ДОБРО
ЗЛО
Добро и зло
в сказке К.Г.Паустовского
« Тёплый хлеб ».
Доброта – бесценное
человеческое качество,
без неё нельзя жить и
невозможна сама жизнь.
К.Г.Паустовский.
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Раскрыть понятия «добро» и «зло».
- Проследить путь главного героя от зла к добру.
- Дать характеристику героям и оценку их поступкам.
- Показать неразрывное единство природы и человека.
Что хотел сказать автор своим произведением?
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
1.Какой масти был раненый конь?
а)белый;
б) чёрный;
в) вороной;
2.Какое прозвище было у Фильки?
а) Фу Тебя;
б) Ну Тебя;
в) да ну тебя
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай?
а) 50;
б) 200;
в) 100.
4.Сколько времени дал Фильке Панкрат?
а)два часа;
б) час с четвертью;
в) полтора часа.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом?
а) захотел сам;
б) послали ребята;
в) посоветовала бабка.
6.Что посоветовал Панкрат Фильке?
а) изобрести спасение от стужи;
б) извиниться перед конём;
в) стать добрее.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей?
а) помогла им советом;
б) позвала тёплый ветер;
в) мешала им своим стрекотанием.
Ответы к тесту
- 1-в; 2-б; 3-в; 4-б; 5-в; 6-а; 7-б
- «5» - нет ошибок
- «4» - 1 ошибка
- «3» - 2 ошибки
- «2» - 3 и более
Добро – это по словарю С.И. Ожегова 1. Все положительное, хорошее, полезное
ЗЛО – это 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
2. Беда, несчастье, неприятность.
3. ед. Досада, злость.
Составляем кластер слова ДОБРО
мир хор.поступки
свет
мама
солнце
Добро
радость
счастье любовь
Герои сказки
- Раненый конь
- Мельник Панкрат
- Филька
- Бабка
- Сорока
- Мороз, метель
- Ребята
- Жители деревни Бережки
Словарная работа
- Гражданская война
- Кавалеристы
- Христорадники
- Осокори
- Артель
- 1918-1920 г.г.
- Военнослужащий кавалерии, рода войск, где используется верховая лошадь.
- От «Подайте Христа ради».
- Черный тополь.
- Объединение людей для совместной работы.
Работа с текстом .
1 работа
«Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя ."
1.Что можете рассказать о Фильке?
2.Что означает фраза «Да ну тебя!»
3. Что обозначает имя Филипп?
Соответствует ли имя мальчика его
поступку?
4. Работа в парах .
Составьте синквейн на тему
«Филька»
3. Что обозначает имя Филипп? Соответствует ли имя мальчика его поступку?
4.Составьте синквейн на тему «Филька»
Работа с текстом.
2 работа
« …конь ничей, а вернее – общественный».
Образ Коня
1.Что это был за КОНЬ?
2.Почему Филька ударил его?
Главный герой называет КОНЯ дьяволом.
Кто такой дьявол? Подберите синонимы.
3.Посмотрите на возникшую ситуацию
глазами коня.
4.Работа в парах. Составьте синквейн
на тему «Конь».
3 работа
« …сердитый старик, и ребята считали его колдуном».
1.Найдите описание дедушки
Панкрата.
2.Что это за человек?
3.Почему Филька побежал за советом именно к нему?
4.Составьте синквейн
на тему «Дедушка Панкрат»
4 работа
Роль природы в сказке.
Как природа реагирует
на злой поступок Фильки?
(Обратите внимание
на глаголы- движения,
звуки, цвета в сказке)
Пейзаж
3. «В чистом небе стояла луна, убранная, как невеста…
Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков… Казалось, воздух замерз и между землёй луной осталась одна пустота… Чёрные ивы …поседели от стужи».
4. «В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму… Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».
- Зима в этот год стояла теплая. Снег выпадал и тотчас таял…вода не замерзала, а стояла тихая, и в ней кружились льдинки».
- «…тотчас завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло…так уж мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни…»
5 работа
Рассказ о раненом солдате .
1.Зачем бабушка рассказала Фильке
историю столетней давности?
В чём её мудрость?
2.Как вы понимаете
выражение «охлаждение
сердца»?
3.Как слушал Филька рассказ?
Можно ли предположить,
о чём думал он в это время?
Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.
примирение
Как исправить ошибку ?
- Осознать…
- Преодолеть…
- Раскаяться…
- Исправить…
Почему сказка названа «Тёплый хлеб»?
«Раненый конь»
или ?
«Раскаяние Фильки»
Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
- Теплый от старославянского – жар, огонь. Т.О., теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, который рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.
Образ хлеба
Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтраму оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и друзей не бывало.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб – символ уюта, дружбы
Добрые советы Паустовского
1.Умел ошибиться – умей поправиться. (Пословица)
2.Чтобы исправить, остановить зло,
надо совершить добрый поступок.
3.Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам.
4.Человек и природа неразделимы.
Человек не должен забывать об этом.
5.Нельзя относится безразлично к окружающему миру.
Что хотел сказать автор своим произведением?
«Дарить тепло другим – согреваться самому»
«Злое дело надо исправить,
но вообще-то лучше зла не
делать никогда и никому »
Надо с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.
Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…
Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и даже животным. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше : добра или зла? Вот, мы это поняли проанализировав сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».
Уважаемый Константин Георгиевич
я понял Вас…
я хочу сказать…
я почувствовал…
я узнал…
Не жалейте сердца. не таите
Доброты и нежности своей
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей...
- То, что звучит в этих строках, касается всех нас. Эти слова пусть будут напутствием вам.
Домашнее задание .
На выбор:
Написать сочинение-миниатюру « О чём заставила меня задуматься эта сказка»
2) Составьте кроссворд по сказке- «4»
3) Ответьте на вопрос 6 - «3»
Благодарю за урок!