СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Подготовка к ОГЭ"»

Подготовка к ОГЭ  МАОУ сош № 25 г. Уссурийска Заруднева Альбина Леонидовна учитель русского языка и литературы Подготовка к ОГЭ

Подготовка к ОГЭ

МАОУ сош № 25 г. Уссурийска

Заруднева Альбина Леонидовна

учитель русского языка и литературы

Подготовка к ОГЭ

Способы сокращения текста Исключение: вводных слов, однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Способы сокращения текста

Исключение: вводных слов,

однородных членов предложения;

повторов;

однотипных примеров;

риторических вопросов и восклицаний;

цитат;

деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

пояснений;

рассуждений;

описаний;

слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо: Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.  Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. Например. Сказка живёт везде, во всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова) Уберём избыточные однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всём. Смысл предложения не изменится. Сказка живёт везде, во всём. (5 слов)  пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

При исключении необходимо:

  • Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  • Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
  • Например. Сказка живёт везде, во всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова) Уберём избыточные однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всём. Смысл предложения не изменится. Сказка живёт везде, во всём. (5 слов)
  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
Обобщение или объединение Парцеллированных (расчленение фразы на части , часто на отдельные слова, для придания речи большей выразительности) предложений; Ряда предложений, связанных одной мыслью;  частей предложений;  конкретных, единичных фактов, событий, явлений. При объединении необходимо:  найти в тексте мелкие, единичные факты; Найти в них общее, объединить эти факты на основе общего;  сформулировать получившееся предложение.

Обобщение или объединение

  • Парцеллированных (расчленение фразы на части , часто на отдельные слова, для придания речи большей выразительности) предложений;
  • Ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При объединении необходимо:

  • найти в тексте мелкие, единичные факты;
  • Найти в них общее, объединить эти факты на основе общего;
  • сформулировать получившееся предложение.

 Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)   Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды.(7 слов)   пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды.(7 слов)

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
Замена. сложного предложения - простым;  части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;  прямой речи – косвенной;  части текста одним предложением;  части предложения местоимением и т. д. При замене необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т. Д.  Сформулировать получившееся предложение.   пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

Замена.

  • сложного предложения - простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи – косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением и т. д.
  • При замене необходимо
  • Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т. Д.
  • Сформулировать получившееся предложение.

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
Например: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. ( 12 слов) Сказки любят все. (3 слова) Сочетания исключения и обобщения (объединения) :  Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. (50 слов)  Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. (20 слов)    пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

Например: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. ( 12 слов)

Сказки любят все. (3 слова)

Сочетания исключения и обобщения (объединения) :

Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир.

Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. (50 слов)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. (20 слов)

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
Сочетание исключения и замены.  Бывают, правда, и злые сказки, в которых всё наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. ( 64 слова)  Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)   пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

Сочетание исключения и замены.

Бывают, правда, и злые сказки, в которых всё наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. ( 64 слова)

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
Сочетание замены, исключения и объединения.  Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только добрые и весёлые сказки. ( 61 слово)   Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. ( 29 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения.

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только добрые и весёлые сказки. ( 61 слово)

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. ( 29 слов)

Основные средства связи между предложениями в тексте. (обратите внимание на основные средства с вязи между предложениями в тексте: это поможет избежать речевых ошибок и недочётов).  пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации № Название средства 1. Примеры (слова-заместители) Местоимения (чаще всего указательные, личные, притяжательные) Честь… Что мы вкладываем в это слово? Это понятие существует с давних времён. Оно относится к таким «вечностям», как счастье, любовь, свобода. Его значение каждый человек понимает по-своему.

Основные средства связи между предложениями в тексте. (обратите внимание на основные средства с вязи между предложениями в тексте: это поможет избежать речевых ошибок и недочётов).

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации

Название средства

1.

Примеры (слова-заместители)

Местоимения (чаще всего указательные, личные, притяжательные)

Честь… Что мы вкладываем в это слово? Это понятие существует с давних времён. Оно относится к таким «вечностям», как счастье, любовь, свобода. Его значение каждый человек понимает по-своему.

2. Частицы + местоимения или синонимы (в том числе и контекстные), наречия и т.д. 3 Честь появилась во время становления человеческой культуры и стала очередным признаком, отличающим человека от других существ. Ведь только люди обременили себя ею. Лексические повторы А вот у Лермонтова: « Погиб поэт - невольник чести !» Как же честь может неволить людей ? Неужели люди создали это понятие на горе себе.  пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

2.

Частицы + местоимения или синонимы (в том числе и контекстные), наречия и т.д.

3

Честь появилась во время становления человеческой культуры и стала очередным признаком, отличающим человека от других существ. Ведь только люди обременили себя ею.

Лексические повторы

А вот у Лермонтова: « Погиб поэт - невольник чести !» Как же честь может неволить людей ? Неужели люди создали это понятие на горе себе.

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
4. Наречия 5. Во все времена были люди, которыми двигали не честь, но жажда власти и богатства. Сейчас честь отдаётся тому, кто имеет деньги и власть. Анафора 6. Но есть и другая честь. Она внутри людей. Она была и будет. Она стоит ближе к совести. Предлог Честь – опасная штука. В силу жизненных обстоятельств для некоторых она даже важнее греха перед Богом – самоубийства.  пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

4.

Наречия

5.

Во все времена были люди, которыми двигали не честь, но жажда власти и богатства. Сейчас честь отдаётся тому, кто имеет деньги и власть.

Анафора

6.

Но есть и другая честь. Она внутри людей. Она была и будет. Она стоит ближе к совести.

Предлог

Честь – опасная штука. В силу жизненных обстоятельств для некоторых она даже важнее греха перед Богом – самоубийства.

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
7. Вопросительные предложения 8 Вспомним историю, взяв несколько примеров из литературы. Рафаэлло Джованьоли. Здесь мы найдём такие негласные правила: скажем, «для господина прикоснуться к рабу или заговорить с ним – означает потерять свою честь в глазах общества». Почему? Разве раб не человек? В то время для рабов не было правил чести. Однокоренные слова 9. Честный человек не всегда удобен для окружающих. И всё-таки честь всегда будет высоко цениться. Антонимы Можно допускать ошибки в своей жизни. Нельзя допускать бесчестных поступков.  пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

7.

Вопросительные предложения

8

Вспомним историю, взяв несколько примеров из литературы. Рафаэлло Джованьоли. Здесь мы найдём такие негласные правила: скажем, «для господина прикоснуться к рабу или заговорить с ним – означает потерять свою честь в глазах общества». Почему? Разве раб не человек? В то время для рабов не было правил чести.

Однокоренные слова

9.

Честный человек не всегда удобен для окружающих. И всё-таки честь всегда будет высоко цениться.

Антонимы

Можно допускать ошибки в своей жизни. Нельзя допускать бесчестных поступков.

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
10 Вводные слова 11 Во-первых, честь не даст бросить в беде слабого. Во-вторых, она заставит человека вести себя благородно и гуманно. Следовательно, именно эту честь надо беречь смолоду, всеми силами стараться не потерять её и не оставить только внешнюю оболочку. Синтаксический параллелизм А как высоко ценилась честь королевы Анны! Мушкетёры готовы идти на смерть. Мушкетёры готовы уничтожить любого за честь госпожи.  пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

10

Вводные слова

11

Во-первых, честь не даст бросить в беде слабого. Во-вторых, она заставит человека вести себя благородно и гуманно. Следовательно, именно эту честь надо беречь смолоду, всеми силами стараться не потерять её и не оставить только внешнюю оболочку.

Синтаксический параллелизм

А как высоко ценилась честь королевы Анны! Мушкетёры готовы идти на смерть. Мушкетёры готовы уничтожить любого за честь госпожи.

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
Проверим!  (1)... Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (2) Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. ( 3) Они были похожи на траву. (4) Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. (5) Может быть , никакого хлеба и не будет. (6) Но трава начала сворачиваться в трубку.  (7) – Скоро наш хлеб зацветёт, - говорила мать.  (8) Коля ждал, что хлеб зацветёт голубыми цветами или алым маковым цветом.(9 ) А мож ет быть , как вишня, покроется белой метелицей…   пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

Проверим!

(1)... Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (2) Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. ( 3) Они были похожи на траву. (4) Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. (5) Может быть , никакого хлеба и не будет. (6) Но трава начала сворачиваться в трубку.

(7) – Скоро наш хлеб зацветёт, - говорила мать.

(8) Коля ждал, что хлеб зацветёт голубыми цветами или алым маковым цветом.(9 ) А мож ет быть , как вишня, покроется белой метелицей…

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации
Предложения Средства связи с предыдущим(-и) предложением(- ями) 2. Наречие и контекстный синоним 3. 4. Личные местоимения 5. Однокоренные слова Вводное словосочетание и однокоренные слова 6. Союз и контекстный синоним 7.  Контекстный синоним 8.  Лексический повтор 9. Частица и вводное словосочетание  пункт первый презентации  пункт второй презентации  пункт третий презентации  пункт четвертый презентации  пункт пятый презентации

Предложения

Средства связи с предыдущим(-и) предложением(- ями)

2.

Наречие и контекстный синоним

3.

4.

Личные местоимения

5.

Однокоренные слова

Вводное словосочетание и однокоренные слова

6.

Союз и контекстный синоним

7.

Контекстный синоним

8.

Лексический повтор

9.

Частица и вводное словосочетание

  • пункт первый презентации
  • пункт второй презентации
  • пункт третий презентации
  • пункт четвертый презентации
  • пункт пятый презентации