СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к открытому уроку "Второстепенные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку "Второстепенные члены предложения"»

Второстепенные члены предложения  (на материале повести  А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»)

Второстепенные члены предложения (на материале повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

 ЧИТАЯ А. С. ПУШКИНА, МОЖНО  ВЕЛИКОЛЕПНЫМ ОБРАЗОМ  ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.  В. Г. БЕЛИНСКИЙ

ЧИТАЯ А. С. ПУШКИНА, МОЖНО

ВЕЛИКОЛЕПНЫМ ОБРАЗОМ

ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА.

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

XVIII век – век царствования Екатерины II . В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III , своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознагражде…ы.

Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину XVIII столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как в годы ее правления расширилась тер/рритория государства. Россия вела активную выгодную внешнюю торговлю через порты Пр…балтики и Пр…черноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение ис/сскус/сства требовало денег.

Екатерина II была умна и образова…а. Она пр…давала большое значение законодательству, считая, что законы созд…ются «для воспитания граждан». В годы ее правления выр…сли налоги, вся тяжесть легла на плечи крестьян. Пол…жение крепостных крестьян в это время еще более ухудшилось. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать пр…винившихся крестьян, тв…рить всякий произвол. Бесправие, нищета толкала крестьян на бунты, которые жестоко под…влялись.

В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернет свой престол, накаж…т царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бе…крайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился. Об этом говорили его воззвания, написа…ые на простом и понятном для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошел народ. Восстание охватило большую тер/рриторию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавле…о.

При Екатерине II произошла Крестьянская война 1773 - 1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва.

При Екатерине II

произошла

Крестьянская война

1773 - 1775 годов под предводительством

Емельяна Пугачёва.

Классики о  «Капитанской дочке» «Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина» (Белинский В.Г.)  «Сравнительно с «Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней».  ( Гоголь Н.В.)

Классики о «Капитанской дочке»

  • «Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина» (Белинский В.Г.)
  • «Сравнительно с «Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней».

( Гоголь Н.В.)

 Казачье предместье  Оренбурга – Форштадт.

Казачье предместье Оренбурга – Форштадт.

Честь – это общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости; целомудрие; почет, уважение.

Честь – это

  • общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости;
  • целомудрие;
  • почет, уважение.
ПЕТР ГРИНЕВ

ПЕТР ГРИНЕВ

ИГРА «ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО»

ИГРА

«ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО»

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали … (как?). Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в … (какую?) тучу, которая … (как?) подымалась, росла и … (как?) облегала небо. Пошёл … (какой?) снег - и вдруг повалил ... (как?). Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение … (какое?) небо смешалось с … (с каким?) морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик, - беда: буран!»…  Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой … (с какой?) выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли… (как?) – и скоро стали.

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали … (как?). Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в … (какую?) тучу, которая … (как?) подымалась, росла и … (как?) облегала небо. Пошёл … (какой?) снег - и вдруг повалил ... (как?). Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение … (какое?) небо смешалось с … (с каким?) морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик, - беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой … (с какой?) выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли… (как?) – и скоро стали.

 Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно . Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий  снег - и вдруг повалил хлопьями . Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик, - беда: буран!»…  Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно . Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями . Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, -закричал ямщик, - беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

 Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток . Лошади бежали дружно . Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую  тучу , которая тяжело  подымалась, росла и постепенно  облегала небо . Пошёл мелкий  снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение  тёмное небо смешалось с снежным  морем . Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»…  Я выглянул из кибитки : всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой  выразительностью , что казался одушевленным; снег засыпал меня  и Савельича ; лошади шли шагом – и  скоро стали.

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток . Лошади бежали дружно . Ветер час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу , которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо . Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем . Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки : всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью , что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича ; лошади шли шагом – и скоро стали.

 Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ метели, делают текст интересным, образным, впечатляющим, более глубоким, конкретным, эмоциональным

Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ метели, делают текст интересным, образным, впечатляющим, более глубоким, конкретным, эмоциональным

Петр Гринев и Маша Миронова

Петр Гринев

и Маша Миронова

Гринев и Швабрин

Гринев и Швабрин

ПЕТР ГРИНЕВ И ПУГАЧЕВ

ПЕТР ГРИНЕВ И ПУГАЧЕВ

ГРУППОВАЯ РАБОТА 1. Соотнести устаревшие слова с современными. 2. Восстановить пословицы и поговорки из повести «Капитанская дочка». 3. Соотнести портреты с характеристикой персонажей повести.

ГРУППОВАЯ РАБОТА

1. Соотнести устаревшие слова с современными.

2. Восстановить пословицы и поговорки из повести «Капитанская дочка».

3. Соотнести портреты с характеристикой персонажей повести.

СООТНЕСТИ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА С СОВРЕМЕННЫМИ СЛУЖБА Фортеция Челобитье Лазутчик Напасти Супостат Жаловать Вечерня Оказия Пенять НАГРАЖДАТЬ БЕДЫ УКОРЯТЬ РАЗВЕДЧИК ПОКЛОН СЛУЧАЙ ВРАГ КРЕПОСТЬ

СООТНЕСТИ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА С СОВРЕМЕННЫМИ

СЛУЖБА

  • Фортеция
  • Челобитье
  • Лазутчик
  • Напасти
  • Супостат
  • Жаловать
  • Вечерня
  • Оказия
  • Пенять

НАГРАЖДАТЬ

БЕДЫ

УКОРЯТЬ

РАЗВЕДЧИК

ПОКЛОН

СЛУЧАЙ

ВРАГ

КРЕПОСТЬ

ПРОВЕРЬ! Фортеция Челобитье Лазутчик Напасти Супостат Жаловать Вечерня Оказия Пенять КРЕПОСТЬ ПОКЛОН РАЗВЕДЧИК БЕДЫ ВРАГ НАГРАЖДАТЬ СЛУЖБА СЛУЧАЙ УКОРЯТЬ

ПРОВЕРЬ!

  • Фортеция
  • Челобитье
  • Лазутчик
  • Напасти
  • Супостат
  • Жаловать
  • Вечерня
  • Оказия
  • Пенять

КРЕПОСТЬ

ПОКЛОН

РАЗВЕДЧИК

БЕДЫ

ВРАГ

НАГРАЖДАТЬ

СЛУЖБА

СЛУЧАЙ

УКОРЯТЬ

ВОССТАНОВИТЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ слово слово слово слово слово слово слово слово

ВОССТАНОВИТЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

слово

слово

слово

слово

слово

слово

слово

слово

ПРОВЕРЬ! Береги платье снову, а честь смолоду. Семь бед – один ответ. Будет дождик – будут и грибки. Худой мир лучше доброй ссоры. Конь о четырех ногах, да спотыкается. Вместе жить– вместе и умирать. Незваный гость хуже татарина.

ПРОВЕРЬ!

  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Семь бед – один ответ.
  • Будет дождик – будут

и грибки.

  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Конь о четырех ногах, да спотыкается.
  • Вместе жить– вместе и умирать.
  • Незваный гость хуже татарина.
ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ слово слово слово слово слово слово

ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

слово

слово

слово

слово

слово

слово

Послужи верой и правдой. Бог тебе судья. Долг платежом красен. Утро вечера мудренее. Держать ухо востро.
  • Послужи верой и правдой.
  • Бог тебе судья.
  • Долг платежом красен.
  • Утро вечера мудренее.
  • Держать ухо востро.
 СООТНЕСИ ПОРТРЕТЫ С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ПЕРСОНАЖЕЙ

СООТНЕСИ ПОРТРЕТЫ С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ПЕРСОНАЖЕЙ

ОПИСАНИЕ ПОРТРЕТОВ 1)«Наружность его мне показалась мне замечательной. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо го имело выражение довольно приятное, но плутовское». 2)«...молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым... это был офицер, выписанный из гвардии за поединок. Разговор его был остер и занимателен». 3)«…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною.» 4)«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». 5)«Тут вошла девушка осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели» 6)«Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к старику, который был и денег, и белья, и дел рачитель, приказал отдать сто рублей»

ОПИСАНИЕ ПОРТРЕТОВ

1)«Наружность его мне показалась мне замечательной. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо го имело выражение довольно приятное, но плутовское».

2)«...молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым... это был офицер, выписанный из гвардии за поединок. Разговор его был остер и занимателен».

3)«…Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною.»

4)«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

5)«Тут вошла девушка осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели»

6)«Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к старику, который был и денег, и белья, и дел рачитель, приказал отдать сто рублей»

2) ШВАБРИН 5) МАША МИРОНОВА 6) САВЕЛЬИЧ

2) ШВАБРИН

5) МАША МИРОНОВА

6) САВЕЛЬИЧ

1) ПУГАЧЕВ 4) ЕКАТЕРИНА II 3) ПЕТР ГРИНЕВ

1) ПУГАЧЕВ

4) ЕКАТЕРИНА II

3) ПЕТР ГРИНЕВ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Найти в тексте просмотренный эпизод с Пугачёвым, выписать осложнённое предложение или сложное предложение из этого фрагмента текста и произвести полный синтаксический разбор. 2. Упражнение 103 стр.67 3. Ответить письменно на вопрос «В чём проявилась связь русского языка, литературы и смежных дисциплин на уроке. Нужны ли подобные уроки и почему?» ( по желанию)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 1.Найти в тексте просмотренный эпизод с Пугачёвым, выписать осложнённое предложение или сложное предложение из этого фрагмента текста и произвести полный синтаксический разбор.
  • 2. Упражнение 103 стр.67
  • 3. Ответить письменно на вопрос «В чём проявилась связь русского языка, литературы и смежных дисциплин на уроке. Нужны ли подобные уроки и почему?» ( по желанию)

ССЫЛКИ

  • http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Kiprensky_Pushkin.jpg&filetimestamp=20120911154650&uselang=ru – портрет Пушкина ;
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Johann-Baptist_Lampi_d._%C3%84._001.jpg – портрет Екатерины II;
  • http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://peressa2009.narod2.ru/materiali_k_urokam/a_s_pushkin_kapitanskaya_dochka/Grinev.jpg&imgrefurl=http://desultoryaamina.blogspot.com/&usg=__41g7fUfQvngziXb6KWc6cgxbC8o=&h=275&w=202&sz=45&hl=ru&start=0&zoom=1&tbnid=WS14b0idTMkkFM:&tbnh=140&tbnw=102&ei=z9_AUKmrMYSL4gSNxoG4CA&itbs=1&iact=rc&dur=223&sig=100507537270782271892&page=1&ndsp=1&ved=1t:429,r:0,s:0,i:59&tx=74&ty=73 – портрет Петра Гринева;
  • http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&client=firefox-a&hs=ZYM&sa=X&tbo=d&rls=org.mozilla:ru:official&biw=1280&bih=907&tbm=isch&tbnid=p5esathXRzGVmM:&imgrefurl=http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post66023387/&docid=NkBcXsks_SRfFM&imgurl=http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/17/62/17062877_S.jpg&w=700&h=334&ei=eN_AULLvBYzP4QS9YDwAg&zoom=1&iact=rc&dur=315&sig=100507537270782271892&page=1&tbnh=140&tbnw=280&start=0&ndsp=37&ved=1t:429,r:4,s:0,i:96&tx= 144&ty=85 – рисунок дуэли Гринева и Швабрина;
  • http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&client=firefox-a&hs=ZYM&sa=X&tbo=d&rls=org.mozilla:ru:official&biw=1280&bih=907&tbm=isch&tbnid=Pi6zIIL0l5SZbM:&imgrefurl=http://www.priestt.com/article/rel/religion_1526.html&docid=6bfQATKQOoUwoM&imgurl=http://www.priestt.com/gg_priestt/ee/images_nsad/grushka-05.jpg&w=384&h=241&ei=eN_AULLvBYzP4QS-9YDwAg&zoom=1&iact=hc&vpx=110&vpy=135&dur=89&hovh=178&hovw=284&tx=111&ty=117&sig=100507537270782271892&page=1&tbnh=140&tbnw=233&start=0 &ndsp=37&ved=1t:429,r:1,s:0,i:87 – портрет Маши Мироновой;
  • http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&client=firefox-a&tbo=d&rls=org.mozilla:ru:official&biw=1280&bih=907&tbm=isch&tbnid=YVd0LbIrlqEw8M:&imgrefurl=http://www.itoim.kspu.ru/progect_intel/ponomarefa/voina.htm&docid=ycJLFtktXI4GdM&imgurl=http://www.itoim.kspu.ru/progect_intel/ponomarefa/images/dopros.jpg&w=231&h=315&ei=veHAUJTWOsqB4gSN5IG4DA&zoom=1&iact=rc&dur=225&sig=100507537270782271892&page=1&tbnh=140&tbnw=93&start=0&ndsp=36&ved=1t:429,r:24,s:0,i:157&tx=47&ty=59 – рисунок Петра Гринева и Пугачева;

ССЫЛКИ

  • http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&client=firefoxa&hs=PGE&sa=X&tbo=d&rls=org.mozilla:ru:official&biw=1280&bih=907&tbm=isch&tbnid=Z1VfjMJ3jep2RM:&imgrefurl=http://www.afisha.ru/movie/166803/&docid=1eHGeU4IUzEPoM&imgurl=http://s2.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/011/011ff1ae44974ba9b29ebd0e61eabeb6/p_F_main.jpg&w=560&h=315&ei=wkvLUOXiI6r44QT43ICACw&zoom=1&iact=hc&vpx=214&vpy=147&dur=188&hovh=168&hovw=300&tx=153&ty=95&sig=100507537270782271892&page=1&tbnh=154&tbnw=257&start=0&ndsp=33&ved=1t:429,r:2,s:0,i:94 – портрет Пугачева;
  • http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://ote4estvo.ru/uploads/posts/2010-09/1287573307_image002.jpg&imgrefurl=http://ote4estvo.ru/kartiny-russkix-xudozhnikov/379-kartiny-borovikovskogo.html&h=975&w=643&sz=64&tbnid=9e5pTFIAKFjn-M:&tbnh=90&tbnw=59&zoom=1&usg=__TcVQeFpZvVekW16ShIqLxy_DM3Y=&docid=w1Yv4KOJv-zx0M&hl=ru&sa=X&ei=LEzLUIWMOq6O4gTQsoGQDA&ved=0CEEQ9QEwAw&dur=1083 – второй портрет Екатерины II ;
  • http://crazywalls.narod.ru/kartinki/1620/index.html - кадр из фильма «Русский бунт»;
  • http://crazywalls.narod.ru/kartinki/1618/index.html - сцена подготовки к сражению;
  • http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.piplz.ru/photo/Pugachev1.jpg&imgrefurl=http://www.piplz.ru/page-id400.html&h=207&w=186&sz=13&tbnid=YNWru0oxX9jfhM:&tbnh=92&tbnw=83&zoom=1&usg=__LIqNnMf_b81nIPKu3KdGep_LxPE=&docid=PgSWk3l_GXjJkM&hl=ru&sa=X&ei=7E7LUK6rGuuN4gTR7YC4Bw&ved=0CDoQ9QEwAg&dur=318 – Емельян Пугачев;
  • http://bertalda.livejournal.com/41701.html - иллюстрация к «Капитанской дочке»;
  • http://www.itoim.kspu.ru/progect_intel/ponomarefa/voina.htm - иллюстрация на слайде №16
  • http://www.itoim.kspu.ru/progect_intel/ponomarefa/voina.htm - иллюстрация на слайде №16
  • http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.ru/2010/12/5-22.html - иллюстрация на слайде №11
 СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!