены гиперссылки. Все кнопки навигации работают.
6
« Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять » Рене Декарт, французский философ, математик (1596 -1650)
6
Применение степенной функции
Траектория, по которой движется брошенное под углом к горизонту тело с учетом сопротивления воздуха – это баллистическая кривая.
СТЕПЕНЬ С натуральным четным ПОКАЗАТЕЛЕМ - парабола
Применение степенной функции
Стрелочный перевод
СТЕПЕНЬ С натуральным нечетным показателем – кубическая парабола
Применение степенной функции
В экономике – функции спроса; кривые безразличия
СТЕПЕНЬ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ДРОБНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ - гипербола
Применение степенной функции
В кинематике – график равнозамедленного движения
СТЕПЕНЬ С положительным ДРОБНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (правильная дробь) – ветвь параболы
Применение степенной функции
Многие функциональные зависимости выражаются через степенную функцию. Например,
- В геометрии зависимость объема куба V от его ребра a:
V = a 3 ;
- В географии дальность d расстояния горизонта от наблюдателя - это функция высоты, на которую поднят наблюдатель над уровнем моря:
d = 3,8h 1/2 ;
- В строительстве сопротивление балки изгибу зависит от момента инерции сечения относительно нейтрального слоя. Момент инерции для круглой балки радиуса R равен
R 2 /4,
а для квадратного сечения со стороной а:
а 4 /12,
где - плотность материала на единицу площади.
К каждой теме можно вставить рисунок или чертеж. На названиях тем установлены гиперссылки. Все кнопки навигации работают.
6
Применение степенной функции в экономике
В экономике используются функции полезности, показывающие отношение потребителя к товару.
Функции полезности, описывающие поведение человека в зависимости от характера, темперамента, отношения к риску:
- Ровное отношение – полезность оценивается пропорционально количеству купленного;
- Осторожное отношение – полезность больших приобретений преуменьшается, а «вредность» больших потерь преувеличивается;
- Смелое отношение – полезность больших приобретений преувеличивается, а «вредность» больших потерь преуменьшается.
К каждой теме можно вставить рисунок или чертеж. На названиях тем установлены гиперссылки. Все кнопки навигации работают.
6
Применение степенной функции в физике
Многие физические зависимости выражаются через степенную функцию. Например,
- сила притяжения F двух тел массами m 1 и m 2 зависит от расстояния r между ними:
F = γ m 1 m 2 r – 2 ;
- зависимость между расстоянием h и временем t при свободном падении с начальной скоростью v 0 такова:
где g – ускорение свободного падения;
- зависимость периода колебаний математического маятника T от его длины x:
T = 2 (x/g) 1/2 ;
- зависимость давления газа P при расширении или сжатии без теплообмена с окружающей средой от его объема V:
V· P k = C
(для воздуха k = -1,4).
Заметим, что в двух последних случаях показатель степени не является целым числом.
К каждой теме можно вставить рисунок или чертеж. На названиях тем установлены гиперссылки. Все кнопки навигации работают.
6
«Русский народ создал огромную изустную литературу... Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа» А.Н. Толстой, русский писатель (1882-1945)
6
Степенная функция в пословицах и поговорках
«Чем дальше в лес, тем больше дров»
«Горяч на почине, да скоро остыл»
Степенная функция в пословицах и поговорках
« Поменьше говори, побольше услышишь»
«Как аукнется, так и откликнется»
Степенная функция в пословицах и поговорках
«Недосол на столе – пересол на спине»
«Душа в пятки ушла»
Викторина
«Счет и вычисления - основа порядка в голове» Иоганн Генрих Песталоцци, швейцарский педагог (1746-1827)
6
1. Функция у = 1/х является степенной.
6
2. Установите пары взаимно обратных функций
у = 1/5· (х + 3)
y = 3х + 5
у = х 3 + 5
y = 3/( х – 5)
у = 1/3· (х - 5)
y = 5х – 3
у = 3 – 5/х
y = 5/(3 – х)
у = 3/х + 5
y = (х – 5) 1/3
6
3. Найдите область определения функции у = (3х + 1) -2
х -1/3
6
4. Найдите множество значений функции у = х - 4
(0; + )
6
5. Функция у = х 1/3 является возрастающей на всей области определения.
6
6а). Какой из графиков соответствует функции y = - х 3 + 3
Ответ: а
6б). Какой из графиков соответствует функции y = (х – 2) 1/3
Ответ: г
6в). Какой из графиков соответствует функции y = (х-3) 3 - 1
Ответ: в
7. В каком случае уравнения являются равносильными?
(2х – 3) 2 = 25 и 2х – 3 = 5
(х 2 – 3х + 2)/(х – 1) = 0 и х 2 – 3х + 2 = 0
(х + 18) 1/3 = (2 – х) 1/3 и х + 18 = 2 – х
х – 1 = 0 и 2 х – 1 = 0
(х – 5) 2 = 3(х – 5) и х – 5 = 3
6
8. Найдите область определения уравнения
-3;0
6
9. Какая из функций соответствует графику?
у = х 4
у = х 0,2
у = х - 4
у = х -3
у = х 7
6
10. Подберите для каждого уравнения предпочтительный метод решения
возведение в квадрат с последующей проверкой
графический
замена переменной
использование свойства монотонности функции
оценка ОДЗ
6
11. Какая из функций является нечетной:
у = 5/ х 3
у = 5/х + 1
у = 5х 6
у = х 4/3 + 5
у = х 4/3
Домашнее задание
- Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. - Упр. к главе 3, «Проверь себя»
Использованные источники
- Удивительная история математики / В.С. Кессельман. – М. : ЭНАС-КНИГА, 2013. – 232 с. : ил. – (О чем умолчали учебники).
- Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение, 2014.
- Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика для поступающих в вузы. М.: Учебный центр «Московский Лицей», 1996.
- http://le-savchen.ucoz.ru/publ/19-2
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/shablon_prezentatcii_142810.html (шаблон презентации)
6