Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 8 классе "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала" 1 урок»
Литература. 8 класс. «ПОСЛЕ БАЛА» История создания. Особенности композиции. Автор: Грицева Н.П. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №8
«ПОСЛЕ БАЛА» История создания. Особенности композиции.
рассказ «ПОСЛЕ БАЛА» 1903 год перекличка двух эпох: -19 век 40 годы(Николай1) -начало 20 века
- Николай 1 разрешил телесные наказания в армии, за это был прозван «Николай Палкин» - Телесные наказания в армии продолжались вплоть до 20 века Л.Толстой: «За что?», «Николай Палкин», «Посмертные записки Федора Кузмича»
-В основу рассказа лег реальный случай, который произошел с братом Толстого Сергеем - Прототипом полковника был военный начальник в Казани А.П.Корейш
СЮЖЕТ РАССКАЗ В РАССКАЗЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ
КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА (ДВЕ НЕРАВНЫЕ ПО ОБЪЕМУ ЧАСТИ) ?
Какой принцип использует писатель, сопоставляя две части рассказа?
КОНТРАСТ- АНТИТЕЗА- ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ( ГЕРОИ, ОБРАЗЫ, СЛОВА, КОМПОЗИЦИОЗНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ )
Каков план первой и второй частей?(дом.задание)
1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ
ЗАЛ
ХОЗЯЕВА
ВАРЕНЬКА
ПОЛКОВНИК
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
ОПИСАНИЕ УЛИЦЫ
СОЛДАТЫ
НАКАЗЫВАЕМЫЙ
ПОЛКОВНИК
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
Какова цветовая гамма в первой и во второй частях? Подтвердите текстом.
1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ
БЕЛЫЙ ЦВЕТ
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ
КРАСНЫЙ ЦВЕТ БЕЛЫЙ ЦВЕТ
Какова цветовая символика первой и второй части?
ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ РАССКАЗА ПЕРЕДАЮТ НЕ ТОЛЬКО КРАСКИ, НО И ЗВУКИ. ДОКАЖИТЕ ЭТО, СОПОСТАВЛЯЯ ДВА ЭПИОДА.
Сравните описание полковника и наказываемого. Сделайте вывод.
КОНТРАСТ
Полковник
Высокий военный в шинели и фуражке
Шел твердой, подпрыгивающей походкой.
Румяное лицо и белые усы и бакенбарды.
Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура
Наказываемый
Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат.
Спина его – что-то пестрое, мокрое…
Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… толкали…
Сморщенное от страдания лицо.
Спотыкающийся, корчащийся человек.
ПОЛКОВНИК
Толстой использует прием зеркального отражения : полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова “надо все по закону”.
НА БАЛУ
СЦЕНА НАКАЗАНИЯ
(ПЕРЧАТКА)
ВЫВОД: Зачем нужен контраст ? (Кто наблюдает оба эпизода? Что происходит с героем? Как меняется состояние героя?) Продолжите предложения: Контраст помог писателю создать... С помощью этого приема автор сумел передать, показать…
Д.З. ПОЧЕМУ РАССКАЗ, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ КОТОРОГО ПОСВЯЩЕНА ОПИСАНИЮ БАЛА, НАЗЫВАЕТСЯ «ПОСЛЕ БАЛА»? «ДОЧЬ И ОТЕЦ».ТОЛСТОЙ МЕНЯЕТ НАЗВАНИЕ РАССКАЗА. ПОЧЕМУ?