Великие императоры Российского государства Уроки гражданственности Донбасса Подготовила: учитель начальных классов ГОШ I-II ступеней № 48 Коршенюк Е.В.
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. (А.С.Пушкин)
- Известный русский историк Василий Осипович Ключевский сказал: «История – это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее»
ПЁТР ПЕРВЫЙ
В конце XVII века в 1682 г. в 10 летнем возрасте российским царём стал внук Михаила Романова Пётр I. Россия в это время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.
Пётр I вошёл в историю как реформатор . Первым его нововведением было – создание российского флота. Кораблестроение начало зарождаться в Архангельской гавани. Сколько себя помнил царь Пётр, его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал картинки, модели кораблей. На прудах в Преображенском селе, где он жил, Пётр впервые плавал на лодках.
Прогуливаясь с Тиммерманом в селе Измайлово, Пётр нашёл в сарае ботик (маленькое парусное судно) своего деда. Он поручил его отремонтировать и переправил в Переяславль-Залесский, где заложил верфь для строительства судов. Ботик до сих пор стоит там в музее. Его называют «дедушкой» русского флота, а Петра создателем регулярной русской армии и флота .
При Петре I в России была создана сильная армия, вооружённая новыми ружьями и пушками. Благодаря флоту расширились границы российского государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы .
Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. «Игра в солдатики», которой отдавал всё своё время юный Пётр, с конца 1680-х гг. становится всё более и более серьёзной. Весной 1690 года создаются знаменитые «потешные полки» – Семёновский и Преображенский. Пётр начинает проводить настоящие военные маневры.
Пётр I считал, что образование для России очень важно. При нём стали открываться церковные и церковноприходские школы, где учились дети простых людей. По его указу дворяне, дьяки, чиновники стали отдавать детей от 10 до 15 лет в школы. Учили в них греческой, латинской и славянской грамматике, «цифирным наукам» арифметике и геометрии. Лучших учеников для продолжения учёбы отправляли за границу. По его инициативе были открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука.
В устье реки Невы Пётр начал строительство нового большого города, названного в честь основателя – Санкт-Петербург. Город создавался по передовым образцам того времени. Пётр I не желал ничего Московского. К строительству Санкт-Петербурга были приглашены архитекторы из Европы, строился по чётко разработанному плану. Проспекты города широкие, прямые. Улицы – прямые, пересекают проспекты под прямым углом.
Петру нужна была крепость на берегах Невы для выхода кораблей в открытое море. На Заячьем острове реки Невы была построена Петропавловская крепость. Дату её основания 16 мая 1703 года считают днём рождения города Санкт-Петербурга.
Пётр I ввёл новый календарь, по которому с 1700 года мы празднуем 1-го января новый год и украшаем ёлки, велел вести отсчёт времени от Рождества Христова. Появились первые газеты, первый постоянный театр, расширился выпуск книг, в том числе учебников, открылся первый русский музей диковинных вещей – кунсткамера.
А еще Пётр I ввел ассамблеи. Ассамблея – это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер.
В 1721 году царь Пётр Великий был провозглашён императором, а Россия стала называться империей. Порой царь Пётр был жесток и безжалостен, не считался с интересами и жизнью тех, кто был слабее его. Энергичный, целеустремлённый, жадный до новых знаний, царь Пётр Великий при всей своей противоречивости, вошёл в историю императором, сумевшим кардинально изменить облик России и ход истории на долгие века.
«Медный всадник»
Его изготовление и возведение заняло более 10 лет. Памятник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венец – символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Пётр Великий завоевал для России выход к морю.
ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ
Благодаря своей реформаторской деятельности, она единственная из русских правительниц, которая удостоена в исторической памяти соотечественников, как и Пётр I, эпитета «Великая».
Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала с ебя « Ка к бы поступил в таком случае Пётр?».
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых.
Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По её собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала её в своих целях.
Во времена Екатерины II, между двумя русско-турецкими войнами, наступил рассвет русской культуры. Был построен один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж при Зимнем дворце, а сегодня Зимний стал Эрмитажем. Это один из крупнейших музеев мира. Экспозиции музея занимают 353 выставочных зала. В музее хранится более 2700000 выставочных экспонатов.
Государственные средства Екатерина II тратила на открытие в стране народных училищ, которые предназначались для обучения детей недворянского происхождения, на организацию научных путешествий учёных. Планировала, но, к сожалению, не успела отправить русские корабли в путешествие вокруг земного шара.
Подходило к концу 34-летнее правление Екатерина II. За эти годы было многое сделано во благо процветания Российской империи. Екатерине II присвоены титулы Великая и Мать Отечества.
Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн. человек). Никогда в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза. Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать за границу, а «второй хлеб» – картофель – прижился в России благодаря заботам императрицы. И без того немалая территория государства увеличилась почти на четверть
Был создан героический Черноморский флот и непобедимая армия, которые за три десятилетия одержали около ста крупных побед на суше и на море, и не потерпела ни одного серьёзного поражения. При Екатерине боевые действия никогда не велись на территории самой России! Императрица ни разу не объявила войну первой .
Впервые введены бумажные деньги. Медицина впервые стала делом государственным. В каждом городе были открыты аптека и больница, приняты меры борьбы с заразными болезнями. Тоже уникальный факт – именно она положила начало вакцинации. Одной из первых не только в стране, но и в Европе, сделала себе и сыну Павлу прививки от оспы.
Екатерина положила начало заботе государства о сиротах, инвалидах и стариках. Впервые создала органы попечения, бесплатные народные училища и сиротские дома. Доступ в школы впервые получили беднейшие слои населения.
Умерла Екатерина Великая в ноябре 1796 года. Здоровье её постепенно ухудшалось, и однажды, увидев падающую с неба покровительствующую ей звезду, она произнесла грустно: «Вот вестник скорой моей смерти». Так и случилось.
Екатерина была умна, имела политический талант, прекрасно разбиралась в людях. Внешне Екатерина была привлекательна и величественна. О себе писала: «Многие говорят, что я работаю много, а мне всё кажется, что мало сделала, когда я посмотрю на то, что остаётся сделать».
ПОВТОРЯЕМ И ЗАКРЕПЛЯЕМ
Реформатор – это преобразователь; тот, кто является инициатором реформы и руководит её осуществлением.
Реформа – преобразование, изменение, переустройство.
Ассамблея – это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. Гости должны были показать знание светских манер.
Империя – это могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире.
Император (лат. imperator – повелитель) – титул монарха, главы государства.