Главное управление образования, молодежи и спорта муниципия Кишинэу
7 класс РУССКИЙ ЯЗЫК (Limba rusă)
Модуль «Тепло семейного очага»
Урок 10. «Права, обязанности и взаимоотношения между членами семьи».
Имена существительные, употребляемые только в единственном/множественном числе.
Учитель русского языка:
Маковей-Карачебан Инга,
первая дидактическая степень
Источник: Google.com
Тема урока: Права, обязанности и взаимоотношения между членами семьи. Имена существительные, употребляемые только в единственном/множественном числе .
Источник: Google.com
Сегодня на уроке:
- обсудим права, обязанности и взаимотношения между членами семьи,
- познакомимся с существительными, употоребляемыми только в единственном и только во множественном числе,
- научимся их различать и правильно употреблять в речи.
* * *
Однажды папа сказал нам, что скоро нас навестит его старый друг и
одноклассник Мишка. Мама с бабушкой тут же принялись обсуждать, как
нужно встретить гостя. Было решено: старшая сестра поможет бабушке
сделать генеральную уборку, а мне с папой досталось запастись продуктами:
купить рис, сахар, чай, мясо, творог .
Источник: Google.com
Источник: Google.com
Мама, чтоб удивить гостя, предложила меню: узбекский плов, молдавские
плацынды, овощное рагу, греческий салат, а на десерт – шоколад и лимонное
желе. Скоро праздничный ужин был готов. Я не мог дождаться прихода
папиного друга.
Наконец состоялась долгожданная встреча. Дядя Миша оказался интересным
и разносторонним человеком. Он с юмором рассказывал о своей семье и
работе. Он геолог и часто бывает в экспедициях, в которых ищет газ, нефть,
уголь, золото, алюминий и другие полезные ископаемые.
Источник: Google.com
Эта работа трудная, а иногда и опасная, поэтому требует таких качеств
характера, как смелость, храбрость и мужество. Когда я услышал его
рассказы об экспедициях, я сказал, что тоже хочу стать геологом, на что дядя
Миша ответил, что для этого надо хорошо знать математику , физику и химию.
Источник: Google.com
После ужина я с дядей Мишей играл в шашки и шахматы , а сестра, по
просьбе родителей, сыграла на пианино . Папин друг гостил у нас двое суток .
На прощание мы договорились, что на зимние каникулы я приеду к нему
в Сибирь, где он живет. Теперь я с нетерпением жду зиму. Встану на лыжи
и коньки и научусь кататься!
Источник: Google.com
Источник: Google.com
Как бы вы озаглавили текст?
Выделенные в тексте слова – это слова, которые употребляются
только в единственном или только во множественном числе.
(в румынском языке: singularia tantum/pluralia tantum)
Для чего нам это нужно знать?
Для того, чтобы правильно согласовать с другими частями речи.
Например, овощное рагу, летние каникулы.
Какие имена существительные используются только в единственном числе?
Используя выделенные слова из текста и слова из справок, дополните группы слов, которые употребляются только в единственном числе.
- Названия продуктов: мясо, ... .
- Названия веществ: бензин, ... .
- Названия ягод: малина, ... .
- Названия злаков (ceriale): овёс, ... .
- Названия металлов: алюминий, ... .
- Названия качеств характера: трусость, ... .
Источник: Google.com
Слова для справок: смородина, нефть, рожь (secară), клубника, трусость, бензин, серебро, железо, отвага, керосин, смелость, кефир, соль, сахар, молоко, пшеница.
Проверьте себя! Имена существительные, употребляемые только в единственном числе.
- Названия продуктов: мясо, молоко, кефир, соль, сахар.
- Названия веществ: бензин, керосин, газ, нефть.
- Названия ягод: малина, клубника, смородина.
- Названия злаков: овёс, пшеница, кукуруза, рожь.
- Названия металлов: алюминий, золото, серебро.
- Названия качеств характера: трусость, смелость, отвага.
Источник: Google.com
Обратите внимания на слова:
Имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
Источник: Google.com
Группы слов, которые не имеют единственного числа (pluralia tantum) и употребляются только во множественном числе.
- парные вещи предметы: очки, ножницы, брюки, джинсы.
- отрезки времени: сутки, каникулы.
- игры: жмурки, шахматы, прятки.
- некоторые географические названия: Альпы, Карпаты, Афины.
- некоторые другие существительные: ворота, деньги, часы, дрова.
Допишите окончания прилагательных.
Окончания прилагательных зависят от рода и
числа существительных.
Крепк... любовь, больш. .. уважение, родительск... долг,
интересн… каникулы, счастлив… детство, старин… шахматы,
солнечн… очки, нов… брюки, полн… доверие.
Источник: Google.com
Проверьте себя!
Крепкая любовь, большое уважение, родительский долг,
интересные каникулы, счастливое детство, старинные
шахматы, солнечные очки, новые брюки, полное доверие.
Источник: Google.com
Дополните предложения, используя некоторые из полученных словосочетаний.
- Семья – это ... .
- Любая семья строится на ... .
- В любящей семье у детей ... .
Источник: Google.com
Проверьте себя!
- Семья – это крепкая любовь и большое уважение.
- Любая семья строится на полном доверии и взаимопомощи.
- В любящей семье у детей счастливое детство.
Источник: Google.com
В семье будет счастье, когда в ней будет гармония.
В семье гармония, когда все помогают друг – другу.
Как вы думаете, если мама после работы придет усталая и
опять будет много работать дома, пока все остальные члены
семьи будут отдыхать, будет ли эта семья счастливой?
Сочинение Софии, ученицы 7,,A” класса.
В каждой семье ребёнок обязан помогать своим родителям по дому. Многие
дети предпочитают поиграть на компьютере, смартфоне, а не помочь маме.
Что касается меня, то у меня тоже есть домашние обязанности, как и у
остальных членов моей семьи. Каждый раз после того, как мы позавтракаем,
пообедаем или поужинаем, я убираю всю посуду со стола и мою её. Также я
часто прибираю в своей комнате: протираю пыль, раскладываю вещи по
местам, поэтому в моей комнате всегда порядок.
Источник: Google.com
Мусор тоже выношу я. Ещё я люблю ухаживать за комнатными
растениями, поэтому я часто их поливаю.
По пути домой из школы я иногда захожу в магазин, чтобы купить хлеб,
сахар, молоко, кефир или ещё что-то из продуктов, если попросит мама.
На кухне заведует мама, но я часто помогаю ей чистить овощи. Ничего
сложного готовить я не умею, кроме того, как сварить макароны, пельмени
или пожарить яичницу, но я учусь.
Источник: Google.com
Источник: Google.com
Источник: Google.com
Я считаю, что у каждого члена семьи должны быть свои обязанности. Семья – это одно целое. В каждой семье важны взаимопомощь и доброе отношение к каждому члену. А когда ты всё сделаешь, то можно и отдохнуть, и погулять, и поиграть в компьютерные игры.
В сочинении есть слова, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Прочитайте текст ещё раз, найдите их в тексте и выпишите в тетрадь.
Источник: Google.com
Какие слова вы выписали? Проверьте себя!
Существительные, употребляемые только в единственном числе.
Существительные, которые употребляются только во множественном числе.
пыль, мусор
макароны
посуда, сахар, молоко, кефир, яичница
взаимопомощь, порядок
Источник: Google.com
Сравните,что в семье делает София, и что делаете вы.
убирает и моет посуду;
София
Я
вытирает пыль;
раскладывает вещи ;
прибирает в комнате;
ухаживает за цветами;
выносит мусор;
ровесники,
сверстники,
ученики 7-го класса.
покупает продукты;
помогает готовить еду.
Чему учат в этой семье детей?
- трудолюбию
- трудолюбию
- трудолюбию
- трудолюбию
Все эти слова употребляются только в единственном числе.
Как вы понимаете?
« Семья сильна, когда над ней крыша одна».
Если все члены семьи помогают друг другу, их связывает ответственность, чувство долга, моральные права и обязанности по отношению к её членам – это и есть основа дружной семьи.
Ответим на вопросы :
- Чем занят мальчик?
- О чём попросил отец?
- О чём напоминает мама?
- К какому методу воспитания прибегают взрослые?
- Сработает ли «бабушкин метод»? Мальчик вынесет мусор?
Источник:
Google.com
Индивидуальное задание.
Напишите в 4-5 предложениях ваше продолжение данной истории.
Всего вам доброго!
До свидания!
Источник: Google.com