Второстепенные члены предложения (на материале повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
ЧИТАЯ А. С. ПУШКИНА, МОЖНО
ВЕЛИКОЛЕПНЫМ ОБРАЗОМ
ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ
XVIII век – век царствования Екатерины II . В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III , своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознагражде…ы.
Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину XVIII столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как в годы ее правления расширилась тер/рритория государства. Россия вела активную выгодную внешнюю торговлю через порты Пр…балтики и Пр…черноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение ис/сскус/сства требовало денег.
Екатерина II была умна и образова…а. Она пр…давала большое значение законодательству, считая, что законы созд…ются «для воспитания граждан». В годы ее правления выр…сли налоги, вся тяжесть легла на плечи крестьян. Пол…жение крепостных крестьян в это время еще более ухудшилось. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать пр…винившихся крестьян, тв…рить всякий произвол. Бесправие, нищета толкала крестьян на бунты, которые жестоко под…влялись.
В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернет свой престол, накаж…т царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бе…крайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился. Об этом говорили его воззвания, написа…ые на простом и понятном для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошел народ. Восстание охватило большую тер/рриторию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавле…о.
При Екатерине II
произошла
Крестьянская война
1773 - 1775 годов под предводительством
Емельяна Пугачёва.
Классики о «Капитанской дочке»
- «Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина» (Белинский В.Г.)
- «Сравнительно с «Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней».
( Гоголь Н.В.)
Казачье предместье Оренбурга – Форштадт.
Честь – это
- общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости;
- целомудрие;
- почет, уважение.
ПЕТР ГРИНЕВ
ИГРА
«ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО»
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали … (как?). Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в … (какую?) тучу, которая … (как?) подымалась, росла и … (как?) облегала небо. Пошёл … (какой?) снег - и вдруг повалил ... (как?). Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение … (какое?) небо смешалось с … (с каким?) морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик, - беда: буран!»…
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой … (с какой?) выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли… (как?) – и скоро стали.
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно . Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями . Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик, - беда: буран!»…
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.
Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток . Лошади бежали дружно . Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу , которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо . Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем . Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»…
Я выглянул из кибитки : всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью , что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича ; лошади шли шагом – и скоро стали.
Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ метели, делают текст интересным, образным, впечатляющим, более глубоким, конкретным, эмоциональным
Петр Гринев
и Маша Миронова
Гринев и Швабрин
ПЕТР ГРИНЕВ И ПУГАЧЕВ
ГРУППОВАЯ РАБОТА
1. Соотнести устаревшие слова с современными.
2. Восстановить пословицы и поговорки из повести «Капитанская дочка».
3. Соотнести портреты с характеристикой персонажей повести.
СООТНЕСТИ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА С СОВРЕМЕННЫМИ
СЛУЖБА
- Фортеция
- Челобитье
- Лазутчик
- Напасти
- Супостат
- Жаловать
- Вечерня
- Оказия
- Пенять
НАГРАЖДАТЬ
БЕДЫ
УКОРЯТЬ
РАЗВЕДЧИК
ПОКЛОН
СЛУЧАЙ
ВРАГ
КРЕПОСТЬ
ПРОВЕРЬ!
- Фортеция
- Челобитье
- Лазутчик
- Напасти
- Супостат
- Жаловать
- Вечерня
- Оказия
- Пенять
КРЕПОСТЬ
ПОКЛОН
РАЗВЕДЧИК
БЕДЫ
ВРАГ
НАГРАЖДАТЬ
СЛУЖБА
СЛУЧАЙ
УКОРЯТЬ
ВОССТАНОВИТЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
слово
слово
слово
слово
слово
слово
слово
слово
ПРОВЕРЬ!
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Семь бед – один ответ.
- Будет дождик – будут
и грибки.
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Конь о четырех ногах, да спотыкается.
- Вместе жить– вместе и умирать.
- Незваный гость хуже татарина.
ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
слово
слово
слово
слово
слово
слово
- Послужи верой и правдой.
- Бог тебе судья.
- Долг платежом красен.
- Утро вечера мудренее.
- Держать ухо востро.
СООТНЕСИ ПОРТРЕТЫ С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ПЕРСОНАЖЕЙ
ОПИСАНИЕ ПОРТРЕТОВ
1)«Наружность его мне показалась мне замечательной. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо го имело выражение довольно приятное, но плутовское».
2)«...молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым... это был офицер, выписанный из гвардии за поединок. Разговор его был остер и занимателен».
3)«…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною.»
4)«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».
5)«Тут вошла девушка осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели»
6)«Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к старику, который был и денег, и белья, и дел рачитель, приказал отдать сто рублей»
2) ШВАБРИН
5) МАША МИРОНОВА
6) САВЕЛЬИЧ
1) ПУГАЧЕВ
4) ЕКАТЕРИНА II
3) ПЕТР ГРИНЕВ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- 1.Найти в тексте просмотренный эпизод с Пугачёвым, выписать осложнённое предложение или сложное предложение из этого фрагмента текста и произвести полный синтаксический разбор.
- 2. Упражнение 103 стр.67
- 3. Ответить письменно на вопрос «В чём проявилась связь русского языка, литературы и смежных дисциплин на уроке. Нужны ли подобные уроки и почему?» ( по желанию)
ССЫЛКИ
- http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Kiprensky_Pushkin.jpg&filetimestamp=20120911154650&uselang=ru – портрет Пушкина ;
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Johann-Baptist_Lampi_d._%C3%84._001.jpg – портрет Екатерины II;
- http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/a_s_pushkin_kapitanskaya_dochka/Grinev.jpg&imgrefurl=http://desultoryaamina.blogspot.com/&usg=__41g7fUfQvngziXb6KWc6cgxbC8o=&h=275&w=202&sz=45&hl=ru&start=0&zoom=1&tbnid=WS14b0idTMkkFM:&tbnh=140&tbnw=102&ei=z9_AUKmrMYSL4gSNxoG4CA&itbs=1&iact=rc&dur=223&sig=100507537270782271892&page=1&ndsp=1&ved=1t:429,r:0,s:0,i:59&tx=74&ty=73 – портрет Петра Гринева;
- http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&client=firefox-a&hs=ZYM&sa=X&tbo=d&rls=org.mozilla:ru:official&biw=1280&bih=907&tbm=isch&tbnid=p5esathXRzGVmM:&imgrefurl=http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post66023387/&docid=NkBcXsks_SRfFM&imgurl=http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/17/62/17062877_S.jpg&w=700&h=334&ei=eN_AULLvBYzP4QS9YDwAg&zoom=1&iact=rc&dur=315&sig=100507537270782271892&page=1&tbnh=140&tbnw=280&start=0&ndsp=37&ved=1t:429,r:4,s:0,i:96&tx= 144&ty=85 – рисунок дуэли Гринева и Швабрина;
- http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&client=firefox-a&hs=ZYM&sa=X&tbo=d&rls=org.mozilla:ru:official&biw=1280&bih=907&tbm=isch&tbnid=Pi6zIIL0l5SZbM:&imgrefurl=http://www.priestt.com/article/rel/religion_1526.html&docid=6bfQATKQOoUwoM&imgurl=http://www.priestt.com/gg_priestt/ee/images_nsad/grushka-05.jpg&w=384&h=241&ei=eN_AULLvBYzP4QS-9YDwAg&zoom=1&iact=hc&vpx=110&vpy=135&dur=89&hovh=178&hovw=284&tx=111&ty=117&sig=100507537270782271892&page=1&tbnh=140&tbnw=233&start=0 &ndsp=37&ved=1t:429,r:1,s:0,i:87 – портрет Маши Мироновой;
- http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&client=firefox-a&tbo=d&rls=org.mozilla:ru:official&biw=1280&bih=907&tbm=isch&tbnid=YVd0LbIrlqEw8M:&imgrefurl=http://www.itoim.kspu.ru/progect_intel/ponomarefa/voina.htm&docid=ycJLFtktXI4GdM&imgurl=http://www.itoim.kspu.ru/progect_intel/ponomarefa/images/dopros.jpg&w=231&h=315&ei=veHAUJTWOsqB4gSN5IG4DA&zoom=1&iact=rc&dur=225&sig=100507537270782271892&page=1&tbnh=140&tbnw=93&start=0&ndsp=36&ved=1t:429,r:24,s:0,i:157&tx=47&ty=59 – рисунок Петра Гринева и Пугачева;
ССЫЛКИ
- http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&client=firefoxa&hs=PGE&sa=X&tbo=d&rls=org.mozilla:ru:official&biw=1280&bih=907&tbm=isch&tbnid=Z1VfjMJ3jep2RM:&imgrefurl=http://www.afisha.ru/movie/166803/&docid=1eHGeU4IUzEPoM&imgurl=http://s2.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/011/011ff1ae44974ba9b29ebd0e61eabeb6/p_F_main.jpg&w=560&h=315&ei=wkvLUOXiI6r44QT43ICACw&zoom=1&iact=hc&vpx=214&vpy=147&dur=188&hovh=168&hovw=300&tx=153&ty=95&sig=100507537270782271892&page=1&tbnh=154&tbnw=257&start=0&ndsp=33&ved=1t:429,r:2,s:0,i:94 – портрет Пугачева;
- http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://ote4estvo.ru/uploads/posts/2010-09/1287573307_image002.jpg&imgrefurl=http://ote4estvo.ru/kartiny-russkix-xudozhnikov/379-kartiny-borovikovskogo.html&h=975&w=643&sz=64&tbnid=9e5pTFIAKFjn-M:&tbnh=90&tbnw=59&zoom=1&usg=__TcVQeFpZvVekW16ShIqLxy_DM3Y=&docid=w1Yv4KOJv-zx0M&hl=ru&sa=X&ei=LEzLUIWMOq6O4gTQsoGQDA&ved=0CEEQ9QEwAw&dur=1083 – второй портрет Екатерины II ;
- http://crazywalls.narod.ru/kartinki/1620/index.html - кадр из фильма «Русский бунт»;
- http://crazywalls.narod.ru/kartinki/1618/index.html - сцена подготовки к сражению;
- http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.piplz.ru/photo/Pugachev1.jpg&imgrefurl=http://www.piplz.ru/page-id400.html&h=207&w=186&sz=13&tbnid=YNWru0oxX9jfhM:&tbnh=92&tbnw=83&zoom=1&usg=__LIqNnMf_b81nIPKu3KdGep_LxPE=&docid=PgSWk3l_GXjJkM&hl=ru&sa=X&ei=7E7LUK6rGuuN4gTR7YC4Bw&ved=0CDoQ9QEwAg&dur=318 – Емельян Пугачев;
- http://bertalda.livejournal.com/41701.html - иллюстрация к «Капитанской дочке»;
- http://www.itoim.kspu.ru/progect_intel/ponomarefa/voina.htm - иллюстрация на слайде №16
- http://www.itoim.kspu.ru/progect_intel/ponomarefa/voina.htm - иллюстрация на слайде №16
- http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.ru/2010/12/5-22.html - иллюстрация на слайде №11
СПАСИБО ЗА УРОК!