МБОУ
«СОШ 9 города Буйнакска»
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Магомедова А.Г., учитель русского языка и литературы.
Пятнадцатое декабря. Классная работа.
- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- различать придаточные определительные от местоимённо-определительных;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Девиз урока:
«Всё простое- это не просто, сложное не так уж и сложно…»
И. Николаев
Сложные предложения
бессоюзные
?
союзные
ССП
? ?
СПП ?
Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.
1. Простые предложения –
...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.
2. Сложные предложения –
...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
3. Сложносочиненные предложения –
...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа
4. Сложноподчиненные предложения –
...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
5. Бессоюзные предложения –
...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
Простые
предложения
БСП
ССП
СПП
4
1
3
По значению и строению сложноподчиненные предложения делятся на три основных группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения:
Работа с таблицей
1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.
КАКУЮ?
… СУЩ. , ( КОТОРАЯ …)
2. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.
КАКОМУ?
… СУЩ. , ( ГДЕ …)
3. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.
… СУЩ. , ( КУДА …)
КАКОЙ?
4. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.
КАКУЮ?
… СУЩ. , ( ЧТО …)
Работа с учебником
ПЛАН
ОТВЕТЫ
- Вид придаточного.
- На какой вопрос отвечает?
- К чему прикрепляется в главном?
- Средства связи.
5. Есть ли указательные слова?
6. Позиция по отношению к главному?
7. Схема или пример предложения.
Работа с учебником
ПЛАН
ОТВЕТЫ
- Вид придаточного.
- На какой вопрос отвечает?
- К чему прикрепляется в главном?
- Средства связи.
- Определительное.
- Какой?
- К существительному.
- Союзные слова (который, что, где, куда и др.)
- Да (тот, такой и др.)
- Фиксированная (всегда после определяемого слова)
5. Есть ли указательные слова?
6. Позиция по отношению к главному?
какой?
7. …+/- ук. слово+сущ. , (союзное слово который, куда, , где, что…).
7. Схема или пример предложения.
Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным.
Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным
Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным
Язык , который
человек усваивает
в раннем детстве ,
называют родным.
Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.
усваиваемый
человеком в раннем
Язык , что
человек усваивает
в раннем детстве ,
называют родным.
детстве
Тот язык , который
человек усваивает
в раннем детстве ,
называют родным.
Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.
Язык , который
человек усваивает
в раннем детстве ,
называют родным.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ
Тип придаточных
Относятся
Отвечают на вопросы
Используются союзы и (или) с.слова
Место по
отношению
к главному
предложению
(схемы)
примеры
Какой
который
каков
чей
кто
что
где
Определи-
тельное
Какой?
Чей?
К сущ .
,
Язык, который человек усваивает в
раннем детстве , называют родным.
- Тот язык, который человек
ТОТ
усваивает в раннем детстве,
называют родным
Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..
существительному
К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ………………
Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА …….. определяемого слова.
КАКОЙ?ЧЕЙ?
союзных слов
после
В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?
4)Но ведь есть же
на белом свете
те далёкие края,
к которым так стремятся
перелётные птицы!
1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
3)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
4)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
Редактирование
1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».
2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
Проверь себя Проверь себя:
1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене.
2. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы, раненым.
[
Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех , кто пел неверно , и едва заметным трепетанием протянутой ладони сдерживал увлекающихся.
(
]
)
на кого именно?
[ ] , (кто ).
21
какое
именно?
какое
именно?
кто именно?
какой именно?
каково именно?
что именно?
какой именно?
какой именно?
9. Выражение его лица было такое, словно (союз) он долго не спал.
7. Жар такой, что (союз) на песке горят следы.
1. Всё, что (союзное слово) необходимо было для завтрашнего похода, мы подготовили заранее.
8. Вид у него был такой, как будто (союз) его кто-то обидел.
2. Те, кто (союзное слово) сидел на земле, поднялись, подошли.
5. Выражение его лица было такое, словно (союз) он долго не спал.
4. Я тот, чей (союзное слово) взор надежду губит.
6. Каково (союзное слово) лето, таково и сено.
3. Хаджи-Мурат вспомнил сына
таким, каким (союзное слово) видел его в последний раз.
каким именно?
22
1. Относится к местоимению в главной части.
2. Отвечает на вопросы какой именно? кто именно?
3. Присоединяется к главной при помощи союзов (как, словно, как будто, что, чтобы) и союзных слов (кто, что, какой, каков, который, чей).
4. Может стоять и после главной части, и перед ней.
23
Рефлексия
Стимул:
Представьте, что вы на экзамене по русскому языку. Вам достался вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. О чём бы вы рассказали?
Задание: Составьте план рассказа.
Домашнее задание.
1 . Выучить § 22– стр. 69-70 или по плану
2 . Задание по выбору:
1. Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.
2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным. (приложение 2)
- 3 . Выполнить упр.107 (по заданию учебника)
Научились:
- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- различать придаточные определительные от местоимённо-определительных;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными.