СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Анна Ахматова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для обучающихся 11 класса. Подробно характеризует жизнь и творчество поэтессы Серебряного века.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Анна Ахматова"»

Анна Андреевна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова

Быть поэтессой в России – труднее, чем быть поэтом: единица женской силы в русской поэзии – один ахмацвет   Юнна Мориц

Быть поэтессой в России – труднее, чем быть поэтом:

единица женской силы в русской поэзии – один ахмацвет

Юнна Мориц

Анна Андреевна Ахматова  (наст. фамилия Горенко)  11(23).06.1889, Одесса, — 5.03.1966, Домодедово Московской области

Анна Андреевна Ахматова (наст. фамилия Горенко) 11(23).06.1889, Одесса, — 5.03.1966, Домодедово Московской области

 Я – ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ, Я – ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА. НАПРАСНЫХ КРЫЛ НАПРАСНЫ ТРЕПЕТАНЬЯ, – ВЕДЬ ВСЕ РАВНО Я С ВАМИ ДО КОНЦА  А. АХМАТОВА 1922

Я – ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ,

Я – ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА.

НАПРАСНЫХ КРЫЛ НАПРАСНЫ ТРЕПЕТАНЬЯ, –

ВЕДЬ ВСЕ РАВНО Я С ВАМИ ДО КОНЦА

А. АХМАТОВА

1922

 «Я родилась 11 (23) июня  1889 года под Одессой (Большой Фонтан)»

«Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан)»

«Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село, на поэтическую родину великого поэта – Пушкина. Там прожила до шестнадцати лет. Я все время ощущала его живое присутствие» Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный томик Парни. (1911)

«Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село, на поэтическую родину великого поэта – Пушкина. Там прожила до шестнадцати лет. Я все время ощущала его живое присутствие»

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный томик Парни.

(1911)

  «Первое стихотворение я написала в одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфироносного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама»   «В дальнейшем, узнав, что я пишу стихи, отец потребовал, чтобы я взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Согласилась. Не пошла против отца»

«Первое стихотворение я написала в одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфироносного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама»

«В дальнейшем, узнав, что я пишу стихи, отец потребовал, чтобы я взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Согласилась. Не пошла против отца»

 «В 1910 году я вышла замуж за Н.С.Гумилева…  Главной моей чертой была любовь к жизни, к людям, близким. Я умела не только сама глубоко любить, но и могла выразить это чувство в стихах»   Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. … А я была его женой.   1910

«В 1910 году я вышла замуж за Н.С.Гумилева… Главной моей чертой была любовь к жизни, к людям, близким. Я умела не только сама глубоко любить, но и могла выразить это чувство в стихах»

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

А я была его женой. 

1910

В 1912 г. у Н.Гумилева и А.Ахматовой родился сын Лев

В 1912 г. у Н.Гумилева и А.Ахматовой родился сын Лев

Акмеизм АКМЕИЗМ (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет) – вышедшее из символизма литературное течение русской поэзии начала XX в. (А.А. Ахматова, Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, О.Э.Мандельштам и др.) В противовес туманности, зыбкости, «таинственным мирам» символизма провозглашал стремление к «прекрасной ясности» (М. А. Кузмин), воспевал «радостное любование бытием» (Н. С. Гумилев), призывал открыть заново красоту и ценность человеческого бытия.  В основе – простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы и прямо называть предметы.   Словарь литературоведческих терминов

Акмеизм

АКМЕИЗМ (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет) – вышедшее из символизма литературное течение русской поэзии начала XX в. (А.А. Ахматова, Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, О.Э.Мандельштам и др.)

В противовес туманности, зыбкости, «таинственным мирам» символизма провозглашал стремление к «прекрасной ясности» (М. А. Кузмин), воспевал «радостное любование бытием» (Н. С. Гумилев), призывал открыть заново красоту и ценность человеческого бытия.

В основе – простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы и прямо называть предметы.

Словарь литературоведческих терминов

Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям. Сегодня с утра я молчу, А сердце — пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь, Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне.  1909  Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя – через психологически значимый жест, движение, деталь Манера «материализации» переживаний была характерна прежде всего для творчества Анны Ахматовой

Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова

Молюсь оконному лучу —

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня с утра я молчу,

А сердце — пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь,

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

1909

Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя – через психологически значимый жест, движение, деталь

Манера «материализации» переживаний была характерна прежде всего для творчества Анны Ахматовой

Поэтические сборники 1914 1917 1921 1912  1922 – «Anno Domini MCMXXI» («В лето Господне 1921»)

Поэтические сборники

1914

1917

1921

1912

1922 – «Anno Domini MCMXXI» («В лето Господне 1921»)

Первый сборник стихов «Вечер» (1912) Любовные чувства представали в «Вечере» в разных обличьях, но героиня неизменно оказывалась страдающей, обманутой, отвергнутой. «Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично», – писал об Ахматовой К.Чуковский. В несчастной любви Ахматовой виделось не проклятье, а источник творчества: три части сборника были названы «Любовь», «Обман», «Муза». Изящество и хрупкая женственность сочетались в поэзии Ахматовой с не по-женски мужественным принятием страдания

Первый сборник стихов «Вечер» (1912)

Любовные чувства представали в «Вечере» в разных обличьях, но героиня неизменно оказывалась страдающей, обманутой, отвергнутой.

«Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично», – писал об Ахматовой К.Чуковский.

В несчастной любви Ахматовой виделось не проклятье, а источник творчества: три части сборника были названы «Любовь», «Обман», «Муза».

Изящество и хрупкая женственность сочетались в поэзии Ахматовой с не по-женски мужественным принятием страдания

«Песня последней встречи» (1911) 1.Сюжет  — драма героини  Как реальные детали помогают понять происходящую драму?  Чувства, переживания:  Перчатка: « Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки…»;  Ступени:  «Показалось, что много ступеней…»;  Шаги:  «шаги мои были легки…»;  «беспомощно грудь холодела…»  

«Песня последней встречи» (1911)

1.Сюжет

драма героини

Как реальные детали помогают понять происходящую драму? 

Чувства, переживания: 

  • Перчатка: « Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки…»; 
  • Ступени: «Показалось, что много ступеней…»;
  • Шаги: «шаги мои были легки…»;

«беспомощно грудь холодела…»

 

2. Внутренние переживания героини раскрываются с помощью деталей  Найдите в тексте названные детали ДЕТАЛИ перчатка свеча ступени спальня шаги дом клены

2. Внутренние переживания героини раскрываются с помощью деталей

Найдите в тексте названные детали

ДЕТАЛИ

перчатка

свеча

ступени

спальня

шаги

дом

клены

3. Жанр стихотворения – песня ,  поэтому чувства обнажены, это прощание, это разлука, это расставание навсегда.  В основе стихотворения — монолог разлюбленной 4. Какую роль играет природа в стихотворении?   Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами. Один клён, “шёпот осенний” — отвлечённый образ — властно зовёт за собой. Куда? В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.   Вывод  Диалог с природой — это спасение 

3. Жанр стихотворения –

песня , поэтому чувства обнажены, это прощание, это разлука, это расставание навсегда.

В основе стихотворения — монолог разлюбленной

4. Какую роль играет природа в стихотворении?

  • Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами.
  • Один клён, “шёпот осенний” — отвлечённый образ — властно зовёт за собой. Куда? В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.

  Вывод

Диалог с природой — это спасение 

3. Жанр стихотворения – песня ,  поэтому чувства обнажены. Это прощание, это разлука, это расставание навсегда.  В основе стихотворения — монолог разлюбленной 4. Какую роль играет природа в стихотворении?  Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами Один клён, “шёпот осенний” — отвлечённый образ — властно зовёт за собой. Куда? – В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия   Вывод  Диалог с природой — это спасение  

3. Жанр стихотворения –

песня , поэтому чувства обнажены. Это прощание, это разлука, это расставание навсегда.

В основе стихотворения — монолог разлюбленной

4. Какую роль играет природа в стихотворении?

  • Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами
  • Один клён, “шёпот осенний” — отвлечённый образ — властно зовёт за собой. Куда? – В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия

  Вывод

Диалог с природой — это спасение  

5. Мотив смерти Разлука с любимым равна смерти Вывод Любовь в ранних стихах Ахматовой драматична: расставание несёт с собой боль и страдание  

5. Мотив смерти

Разлука с любимым равна смерти

Вывод

Любовь в ранних стихах Ахматовой драматична: расставание несёт с собой боль и страдание

 

«Четки» (1914) В сборнике была продолжена линия «Вечера»: большая внутренняя сосредоточенность, лаконизм, точность наблюдений, отказ от напевности стиха, приверженность разговорной речи, приглушенные краски, сдержанные тона. Само название «Четки» указывало на «перебор» душевных состояний, приобретающих завершенность и напряжение молитвы

«Четки» (1914)

В сборнике была продолжена линия «Вечера»: большая внутренняя сосредоточенность, лаконизм, точность наблюдений, отказ от напевности стиха, приверженность разговорной речи, приглушенные краски, сдержанные тона.

Само название «Четки» указывало на «перебор» душевных состояний, приобретающих завершенность и напряжение молитвы

«Помолись о нищей, о потерянной…» (1912)   Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше.  И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом.  В этой жизни я немного видела, Только пела и ждала. Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала.  Отчего же бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас?  Май 1912

«Помолись о нищей, о потерянной…» (1912)

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

Май 1912

«Помолись о нищей, о потерянной…» (1912)    Жанр — стихотворение-исповедь  Звучат откровения одинокой души в час молитвы, в тишине ночной

«Помолись о нищей, о потерянной…» (1912)

Жанр — стихотворение-исповедь

Звучат откровения одинокой души в час молитвы, в тишине ночной

Герой и героиня   героиня          В чем? Вывод :  они разные   Не в этом ли причина, что они расстались? (Приём антитезы)  немного видела,  пела и ждала с душой печально-благодарная нищей потерянной он живой всегда уверенный

Герой и героиня

героиня

В чем?

Вывод : они разные

Не в этом ли причина, что они расстались? (Приём антитезы)

немного видела,

пела и ждала

с душой

печально-благодарная

нищей

потерянной

он

живой

всегда уверенный

Первая Мировая война В начале Первой мировой войны Н.Гумилев поступил добровольцем в уланский полк.  Был награжден двумя Георгиевскими крестами

Первая Мировая война

В начале Первой мировой войны Н.Гумилев поступил добровольцем в уланский полк.

Был награжден двумя Георгиевскими крестами

Кровная связь с Россией особенно резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с Первой мировой войны.  М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”   Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой, грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от ран твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.  1917

Кровная связь с Россией особенно резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с Первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой, грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от ран твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

1917

Любовь к родной земле уберегла Анну Ахматову от соблазна эмиграции   Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.   Но для Ахматовой слова “родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством

Любовь к родной земле уберегла Анну Ахматову от соблазна эмиграции

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.

Но для Ахматовой слова “родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством

1921 год  Арест и расстрел Н.Гумилева

1921 год

Арест и расстрел Н.Гумилева

Забвение «После моих вечеров в Москве (1924 г.) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать»  1923-1940г.г. – Запрет на поэзию

Забвение

«После моих вечеров в Москве (1924 г.) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать»

1923-1940г.г. – Запрет на поэзию

1935 год  арест сына – Льва Николаевича Гумилева   «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях» – «Семнадцать месяцев кричу, / Зову тебя домой…»

1935 год арест сына – Льва Николаевича Гумилева

«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях» – «Семнадцать месяцев кричу, / Зову тебя домой…»

«Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Часто выступала в госпиталях. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий зной, звук воды, древесная зола. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: я много и тяжело болела.  В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, а в июле вернулась в Ленинград»

«Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Часто выступала в госпиталях.

В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий зной, звук воды, древесная зола. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, а в июле вернулась в Ленинград»

Время с конца 50-х годов самое благополучное в судьбе Анны Ахматовой. Ее стихи печатаются, издаются книги. Она известна в зарубежных и эмигрантских изданиях, ее творчество изучается   1964 год – поездка в Италию. Вручение международной премии «Этна-Таормина» – «за 50-летие поэтической деятельности» и в связи с изданием в Италии сборника стихов   1965 год – Англия. Присуждение степени Почетного доктора Оксфордского университета

Время с конца 50-х годов самое благополучное в судьбе Анны Ахматовой. Ее стихи печатаются, издаются книги.

Она известна в зарубежных и эмигрантских изданиях, ее творчество изучается

1964 год – поездка в Италию. Вручение международной премии «Этна-Таормина» – «за 50-летие поэтической деятельности» и в связи с изданием в Италии сборника стихов

1965 год – Англия. Присуждение степени Почетного доктора Оксфордского университета

Златоустой Анне – всея Руси Могила А.А.Ахматовой в Комарово

Златоустой Анне – всея Руси

Могила А.А.Ахматовой в Комарово