Анна Андреевна Ахматова
Быть поэтессой в России – труднее, чем быть поэтом:
единица женской силы в русской поэзии – один ахмацвет
Юнна Мориц
Анна Андреевна Ахматова (наст. фамилия Горенко) 11(23).06.1889, Одесса, — 5.03.1966, Домодедово Московской области
Я – ГОЛОС ВАШ, ЖАР ВАШЕГО ДЫХАНЬЯ,
Я – ОТРАЖЕНЬЕ ВАШЕГО ЛИЦА.
НАПРАСНЫХ КРЫЛ НАПРАСНЫ ТРЕПЕТАНЬЯ, –
ВЕДЬ ВСЕ РАВНО Я С ВАМИ ДО КОНЦА
А. АХМАТОВА
1922
«Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан)»
«Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село, на поэтическую родину великого поэта – Пушкина. Там прожила до шестнадцати лет. Я все время ощущала его живое присутствие»
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный томик Парни.
(1911)
«Первое стихотворение я написала в одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфироносного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама»
«В дальнейшем, узнав, что я пишу стихи, отец потребовал, чтобы я взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Согласилась. Не пошла против отца»
«В 1910 году я вышла замуж за Н.С.Гумилева… Главной моей чертой была любовь к жизни, к людям, близким. Я умела не только сама глубоко любить, но и могла выразить это чувство в стихах»
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
… А я была его женой.
1910
В 1912 г. у Н.Гумилева и А.Ахматовой родился сын Лев
Акмеизм
АКМЕИЗМ (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет) – вышедшее из символизма литературное течение русской поэзии начала XX в. (А.А. Ахматова, Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, О.Э.Мандельштам и др.)
В противовес туманности, зыбкости, «таинственным мирам» символизма провозглашал стремление к «прекрасной ясности» (М. А. Кузмин), воспевал «радостное любование бытием» (Н. С. Гумилев), призывал открыть заново красоту и ценность человеческого бытия.
В основе – простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы и прямо называть предметы.
Словарь литературоведческих терминов
Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня с утра я молчу,
А сердце — пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
1909
Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя – через психологически значимый жест, движение, деталь
Манера «материализации» переживаний была характерна прежде всего для творчества Анны Ахматовой
Поэтические сборники
1914
1917
1921
1912
1922 – «Anno Domini MCMXXI» («В лето Господне 1921»)
Первый сборник стихов «Вечер» (1912)
Любовные чувства представали в «Вечере» в разных обличьях, но героиня неизменно оказывалась страдающей, обманутой, отвергнутой.
«Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично», – писал об Ахматовой К.Чуковский.
В несчастной любви Ахматовой виделось не проклятье, а источник творчества: три части сборника были названы «Любовь», «Обман», «Муза».
Изящество и хрупкая женственность сочетались в поэзии Ахматовой с не по-женски мужественным принятием страдания
«Песня последней встречи» (1911)
1.Сюжет
— драма героини
Как реальные детали помогают понять происходящую драму?
Чувства, переживания:
- Перчатка: « Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки…»;
- Ступени: «Показалось, что много ступеней…»;
- Шаги: «шаги мои были легки…»;
«беспомощно грудь холодела…»
2. Внутренние переживания героини раскрываются с помощью деталей
Найдите в тексте названные детали
ДЕТАЛИ
перчатка
свеча
ступени
спальня
шаги
дом
клены
3. Жанр стихотворения –
песня , поэтому чувства обнажены, это прощание, это разлука, это расставание навсегда.
В основе стихотворения — монолог разлюбленной
4. Какую роль играет природа в стихотворении?
- Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами.
- Один клён, “шёпот осенний” — отвлечённый образ — властно зовёт за собой. Куда? В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.
Вывод
Диалог с природой — это спасение
3. Жанр стихотворения –
песня , поэтому чувства обнажены. Это прощание, это разлука, это расставание навсегда.
В основе стихотворения — монолог разлюбленной
4. Какую роль играет природа в стихотворении?
- Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами
- Один клён, “шёпот осенний” — отвлечённый образ — властно зовёт за собой. Куда? – В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия
Вывод
Диалог с природой — это спасение
5. Мотив смерти
Разлука с любимым равна смерти
Вывод
Любовь в ранних стихах Ахматовой драматична: расставание несёт с собой боль и страдание
«Четки» (1914)
В сборнике была продолжена линия «Вечера»: большая внутренняя сосредоточенность, лаконизм, точность наблюдений, отказ от напевности стиха, приверженность разговорной речи, приглушенные краски, сдержанные тона.
Само название «Четки» указывало на «перебор» душевных состояний, приобретающих завершенность и напряжение молитвы
«Помолись о нищей, о потерянной…» (1912)
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
Май 1912
«Помолись о нищей, о потерянной…» (1912)
Жанр — стихотворение-исповедь
Звучат откровения одинокой души в час молитвы, в тишине ночной
Герой и героиня
героиня
В чем?
Вывод : они разные
Не в этом ли причина, что они расстались? (Приём антитезы)
немного видела,
пела и ждала
с душой
печально-благодарная
нищей
потерянной
он
живой
всегда уверенный
Первая Мировая война
В начале Первой мировой войны Н.Гумилев поступил добровольцем в уланский полк.
Был награжден двумя Георгиевскими крестами
Кровная связь с Россией особенно резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с Первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой, грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от ран твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917
Любовь к родной земле уберегла Анну Ахматову от соблазна эмиграции
Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.
Но для Ахматовой слова “родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством
1921 год
Арест и расстрел Н.Гумилева
Забвение
«После моих вечеров в Москве (1924 г.) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать»
1923-1940г.г. – Запрет на поэзию
1935 год арест сына – Льва Николаевича Гумилева
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях» – «Семнадцать месяцев кричу, / Зову тебя домой…»
«Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.
До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Часто выступала в госпиталях.
В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий зной, звук воды, древесная зола. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: я много и тяжело болела.
В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, а в июле вернулась в Ленинград»
Время с конца 50-х годов самое благополучное в судьбе Анны Ахматовой. Ее стихи печатаются, издаются книги.
Она известна в зарубежных и эмигрантских изданиях, ее творчество изучается
1964 год – поездка в Италию. Вручение международной премии «Этна-Таормина» – «за 50-летие поэтической деятельности» и в связи с изданием в Италии сборника стихов
1965 год – Англия. Присуждение степени Почетного доктора Оксфордского университета
Златоустой Анне – всея Руси
Могила А.А.Ахматовой в Комарово