СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к сообщению Технология деятельностного метода

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опытапреподавания математики в технологии деятельностного метода 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к сообщению Технология деятельностного метода»

« Единственный путь, ведущий  к знанию - это деятельность» Б.Шоу Технология деятельностного метода в условиях малокомплектной школы Из опыта работы учителя математики Касимовой А.Г.

« Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»

Б.Шоу

Технология деятельностного метода в условиях малокомплектной школы

Из опыта работы

учителя математики Касимовой А.Г.

Цели сообщения Показать преимущества и недостатки применения технологии деятельностного метода в условиях малокомплектной школы. Привлечь внимание единомышленников к решению проблем, возникающих при работе.

Цели сообщения

  • Показать преимущества и недостатки применения технологии деятельностного метода в условиях малокомплектной школы.
  • Привлечь внимание единомышленников к решению проблем, возникающих при работе.
Технология деятельностного метода творчества психологической комфортности Дидактические принципы вариативности целостного  представления  о мире минимакса  деятельности непрерывности

Технология деятельностного метода

творчества

психологической комфортности

Дидактические принципы

вариативности

целостного представления о мире

минимакса

деятельности

непрерывности

Последовательность  деятельностных шагов Самоопределение к деятельности  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднений Первичное закрепление во внешней речи . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности

Последовательность деятельностных шагов

  • Самоопределение к деятельности
  • Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
  • Постановка учебной задачи
  • Построение проекта выхода из затруднений
  • Первичное закрепление во внешней речи .
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия деятельности
Урок «открытия» нового знания ОНЗ расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. формирование способности учащихся к новому способу действия расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. формирование способности учащихся к новому способу действия ТИПЫ УРОКОВ Урок рефлексии Р коррекция и тренинг изученных понятий формирование способности к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы коррекция и тренинг изученных понятий формирование способности к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы Урок развивающего контроля РК формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Урок «открытия» нового знания ОНЗ

  • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. формирование способности учащихся к новому способу действия
  • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
  • формирование способности учащихся к новому способу действия

ТИПЫ УРОКОВ

Урок рефлексии Р

  • коррекция и тренинг изученных понятий формирование способности к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы
  • коррекция и тренинг изученных понятий
  • формирование способности к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы

Урок развивающего контроля РК

  • формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции
  • формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции
  • контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
  • контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Урок «открытия» нового знания ОНЗ  Тема урока : «Умножение дробей»   Цель урока: 1 ) сформировать представление об умножении дробей и способность к его выполнению; 2 ) повторить и закрепить понятия простого и составного числа, сокращение дробей, решение задач на площадь прямоугольника

Урок «открытия» нового знания ОНЗ

Тема урока : «Умножение дробей»

Цель урока:

1 ) сформировать представление об умножении дробей и способность к его выполнению;

2 ) повторить и закрепить понятия простого и составного числа, сокращение дробей, решение задач на площадь прямоугольника

  1. Самоопределение к учебной деятельности   Цель этапа : включить учащихся в учебную деятельность;  определить содержательные рамки урока продолжаем работать над действиями с обыкновенными дробями

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа :

включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные рамки урока

продолжаем работать над действиями с обыкновенными дробями

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности   Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и определения; сокращение дробей, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, периметр и площадь прямоугольника сравнение, анализ, обобщение; Справочные таблицы 23) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти площадь прямоугольника, стороны которого выражены обыкновенными дробями.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель этапа:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала
  • зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и определения;

сокращение дробей, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, периметр и площадь прямоугольника

сравнение, анализ, обобщение;

Справочные таблицы

23) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти площадь прямоугольника, стороны которого выражены обыкновенными дробями.

2 . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и определения; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения; зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти площадь прямоугольника, стороны которого выражены обыкновенными дробями Справочные таблицы

2 . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель этапа:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала
  • зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и определения;
  • зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
  • зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти площадь прямоугольника, стороны которого выражены обыкновенными дробями

Справочные таблицы

  3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности   Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: формулу нахождения площади знаем, а правила умножения дробей не знаем. 2) согласовать цель и тему урока: вывести правило умножения дробей, научиться умножать дроби, тема урока: «Умножение дробей».

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

  • Цель этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: формулу нахождения площади знаем, а правила умножения дробей не знаем.

2) согласовать цель и тему урока: вывести правило умножения дробей, научиться умножать дроби, тема урока: «Умножение дробей».

 4. Построение проекта выхода из затруднения   Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. Алгоритм действий

4. Построение проекта выхода из затруднения

  • Цель этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Алгоритм действий

  4 . Первичное закрепление во внешней речи   Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

4 . Первичное закрепление во внешней речи

  • Цель этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

5 . Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону   Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм умножения дробей в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

5 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм умножения дробей в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки
 6. Включение в систему знаний и повторение   Цель этапа:  1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: использование формулы площади квадрата, прямоугольника, объём куба, прямоугольного параллелепипеда, квадрат и куб числа, с использованием алгоритма умножения дробей;  2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: построение математических моделей, решение задач методом перебора

6. Включение в систему знаний и повторение

  • Цель этапа:

1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: использование формулы площади квадрата, прямоугольника, объём куба, прямоугольного параллелепипеда, квадрат и куб числа, с использованием алгоритма умножения дробей;

2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: построение математических моделей, решение задач методом перебора

Организация самостоятельной работы Подробный образец Самостоятельная работа 1) Упрости выражение: 1) 16 x – 7 x – 2 x = x (16 – 7 – 2) = 7 x ;  16 х – 7 х – 2 х ; 2) y : ( x : 5) 2) Построй математическую модель задачи и найди ответ при данных значениях букв:  Если y = 36, x = 15, то 36 : (15 : 5) = 12  «В 5 банок разложили х кг варенья. Сколько банок потребуется, чтобы разложить у кг варенья?  ( х = 15; у = 36)»;  Ответ: 12 банок. 3) Построй математическую модель задачи и ответь на поставленный вопрос:    «Катя, Ира и Лена вместе собрали 35 стаканов малины. Ира собрала в 2 раза больше малины, чем Катя, а Лена – в 4 раза больше, чем Катя. Сколько малины собрала каждая девочка?»; 3) x + 2 x + 4 x = 35;  7 x = 35;  x = 35 : 7;  x = 5  2•5 = 10 (ст.) – собрала Ира;  4•5 = 20 (ст.) – собрала Лена.  Ответ: Катя собрала 5 стаканов, Ира – 10 стаканов, Лена – 20 стаканов

Организация самостоятельной работы

Подробный образец

Самостоятельная работа

  • 1) Упрости выражение:
  • 1) 16 x – 7 x – 2 x = x (16 – 7 – 2) = 7 x ;

16 х – 7 х – 2 х ;

  • 2) y : ( x : 5)
  • 2) Построй математическую модель задачи и найди ответ при данных значениях букв:

Если y = 36, x = 15, то 36 : (15 : 5) = 12

«В 5 банок разложили х кг варенья. Сколько банок потребуется, чтобы разложить у кг варенья?

( х = 15; у = 36)»;

Ответ: 12 банок.

  • 3) Построй математическую модель задачи и ответь на поставленный вопрос:

 

«Катя, Ира и Лена вместе собрали 35 стаканов малины. Ира собрала в 2 раза больше малины, чем Катя, а Лена – в 4 раза больше, чем Катя. Сколько малины собрала каждая девочка?»;

  • 3) x + 2 x + 4 x = 35;

7 x = 35;

x = 35 : 7;

x = 5

2•5 = 10 (ст.) – собрала Ира;

4•5 = 20 (ст.) – собрала Лена.

Ответ: Катя собрала 5 стаканов, Ира – 10 стаканов, Лена – 20 стаканов

 Эталон самостоятельной работы Используем распределительное свойство умножения относительно вычитания, ac – bc = c(a – b)   Количество варенья в одной банке. 1) 1) 16 x – 7 x – 2 x = x (16 – 7 – 2) = 7 x ; 2) x : 5 Чтобы найти значение данного выражения , надо вместо букв подставить соответствующие им значения  y : ( x : 5)  2  1 Если y = 36, x = 15, то 36 : (15 : 5) = 12      1) 15 : 5 = 3;  2) 36 : 3 = 12    Ответ: 12 банок.    35 ст.  3)    Лена  Катя  Ира  Чтобы найти целое надо сложить части: Используем распределительное свойство умножения относительно сложения, ac + bc = c(a + b) Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель Катя нашла 5 стаканов малины . Она собрала в 2 раза больше Кати .  Она собрала в 4 раза больше Кати    x  2 x  4х  x + 2 x + 4 x = 35; x (1 + 2 + 4) = 35;  7 x = 35; x = 35 : 7; x = 5  2•5 = 10 (ст.) – собрала Ира;   4•5 = 20 (ст.) – собрала Лена. Ответ: Катя собрала 5 стаканов, Ира – 10 стаканов, Лена – 20 стаканов.

Эталон самостоятельной работы

  • Используем распределительное свойство умножения относительно вычитания, ac – bc = c(a – b)
  •   Количество варенья в одной банке.
  • 1) 1) 16 x – 7 x – 2 x = x (16 – 7 – 2) = 7 x ;
  • 2) x : 5
  • Чтобы найти значение данного выражения , надо вместо букв подставить соответствующие им значения

y : ( x : 5)

  • 2 1
  • Если y = 36, x = 15, то 36 : (15 : 5) = 12

 

 

1) 15 : 5 = 3;

2) 36 : 3 = 12

 

Ответ: 12 банок.

 

35 ст.

  • 3)

Лена Катя Ира

  • Чтобы найти целое надо сложить части:
  • Используем распределительное свойство умножения относительно сложения, ac + bc = c(a + b)
  • Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель
  • Катя нашла 5 стаканов малины .
  • Она собрала в 2 раза больше Кати .
  • Она собрала в 4 раза больше Кати

x 2 x

  • x + 2 x + 4 x = 35;
  • x (1 + 2 + 4) = 35;

7 x = 35;

  • x = 35 : 7;
  • x = 5
  • 2•5 = 10 (ст.) – собрала Ира;
  • 4•5 = 20 (ст.) – собрала Лена.

Ответ: Катя собрала 5 стаканов, Ира – 10 стаканов, Лена – 20 стаканов.

Преимущества  Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») Ведется подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа действия. Выявление места затруднения , его причины , постановка цели урока ведется самими учащимися. Учащиеся самостоятельно устанавливают алгоритм выполнения заданий, формулируют новые определения, строят схемы, способствующие запоминанию логической цепочки действий и развитию памяти в целом.

Преимущества

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
  • Ведется подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа действия.
  • Выявление места затруднения , его причины , постановка цели урока ведется самими учащимися.
  • Учащиеся самостоятельно устанавливают алгоритм выполнения заданий, формулируют новые определения, строят схемы, способствующие запоминанию логической цепочки действий и развитию памяти в целом.
Решение типовых заданий на новый способ действия ведется с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства, что способствует развитию речи.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и образцу способствует созданию ситуации успеха, предоставлению возможности учащимся выявить причины ошибок и исправить их Включение нового способа действий в систему знаний , полученных ранее способствует доводить до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, на коррекцию ошибок на подготовку следующих тем. Проводится самооценка результата деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия .
  • Решение типовых заданий на новый способ действия ведется с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства, что способствует развитию речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и образцу способствует созданию ситуации успеха, предоставлению возможности учащимся выявить причины ошибок и исправить их
  • Включение нового способа действий в систему знаний , полученных ранее способствует доводить до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, на коррекцию ошибок на подготовку следующих тем.
  • Проводится самооценка результата деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия .
Преимущества для работы учителя Возможность эффективно организовать самостоятельную работу учащихся с неоднократной самопроверкой Возможность учителю руководить работой каждого учащегося по исправлению ошибок в процессе выполнения действий на каждом этапе урока. Возможность подготовить дидактический материал для каждого учащегося  Возможность проверить умение каждого ученика проговаривать правила, определения понятий и алгоритм действий. При выполнении работы учащиеся учатся самостоятельно выявлять ошибки. Самопроверка на каждом этапе позволяет созданию ситуации успеха, развитию уверенности в своих силах.

Преимущества для работы учителя

  • Возможность эффективно организовать самостоятельную работу учащихся с неоднократной самопроверкой
  • Возможность учителю руководить работой каждого учащегося по исправлению ошибок в процессе выполнения действий на каждом этапе урока.
  • Возможность подготовить дидактический материал для каждого учащегося
  • Возможность проверить умение каждого ученика проговаривать правила, определения понятий и алгоритм действий.
  • При выполнении работы учащиеся учатся самостоятельно выявлять ошибки.
  • Самопроверка на каждом этапе позволяет созданию ситуации успеха, развитию уверенности в своих силах.
Проблемы Не всегда воспроизводятся знания , умения навыки ,достаточные для построения нового способа действий. При недостаточно развитых мыслительных операциях, памяти, внимания и т.д. возникают трудности в подготовке мышления учащихся к усвоению нового способа действий. Недостаточно развитые умения и навыки чтения и письма приводят к возникновению большого количества ошибок, которые не выявляются учащимися в ходе самоконтроля . При небольшом количестве учащихся нельзя организовать групповую работу

Проблемы

  • Не всегда воспроизводятся знания , умения навыки ,достаточные для построения нового способа действий.
  • При недостаточно развитых мыслительных операциях, памяти, внимания и т.д. возникают трудности в подготовке мышления учащихся к усвоению нового способа действий.
  • Недостаточно развитые умения и навыки чтения и письма приводят к возникновению большого количества ошибок, которые не выявляются учащимися в ходе самоконтроля .
  • При небольшом количестве учащихся нельзя организовать групповую работу
Недостатки   В классе, учащиеся которого имеют слабую математическую подготовку, невозможно организовать взаимопроверку при работе в паре. При подготовке к уроку следует тщательно отбирать материал с учетом выявленных пробелов. Большая затрата времени на разъяснение терминов и понятий , встречающихся в текстах задач и упражнений, вследствие недостаточно развитого кругозора и уровня развития речи

Недостатки

  • В классе, учащиеся которого имеют слабую математическую подготовку, невозможно организовать взаимопроверку при работе в паре.
  • При подготовке к уроку следует тщательно отбирать материал с учетом выявленных пробелов.
  • Большая затрата времени на разъяснение терминов и понятий , встречающихся в текстах задач и упражнений, вследствие недостаточно развитого кругозора и уровня развития речи