СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Русские ювилирные украшения 17-20 веков", 7 кл

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся  с ювелирным искусствомкак как одним из древнейших видов художественного творчества

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Русские ювилирные украшения 17-20 веков", 7 кл»

Русские ювелирные украшения  XVII-XХ веков.

Русские ювелирные украшения XVII-XХ веков.

Зародилось ювелирное искусство в Древнем Египте.

Зародилось ювелирное искусство в Древнем Египте.

В средние века основным заказчиком ювелирных изделий стала церковь. Особенно украшались оклады книг, которые хранились в соборах и монастырях как драгоценные предметы. Книги украшались рельефным орнаментом из чеканного металла и слоновой кости изображений святых.

В средние века основным заказчиком ювелирных изделий стала церковь. Особенно украшались оклады книг, которые хранились в соборах и монастырях как драгоценные предметы. Книги украшались рельефным орнаментом из чеканного металла и слоновой кости изображений святых.

Виды ювелирногого искусства Скань Зернь Перегородчатая эмаль Финифть

Виды ювелирногого искусства

  • Скань
  • Зернь
  • Перегородчатая эмаль
  • Финифть
Виды ювелирных техник

Виды ювелирных техник

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела. Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть.  Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела. Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть.  Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

С приходом к власти Михаила Романова, работа кремлевских мастеров быстро наладилась, а во второй половине 18 века наступил расцвет ювелирного искусства России.   Кремлевские мастерские представляли собой своеобразную русскую академию художеств, в которой работали талантливые мастера разных специальностей, приехавшие в столицу из многих городов Русского государства.   Кремлевские ювелиры и ремесленники были людьми привилегированными и богатыми, однако условия труда мастеров золотого и серебряного дела были очень тяжелыми. Им приходилось много работать, а жалованье их было от 8 до 20 рублей в год, лишь некоторые получали до 40 рублей. Такой заработок считался очень низким, его не хватало даже на самое необходимое. Но даже в таких тяжелых условиях русские ювелиры создавали вещи, которые и сейчас поражают своим уровнем исполнения и красотой.

С приходом к власти Михаила Романова, работа кремлевских мастеров быстро наладилась, а во второй половине 18 века наступил расцвет ювелирного искусства России.   Кремлевские мастерские представляли собой своеобразную русскую академию художеств, в которой работали талантливые мастера разных специальностей, приехавшие в столицу из многих городов Русского государства.

  • Кремлевские ювелиры и ремесленники были людьми привилегированными и богатыми, однако условия труда мастеров золотого и серебряного дела были очень тяжелыми. Им приходилось много работать, а жалованье их было от 8 до 20 рублей в год, лишь некоторые получали до 40 рублей. Такой заработок считался очень низким, его не хватало даже на самое необходимое. Но даже в таких тяжелых условиях русские ювелиры создавали вещи, которые и сейчас поражают своим уровнем исполнения и красотой.
В Древней Руси особенно славилась парадная национальная одежда, богато украшенная, причем как женская, так и мужская. Непременным украшением древнерусской одежды были золотые и серебряные пуговицы различной формы и декора. В зависимости от того для какой одежды они предназначались их размер колебался от горошины до крупного яйца. Пуговицы бережно хранились после того как одежду сменяли на новую. Их стоимость вдвое превышала стоимость самой одежды.

В Древней Руси особенно славилась парадная национальная одежда, богато украшенная, причем как женская, так и мужская.

  • Непременным украшением древнерусской одежды были золотые и серебряные пуговицы различной формы и декора. В зависимости от того для какой одежды они предназначались их размер колебался от горошины до крупного яйца. Пуговицы бережно хранились после того как одежду сменяли на новую. Их стоимость вдвое превышала стоимость самой одежды.
В московском Историческом музее можно посмотреть на коллекцию пуговиц самых разнообразных вариантов. Здесь представлены - гладкие, миндалевидные, в форме шара и еловой шишки, чешуйчатые, чеканные, усыпанные изумрудами, рубинами и жемчугом пуговицы. Они играли роль украшений довольно долго, ими украшались шубы и головные уборы.

В московском Историческом музее можно посмотреть на коллекцию пуговиц самых разнообразных вариантов. Здесь представлены - гладкие, миндалевидные, в форме шара и еловой шишки, чешуйчатые, чеканные, усыпанные изумрудами, рубинами и жемчугом пуговицы. Они играли роль украшений довольно долго, ими украшались шубы и головные уборы.

Особое место среди ювелирных украшений на Руси отводилось -серьгам. Их делали в огромном количестве, поэтому в 16-17 веках появились мастера-сережники. Их носили как женщины, так и мужчины, только последние надевали одну серьгу. Кольца и перстни в особом почете были у русских царей, которые надевали их на все пальцы. В 17 веке специально для их хранения стали изготавливаться специальные ларцы. Русские перстни были массивными, литыми, украшенные эмалью и с одним камнем. Иногда перстни использовались в качестве печати, вырезанными на драгоценных камнях.

Особое место среди ювелирных украшений на Руси отводилось -серьгам. Их делали в огромном количестве, поэтому в 16-17 веках появились мастера-сережники. Их носили как женщины, так и мужчины, только последние надевали одну серьгу. Кольца и перстни в особом почете были у русских царей, которые надевали их на все пальцы. В 17 веке специально для их хранения стали изготавливаться специальные ларцы. Русские перстни были массивными, литыми, украшенные эмалью и с одним камнем. Иногда перстни использовались в качестве печати, вырезанными на драгоценных камнях.

Произведения ювелирного искусства изначально (тысячи лет назад) имели магический смысл, служили оберегами и амулетами. Так, браслеты, височные кольца предназначались для охраны от бедствий. БРАСЛЕТ

Произведения ювелирного искусства изначально (тысячи лет назад) имели магический смысл, служили оберегами и амулетами. Так, браслеты, височные кольца предназначались для охраны от бедствий.

БРАСЛЕТ

Новая эра для использования драгоценных камней началась с открытием самоцветов на Урале и в Сибири. В долинах рек стали находить множество разнообразных камней: бериллы, аметисты, халцедоны, цветные яшмы, яркие агаты, турмалины и другие камни. Именно с Уралом связано начало ограночного и камнерезного дела.

Новая эра для использования драгоценных камней началась с открытием самоцветов на Урале и в Сибири. В долинах рек стали находить множество разнообразных камней: бериллы, аметисты, халцедоны, цветные яшмы, яркие агаты, турмалины и другие камни. Именно с Уралом связано начало ограночного и камнерезного дела.

Огранка алмазов  была изобретена в 17 веке, постоянно усовершенствовалась и для других камней. Русским мастерам были известны приемы огранки и они широко использовали драгоценные камни в составлении орнаментов, узоров, цветов и полосок, ставшие украшением предметов и изделий, которыми мы можем любоваться и сейчас.

Огранка алмазов  была изобретена в 17 веке, постоянно усовершенствовалась и для других камней. Русским мастерам были известны приемы огранки и они широко использовали драгоценные камни в составлении орнаментов, узоров, цветов и полосок, ставшие украшением предметов и изделий, которыми мы можем любоваться и сейчас.

   Ювелирное искусство России 18 века   Восемнадцатый век для России был очень значимым, практически все сферы жизни общества почувствовали на себе реформы Петра I. В первую очередь радикальные изменения произошли во внешнем облике людей, речь идет об одежде и следовательно о украшениях.

Ювелирное искусство России 18 века Восемнадцатый век для России был очень значимым, практически все сферы жизни общества почувствовали на себе реформы Петра I. В первую очередь радикальные изменения произошли во внешнем облике людей, речь идет об одежде и следовательно о украшениях.

  В 1700 году  Петр I издает указ о введении городского костюма. В Западной Европе такой закон уже действовал, но в России этот процесс был очень медленным и болезненным, хотя в итоге прочно вошел в быт придворного общества. Женщинам полагалось носить платья, облегающим фигуру с глубоким декольте, а мужчинам камзолы, кафтаны, короткие панталоны, чулки и башмаки с пряжками.  И женщинам и мужчинам на голове полагалось носить парик.    В 1721 году Россия стала империей, а обряд венчания на царство  заменили коронацией. В связи с этим в России появились новые регалии, «Шапку Мономаха» заменили короной. Так, для коронации Екатерины II была изготовлена корона, которая стала настоящим шедевром русского ювелирного искусства. Украшением короны стали пять тысяч  бриллиантов различных цветов

В 1700 году  Петр I издает указ о введении городского костюма. В Западной Европе такой закон уже действовал, но в России этот процесс был очень медленным и болезненным, хотя в итоге прочно вошел в быт придворного общества. Женщинам полагалось носить платья, облегающим фигуру с глубоким декольте, а мужчинам камзолы, кафтаны, короткие панталоны, чулки и башмаки с пряжками.  И женщинам и мужчинам на голове полагалось носить парик.

  • В 1721 году Россия стала империей, а обряд венчания на царство  заменили коронацией. В связи с этим в России появились новые регалии, «Шапку Мономаха» заменили короной. Так, для коронации Екатерины II была изготовлена корона, которая стала настоящим шедевром русского ювелирного искусства. Украшением короны стали пять тысяч  бриллиантов различных цветов
Реформы Петра I коренным образом изменили быт русского дворянства. Произошли изменения и в покрое костюма и форме драгоценных украшений. В ансамбль светских костюмов входили такие украшения: Ожерелье и серьги из драгоценных камней; Браслет-манжет золотой, ажурный, украшенный цветной эмалью с рубинами и жемчугом; Гребень роговой для волос, украшенный золотой пластинкой с драгоценными камнями; Пояс застегнутый спереди на золотую пряжку; Медальон с миниатюрой, оправа украшена драгоценными камнями; Тонкие золотые цепочки.

Реформы Петра I коренным образом изменили быт русского дворянства. Произошли изменения и в покрое костюма и форме драгоценных украшений.

  • В ансамбль светских костюмов входили такие украшения:
  • Ожерелье и серьги из драгоценных камней;
  • Браслет-манжет золотой, ажурный, украшенный цветной эмалью с рубинами и жемчугом;
  • Гребень роговой для волос, украшенный золотой пластинкой с драгоценными камнями;
  • Пояс застегнутый спереди на золотую пряжку;
  • Медальон с миниатюрой, оправа украшена драгоценными камнями;
  • Тонкие золотые цепочки.
В 1712 году столицей России становится Санкт-Петербург. Из мастерских Московского Кремля, для обслуживания царского двора, были переведены мастера золотого и серебряного дела. Продолжали пребывать в Россию многочисленные иностранные ювелиры. В своих записках они писали, что изумлены российскими дамами, которые даже в частной жизни никогда не выезжали, не увешанные драгоценными уборами.

В 1712 году столицей России становится Санкт-Петербург. Из мастерских Московского Кремля, для обслуживания царского двора, были переведены мастера золотого и серебряного дела. Продолжали пребывать в Россию многочисленные иностранные ювелиры. В своих записках они писали, что изумлены российскими дамами, которые даже в частной жизни никогда не выезжали, не увешанные драгоценными уборами.

В 18 веке появляется такое понятие как ювелирный гарнитур. Они изготавливались по единому замыслу и включали в себя -колье, серьги, кольца, браслет, шпильки или заколки для волос. Некоторые шпильки и заколки для волос закреплялись на специальных пружинках и при малейшем покачивании головой они начинали подрагивать, это было очень модно.

В 18 веке появляется такое понятие как ювелирный гарнитур. Они изготавливались по единому замыслу и включали в себя -колье, серьги, кольца, браслет, шпильки или заколки для волос. Некоторые шпильки и заколки для волос закреплялись на специальных пружинках и при малейшем покачивании головой они начинали подрагивать, это было очень модно.

Дорогостоящим и редким украшением считались часы. Обычно их привозили, а заграничный механизм уже русские мастера вставляли в корпус. Оригинальным украшением были подвесные ароматники в форме маленьких флаконов, плодов, разных бытовых предметов и предназначались для душистых веществ. Ароматники и часы были обязательным украшением мужского кафтана и дамского корсажа вместе с другими безделушками: медальонами, брелоками,

Дорогостоящим и редким украшением считались часы. Обычно их привозили, а заграничный механизм уже русские мастера вставляли в корпус. Оригинальным украшением были подвесные ароматники в форме маленьких флаконов, плодов, разных бытовых предметов и предназначались для душистых веществ. Ароматники и часы были обязательным украшением мужского кафтана и дамского корсажа вместе с другими безделушками: медальонами, брелоками,

Дамской модной игрушкой и одновременно необходимостью становится веер, искусству обращения с ним старательно обучали. Для изготовление веера были задействованы-рисовальщики, резчики, художники, ювелиры. Делали их из перламутра, кружев, кости и ткани, украшали драгоценными камнями, шитьем, золотом, кружевом и живописью.

Дамской модной игрушкой и одновременно необходимостью становится веер, искусству обращения с ним старательно обучали. Для изготовление веера были задействованы-рисовальщики, резчики, художники, ювелиры. Делали их из перламутра, кружев, кости и ткани, украшали драгоценными камнями, шитьем, золотом, кружевом и живописью.

К модным украшениям можно отнести медальоны, броши с миниатюрными портретами на эмали, кольца. Особенным спросом в последней четверти 18 века пользовались модные портретные миниатюры. Такие миниатюрные портреты можно было спрятать в табакерку, вделать в кольцо, ожерелье, или положить в шкатулку.

К модным украшениям можно отнести медальоны, броши с миниатюрными портретами на эмали, кольца. Особенным спросом в последней четверти 18 века пользовались модные портретные миниатюры. Такие миниатюрные портреты можно было спрятать в табакерку, вделать в кольцо, ожерелье, или положить в шкатулку.

Но самыми популярными и любимыми украшениями были серьги и перстни. Серьги имели богатую форму с одной или двумя подвесками в виде розетки с драгоценными камнями, грушевидной формы с бантом, усыпанными бриллиантами и алмазами, которые были в то время самыми модными в высшем обществе.

Но самыми популярными и любимыми украшениями были серьги и перстни. Серьги имели богатую форму с одной или двумя подвесками в виде розетки с драгоценными камнями, грушевидной формы с бантом, усыпанными бриллиантами и алмазами, которые были в то время самыми модными в высшем обществе.

В дорогих кольцах того времени преобладали изумруды, крупные граненые аметисты, обрамленные алмазами, рубины, бриллианты в ажурных гнездах. В серебряных кольцах использовались цветные стекла.

В дорогих кольцах того времени преобладали изумруды, крупные граненые аметисты, обрамленные алмазами, рубины, бриллианты в ажурных гнездах. В серебряных кольцах использовались цветные стекла.

Восемнадцатый век стал временем повального интереса к драгоценным камням, а с ним пришло глубокое понимание их эстетической ценности. Увлечение минералогией стало всеобщей болезнью. Именно тогда стали организовываться специальные экспедиции на Урал. В то время там были открыты уникальные месторождения топазов, аметистов, изумрудов, александритов и других самоцветов

Восемнадцатый век стал временем повального интереса к драгоценным камням, а с ним пришло глубокое понимание их эстетической ценности. Увлечение минералогией стало всеобщей болезнью. Именно тогда стали организовываться специальные экспедиции на Урал. В то время там были открыты уникальные месторождения топазов, аметистов, изумрудов, александритов и других самоцветов

Ювелирное искусство России 19 века  В конце 18 века одежда дворянства стала освобождаться от чрезмерной сложности и приобрела более строгий вид. Изменился наряд женщин: исчезли пышные элементы, вычурный силуэт платьев, прически стали менее экстравагантными.

Ювелирное искусство России 19 века В конце 18 века одежда дворянства стала освобождаться от чрезмерной сложности и приобрела более строгий вид. Изменился наряд женщин: исчезли пышные элементы, вычурный силуэт платьев, прически стали менее экстравагантными.

 Появилось большое количество форм одежды с учетом сезона, назначения и даже времени суток. Теперь можно было видеть в гардеробе женщин туалеты для прогулок и визитов, для театров и для балов, «деревенская » одежда и «городская». Для всех этих нарядов были и определенные украшения, которые делились на парадные, обычные и повседневные.  Парадные украшения включали много камней, для волос гребни, ожерелья, серьги, браслеты, колье, диадемы, пряжки, кольца и т.д. Для небольших визитов и приемов на дому набор украшений был попроще. Обычно женщины надевали кольца, броши, браслеты, цепочки, т.е. обычные вещи и в меньшем количестве

Появилось большое количество форм одежды с учетом сезона, назначения и даже времени суток. Теперь можно было видеть в гардеробе женщин туалеты для прогулок и визитов, для театров и для балов, «деревенская » одежда и «городская». Для всех этих нарядов были и определенные украшения, которые делились на парадные, обычные и повседневные. Парадные украшения включали много камней, для волос гребни, ожерелья, серьги, браслеты, колье, диадемы, пряжки, кольца и т.д. Для небольших визитов и приемов на дому набор украшений был попроще. Обычно женщины надевали кольца, броши, браслеты, цепочки, т.е. обычные вещи и в меньшем количестве

       Ювелирное искусство в России в начале 19 века претерпевает заметные изменения. Изготовление произведений прикладного искусства переходит на механическое, вытесняя ручной труд. Появляются крупные фабрики с новым механическим оборудованием, большим штатом мастеров разных специальностей. Появились ювелирные артели, а индивидуальных мастеров осталось совсем мало.  При всех своих минусах в ювелирном деле, появились и свои плюсы. Положительным моментом остается тот факт, что традиционные приемы не забывались, продолжала существовать техника эмали, которую использовали при изготовлении браслетов, брошах, табакерках, по прежнему развивалась техника филиграни.

Ювелирное искусство в России в начале 19 века претерпевает заметные изменения. Изготовление произведений прикладного искусства переходит на механическое, вытесняя ручной труд. Появляются крупные фабрики с новым механическим оборудованием, большим штатом мастеров разных специальностей. Появились ювелирные артели, а индивидуальных мастеров осталось совсем мало. При всех своих минусах в ювелирном деле, появились и свои плюсы. Положительным моментом остается тот факт, что традиционные приемы не забывались, продолжала существовать техника эмали, которую использовали при изготовлении браслетов, брошах, табакерках, по прежнему развивалась техника филиграни.

В народном женском праздничном костюме на протяжении многих столетий бережно сохранялись национально-региональные традиции. На портретах написанных в 18-19 веках изображены женщины в праздничных костюмах сарафанного комплекса.

В народном женском праздничном костюме на протяжении многих столетий бережно сохранялись национально-региональные традиции. На портретах написанных в 18-19 веках изображены женщины в праздничных костюмах сарафанного комплекса.

 Главное украшение в ансамбле костюма- шитый жемчугом головной убор, серьги из мелкого речного жемчуга. Благородный цвет, игра цвета жемчуга подчеркивали женскую красоту.

Главное украшение в ансамбле костюма- шитый жемчугом головной убор, серьги из мелкого речного жемчуга. Благородный цвет, игра цвета жемчуга подчеркивали женскую красоту.

Серьги из жемчуга  Для выполнения украшений из жемчуга русские мастера использовали речной жемчуг, который в изобилии находили в жемчужных раковинах северных рек. «Жемчужные» реки в основном находились в губерниях Русского Севера. Поисками и ловлей жемчужных раковин часто были заняты крестьяне. Они сами вынимали жемчужные зерна из раковин, обрабатывали их. А затем использовали для украшения праздничной одежды, головных уборов и ювелирных изделий.

Серьги из жемчуга

  • Для выполнения украшений из жемчуга русские мастера использовали речной жемчуг, который в изобилии находили в жемчужных раковинах северных рек.
  • «Жемчужные» реки в основном находились в губерниях Русского Севера. Поисками и ловлей жемчужных раковин часто были заняты крестьяне. Они сами вынимали жемчужные зерна из раковин, обрабатывали их. А затем использовали для украшения праздничной одежды, головных уборов и ювелирных изделий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ЭСКИЗ ЖЕНСКОГО УКРАШЕНИЯ  (КОЛЬЕ, ЦЕПОЧКА С ПОДВЕСКОЙ, КОКОШНИК, СЕРЬГИ, КОЛЬЦО)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  • ЭСКИЗ ЖЕНСКОГО УКРАШЕНИЯ
  • (КОЛЬЕ, ЦЕПОЧКА С ПОДВЕСКОЙ, КОКОШНИК, СЕРЬГИ, КОЛЬЦО)