Урок географии в 7 классе
Разработала урок учитель географии
Гурова Т.И.
МБОУ «Шеломовская СОШ»
Тема: Поэт-географ Н.С. Гумилёв.
- Цель: формировать умение понимать и ценить поэзию,
- выразительное чтение стихотворений Н.С. Гумилёва
- расширять кругозор учащихся, развивать память, воображение;
- воспитание любви и интереса к предмету через поэзию Н.С. Гумилёва
обобщение изученного материала
- Форма проведения: урок-путешествие
- Оборудование урока: географическая карта, условные обозначения (значки путешествия Н. Гумилёва), компьютер, презентация урока, магнитофон, аудиокассеты со стихотворениями поэтов «серебряного века», сборники стихотворений Н.Гумилёва.
- Заранее приготовлены стихотворения Н.С. Гумилёва, связанные с его путешествием по миру.
Николай Степанович Гумилев
1886-1921
Ход урока.
- Оргмомент.
- Объявление темы и цели урока.
- Урок-путешествие.
А с кем мы будем путешествовать, вы догадаетесь сами, увидев портрет
(показ портрета Н. Гумилёва)
- Маршрут узнаем по ходу путешествия, выполняя задания.
- Обобщение изученного.
- Итоги урока.
Поэзия Серебряного века оставила глубокий след в русской литературе, запомнилась такими именами, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Николай Гумилев, и др. многие из поэтов Серебряного века были лишены всего: общества, друзей, признательности: они как гроши, бросаемые, словно милостыня, издательствами.
И все-таки они победили. Кто не знает этих имен? Кто не слышал их стихов?
Спустя почти столетие после написания столь известных сейчас стихотворений мы снова можем видеть, читать их в многочисленных сборниках.
Николай Гумилев как раз такой человек, поэт, интерес к творчеству которого не иссекает никогда.
Он оставил нам, наследникам, большое количество стихов, оригинальных по манере написания, интересных по смыслу.
Николая Гумилева всегда тянуло в заморские страны, ему хотелось увидеть все, испытать новые чувства, а затем оформить свои впечатления в стихи.
Он уехал в Париж, «душа требовала расстояний и впечатлений».
Париж стал для Гумилева вторым домом.
Сюда он приезжал очень часто, но стихи раздаривал в основном другим городам, может быть, потому что впечатления от Африки и остальной Европы затмевали образ привычного Парижа.
Тем не немее и Франция не была совсем отвергнута в стихах Гумилева.
Стихотворение «Франция» очень интересно и содержательно.
Поэт воспевает победы и поражения этой страны:
Когда примчалася война С железной кучей иноземцев, То ты была покорена И ты была в плену у немцев.
Франция – слабая красавица, которую невозможно не любить, но она была уже знакома Гумилеву, а Африка, далекая Африка всю жизнь притягивала к себе поэта.
На этом же уроке, говоря о водах, омывающих Африку, предлагаю стихотворение «Красное море»
Здравствуй, Красное море, акулья уха,
Негритянская ванна, песчаный котел,
На твоих берегах вместо влажного мха
Известняк, как чудовищный кактус, расцвел.
Блещет воздух стеклянный, налитый огнем,
И лучи его сыпятся, словно цветы,
Море, Красное море, ты царственно днем,
Но ночами еще ослепительней ты.
И когда выступает луна на зенит,
Вихрь проносится, запахи моря тая,
От Суэца до Баб-эль-Мандеба звенит,
Как эолова арфа, поверхность твоя.
У Гумилева целый каскад стихов, в названиях которых вы найдете географические термины. Например, «Нигер».
Река Нигер
Я на карте моей, под ненужною
Сочиненных для скуки долгот и широт
Замечаю, как что-то чернею щей веткой, -
Виноградной, оброненной веткой ползет.
Но не верю, не верю я, справлюсь по книге
Ведь должна же граница и тупости быть!
Да, написано Нигер... О, царственный Нигер,
Вот как люди посмели тебя оскорбить!
Чем возмущен поэт?
Оказывается название реки.
Нигер — «черный», «река в стране черных людей». Гумилев оправдывает реку:
Ты торжественным морем течешь по Судану
Ты сражаешься с хищною стаей песков.
И когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов.
Бегемотов твоих розоватые рыла,
Точно сваи незримого чудо-моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста.
После 1907 года Гумилев предпринимает вторую поездку в Африку, на этот раз достигнув Аддис-Аббебы.
Этим путешествием он надолго утолил жажду приключений.
Африка подарила поэту вдохновение, которое вылилось в стихи.
Очень интересное стихотворение «Озеро Чад»,
где повествование ведется от лица африканской красавицы, соблазненной европейцем.
Гумилев раскрывает перед читателями мир души молодой африканки, уделяет большое внимание ее переживаниям, одновременно разрушая убеждения, что чернокожие – не люди.
История об обманутой девушке предшествует описание мест, где она жила:
У берега реки
На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются странным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
Поэт ненавязчиво знакомит читателей с африканской природой, озером Чад, он создает фон для слушателя истории африканки и одновременно знакомит с таинственной Африкой.
Пустыня Сахара
Другое африканское стихотворение «Сахара» - это гимн, ода великой пустыне:
Все пустыне друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби –
Это лишь затихание сахарской волны,
В Сатанинской воспрянувшей злобе.
Сахара Н.Гумилева – само величие, королева пустынь, «сплошной золотой океан». Его Сахара выше всех земных радостей или печалей. Человеческие проблемы теряют свою трагичность в сравнении с печальной красавицей:
Потому что пустынные ветры горды
И не знают преград своеволью,
Рушат стены, сады засыпают, пруды
Отравляют белеющей солью.
Многие африканские страны запечатлены у Н.Гумилева в стихах. Это Египет и Судан, Дагомея (Бенин) и Галла. Стихи «Дагомея» и «Галл», подобно «Озеру Чад», содержат в себе определенную историю.
В стихотворении «Галла» автор рассказывает о встрече с пророком:
Жирный негр восседал на персидских коврах
В полутемный неубранной зале,
Точно идол, в браслетах, серьгах и перстнях,
Лишь глаза его дивно сверкали.
Египет (университет Аль Азгар)
Уголок Луксора
Сфинкс в Гизе
Образец древнеегипетского искусства
Обращаясь к историям людей, Н.Гумилев не забывает о живописной природе:
Все, к чему приближался навстречу я тут,
Было больше, чем видел я раньше:
Я смотрел, как огромных верблюдов пасут
У широких прудов великанши.
Стихотворения «Судан» и «Египет» полностью посвящены описанию образа жизни людей, природы, обычаев.
Поэт пытается донести до читателей все, что увидел.
Его стихи живы и ярки, страны, словно встают перед глазами:
А кругом на широких равнинах,
Где трава укрывает жирафа,
Садовод всемогущего Бога
В серебрящейся мантии крыльев
Сотворил отражения рая.
Хартум
Нильские водопады в сухой сезон
Да, Африка стала фонтаном вдохновения поэту, для нее он написал четыре «водных» стихотворения.
Два посвящены рекам («Замбези», «Нигер»), одно – каналу («Суэцкий канал»), одно – озеру («Озеру Чад»); шесть – о странах («Дагомея», «Египет», «Судан», «Либерия», «Абиссиния»), и одно об исторической области «Галла».
Пустыни, острову и полуострову посвящены также по одному стихотворению («Сахара», «Мадагаскар», «Сомалийский полуостров»).
27 сентября 1908 года Н.Гумилев съездил в Афины, столицу Греции.
Эта страна запечатлена в стихотворении «Родос», где идет речь о греческом острове.
Стихотворение начинается с описания Родоса:
Родос
На полях опаленных Родосом
Камни стен и в цвету тополя
Видит зоркое сердце матроса
В тихий вечер с кормы корабля.
Древний остров сразу же предстает перед глазами во всем своем величии, опутанный знойной негой.
Со следующих строк читателям открывается прошлое: соборы, мосты, вдохновленные небом люди. Н.Гумилев размышляет о долге человека, его судьбе, противопоставляет жизнь «В глубине кабинетов» и «в долинах старинных поместий».
Вместе с поэтом читатели заново открывают Родос:
Мы идем сквозь туманные годы,
Смутно чувствуя веянья роз,
У веков, у пространств, у природы
Отвоевывать древний Родос.
Вскоре, после выхода в 1912 году нового сборника стихов «Чужое небо», Н.Гумилев вместе с Анной Ахматовой съездил в Италию, где создал цикл итальянских стихов.
Туда вошли: «Венеция», «Неаполь», «Генуя», «Рим», «Болонья», «Флоренция», «Пиза».
Они названы именами итальянских городов.
Стихотворение «Венеция» носит описательный характер, Н.Гумилева в основном привлекают «венецианские зеркала» - воды:
Город как голос наяды,
В призрачно светлом былом,
Кружев узорной аркады,
Воды застыли стеклом.
Вид ночной воды и страшен, и привлекателен, читатель замирает вместе со спутником при взгляде на «огни на лагуне – тысяче огненных пчел».
Только для путника эта красота закончилась весьма печально:
Крикну. Его не слыхали,
Он, оборвавшись упал
В зыбкие, бледные дали
Венецианских зеркал.
Великое не терпит мелочи. От того, что чья-то жизнь оборвалась, ничего не изменилось, на зеркале, поглотившем жертву, не осталось ни трещинки…
Днем сюда придут люди, будут любоваться старинными постройками, соборами, бесконечной гладью воды.
А где-то там, глубоко, лежит мертвый путник, увидевший перед смертью величие ночной Венеции.
Другое итальянское стихотворение «Рим» - своеобразная дань истории. Известно, что Рим основали братья Ромул и Рем, которые, будучи совсем крохотными, были сброшены в реку Тибр по приказанию своего двоюродного деда. Но младенцы не погибли, их вскоре прибило к берегу и они были вскормлены волчицей. Эта волчица и увековечена Н.Гумилевым в стихотворении:
Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.
- Сейчас великолепный Рим, встречающий туристов «ликом Мадонны вдохновенным и храмом святого Петра», хранит в себе отголоски древности, когда великие основатели его играли с длинной шерстью своей матери. В стихотворении «Генуя» Н.Гумилев показывает читателям разговор моряков в порту, как отмечает поэт, «все ведут между собою вековые разговоры».
- Контраст между двумя городами сразу бросается в глаза – величие Рима и дружелюбие Генуи. Но есть и сходства между ними, традиции в этих городах складывались веками, их покой лишь изредка нарушается: в Риме – воспоминаниями, в Генуи – приходящими судами. Не только в Италию
В 1917 году 20 мая он прибыл в Стокгольм, а оттуда морем отправился в Лондон.
Следующее знакомство поэта со Швецией произошло в апреле 1918 года при возвращении из Лондона через Скандинавию в Петроград .
Швеция запечатлена в одноименном стихотворении поэта, которое так и называется «Швеция»:
Страна живительной прохлады
Лесов и гор гудящих, где
Всклоченные водопады
Ревут, как будто быть беде…
ландшафт Швеции
Возвышенности северо-восточной Швеции
Живописный пейзаж Швеции не мог не произвести впечатления на поэта. Отдавая дань красоте природы, Н.Гумилев вспоминает и историю. Он роднит Россию и Швецию. Еще в древности варяги частенько наведывались к славянам и как воины, и как торговцы. Н.Гумилев словно пытается разбудить память людей, заставляет вспомнить мощь и величие Швеции:
Для нас священная навеки
Страна, ты помнишь ли, скажи,
Тот день, как из Варягов в Греки
Пошли суровые мужи?
Стокгольм
Мальме центральная площадь
Собор в Лунде
По нормандской теории, варяжский князь Рюрик положил начало княжеской династии, Скандинавия и Русь стали сестрами:
И не ужель твой ветер свежий
Вотще нам в уши сладко выл,
К Руси славянской, печенежьей
Вотще твой Рюрик приходил?
Стихотворение заканчивается вопросом, что дает читателем возможность поразмыслить над ним.
Романтика дальних странствий будоражила поэта.
Может быть, именно она и сделала его Гумилёвым?
Древние города Европы, африканские джунгли, развалины Междуречья, Абиссиния...
Ими он жил, дышал, питал своё воображение.
Они наполнили его стихи «гогеновской» экзотикой: буйной растительностью, редкими животными, живописными одеждами туземцев, странными их обычаями, ритуалами...
Путешествуя по странам и эпохам, он прославлял в своих стихах первопроходцев, капитанов, бродяг, скитальцев, «открывателей новых земель