Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богоявленская средняя школа»
(дошкольная ступень)
« Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС. »
Выполнила: воспитатель
Никитина Алена Викторовна
«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова».
Д.Б.Эльконин
Очень важно не разрушить эту эпоху и плавно перевести ребёнка на новую ступеньку развития .
Что же такое преемственность?
Преемственность между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник
дошкольной ступени образования,
опирается на достижения ребёнка-
дошкольника.
Зачастую готовность к школе учителями начальных классов рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
На наш вопрос, «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?» , учителя начальной школы часто отвечают так : «хорошо читающего» , «знающего состав числа» , «умеющего решать логические задачи» , «умеющего составлять рассказ, пересказывать» , «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок» . Тем самым, уже на
входе в школьную жизнь учителя предъявляют
к детям завышенные требования.
Утверждены приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации
Цели и задачи Стандартов ДО и НОО
ФГОС НОО
ФГОС ДО
Написаны в общем виде:
Разграничены на подразделы:
единства образовательного пространства Российской Федерации;
1.5. – цели, 1.6. – задачи
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
Стандарт направлен на обеспечение:
Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одарённых детей и детей с ОВЗ;
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, национального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ);
ФГОС НОО
ФГОС ДО
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности;
… формирования предпосылок учебной деятельности;
демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности , обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
Единый подход, заключающийся в совокупности требований к :
ФГОС ДО
ФГОС НОО
- структуре Программы и её объёму
- условиям реализации Программы
- результатам освоения Программы
Требования к структуре ООП
- условиям реализации ООП НОО
- результатам освоения ООП НОО
- объём обязательной части не менее 60%;
- части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%
Требования к условиям реализации ООП к:
Обязательная часть ООП НОО составляет 80%;
часть, формируемая участниками образовательных отношений – 20%
- кадровым
- финансовым
- материально-техническим
- психолого-педагогическим
- развивающей предметно-пространственной среде
- кадровым
- финансовым
- материально-техническим
Требования к результатам освоения ООП
- целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) (п. 4.1);
- развитие и образование детей по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое);
требования к результатам обучающихся:
- личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию (п.10);
- метапредметным, включающим универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) (п.11);
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности (п.12);
Преемственность результатов ДО и НОО заложена в плавном переходе от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям. (УУД). От того, на каком уровне будут сформированы целевые ориентиры в дошкольном возрасте, зависит успешность овладения универсальными учебными действиями в начальной школе. Проведём примеры:
Целевые ориентиры ДО:
Целевые ориентиры ДО:
- инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры;
- уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, имеет чувство собственного достоинства;
- способен к фантазии, воображению и творчеству;
- любознательный, проявляет интерес к причинно-следственным связям;
- способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности
- способен к воплощению различных замыслов;
- умеет подчиняться различным правилам и социальным нормам;
- контролирует свои движения и управляет ими;
- способен к волевым усилиям , преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело;
- следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены
УУД НОО:
УУД НОО:
личностные универсальные учебные действия
регулятивные универсальные
учебные действия
Целевые ориентиры ДО:
Целевые ориентиры ДО:
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире;
- знаком с книжной культурой и детской литературой;
- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории;
- имеет предпосылки грамотности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов;
- хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания;
УУД НОО:
коммуникативные универсальные
учебные действия
УУД НОО
познавательные универсальные
учебные действия
Образовательные области ФГОС ДО
Предметные области ФГОС НОО
Физическая культура
Физическое развитие
Информатика, математика, технология
Познавательное развитие
Литературное чтение, русский язык, иностранные языки
Речевое развитие
Искусство
Художественно-эстетическое развитие
Обществознание и естествознание
(окружающий мир)
Социально-коммуникативное развитие
Основы религиозных культур и светской этики
Организация инклюзивного образования
ФГОС ДО
ФГОС НОО
Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание образовательной деятельности осуществляется по адаптированным образовательным программам, которые разрабатываются в соответствии с нозологией ( учение о болезнях и классификациях ).
Основные различия Стандартов
ФГОС ДО
ФГОС НОО
1) Дошкольное образование не является обязательным.
1) Начальное общее образование является обязательным.
2) Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
2) Результаты освоения ООП НОО:
Это связано с тем, что дошкольное образование является необязательным уровнем образования.
- личностные – не подлежат индивидуальной оценке;
- метапредметные (УУД) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке;
при этом результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень.
Нужно, чтобы дети учились, по возможности, самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский.