СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русской литературы в 6 классе "А.С.Пушкин. "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к первому уроку по изучению повести А.С.Пушкина "Дубровский". Знакомит с особенностями повести как литературного жанра. Позволяет провести работу по созданию сравнительной характеристики Троекурова и Дубровского и определению причин конфликта между ними.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русской литературы в 6 классе "А.С.Пушкин. "Дубровский"»

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 класс ПОВЕСТЬ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР. А.С.ПУШКИН. «ДУБРОВСКИЙ» Подготовила Головнева Ирина Борисовна , учитель русского языка и литературы гимназии № 15 г.Минска

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6 класс

ПОВЕСТЬ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР.

А.С.ПУШКИН. «ДУБРОВСКИЙ»

Подготовила

Головнева Ирина Борисовна ,

учитель русского языка и литературы гимназии № 15 г.Минска

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ 1. Познакомиться с особенностями повести как эпического литературного жанра. 2. Раскрыть интерес А.С.Пушкина к общественно-нравственным проблемам своего времени. 3. Определить причины конфликта между двумя помещиками. 4. Выяснить причины разрушения родового гнезда Дубровских. 5. Раскрыть чувства, переживания, настроения Владимира Дубровского. 6. Выявить, в чём выражается протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. 7. Выявить причины безнаказанности Троекурова. 8.Раскрыть причину вынужденной маскировки Владимира Дубровского. 8.Увидеть чистоту и благородство отношений Владимира и Маши. 9.Углубить понятие о литературном герое. 10. Рассмотреть художественные способы создания образов главных героев.

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ

1. Познакомиться с особенностями повести как эпического литературного жанра.

2. Раскрыть интерес А.С.Пушкина к общественно-нравственным проблемам своего времени.

3. Определить причины конфликта между двумя помещиками.

4. Выяснить причины разрушения родового гнезда Дубровских.

5. Раскрыть чувства, переживания, настроения Владимира Дубровского.

6. Выявить, в чём выражается протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

7. Выявить причины безнаказанности Троекурова.

8.Раскрыть причину вынужденной маскировки Владимира Дубровского.

8.Увидеть чистоту и благородство отношений Владимира и Маши.

9.Углубить понятие о литературном герое.

10. Рассмотреть художественные способы создания образов главных героев.

УРОК 1. А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский». Конфликт между Дубровским и Троекуровым А.С.Пушкина работал над повестью с 1832 по 1833 год. Незавершённое произведение. Опубликовано после смерти А.С.Пушкина. Основа сюжета – история, рассказанная П.В.Нащокиным о помещике Островском.

УРОК 1. А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский». Конфликт между Дубровским и Троекуровым

А.С.Пушкина работал над повестью с 1832 по 1833 год.

Незавершённое произведение.

Опубликовано после смерти А.С.Пушкина.

Основа сюжета – история, рассказанная П.В.Нащокиным о помещике Островском.

ПОВЕСТЬ - средний эпический жанр, который по объему меньше романа, но больше рассказа . В ней  шире охват действительности, сложнее сюжет (может быть несколько сюжетных линий), время действия обычно больше, чем в рассказе, больше действующих лиц (разделение их на главных и второстепенных), сложнее композиция, значительную роль играют пейзаж, портреты героев, монологи и диалоги.

ПОВЕСТЬ - средний эпический жанр, который по объему меньше романа, но больше рассказа .

В ней

  • шире охват действительности,
  • сложнее сюжет (может быть несколько сюжетных линий),
  • время действия обычно больше, чем в рассказе,
  • больше действующих лиц (разделение их на главных и второстепенных),
  • сложнее композиция,
  • значительную роль играют пейзаж, портреты героев, монологи и диалоги.
В сентябре 1826 г. Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале 1830-х гг. поэт начинает писать прозаические произведения. Над повестью «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 г. по февраль 1833 г. При жизни создателя это произведение не печаталось, так как сам Пушкин считал его незаконченным. В основу повести А. С. Пушкин положил историю, услышанную от Нащокина, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...». О подобных делах Пушкин слышал и раньше, а теперь творчески осмыслил их в повести «Дубровский».

В сентябре 1826 г. Пушкин был вызван царем Николаем II в Москву. После беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с «умнейшим человеком России». Пушкину разрешено было жить в Москве и даже работать в архивах. В начале 1830-х гг. поэт начинает писать прозаические произведения. Над повестью «Дубровский» Пушкин работает с октября 1832 г. по февраль 1833 г. При жизни создателя это произведение не печаталось, так как сам Пушкин считал его незаконченным. В основу повести А. С. Пушкин положил историю, услышанную от Нащокина, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...». О подобных делах Пушкин слышал и раньше, а теперь творчески осмыслил их в повести «Дубровский».

Известно также, что перед началом работы над повестью Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Знакомился с обстоятельствами этих дел. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие повести происходит в 1820-е гг.

Известно также, что перед началом работы над повестью Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Знакомился с обстоятельствами этих дел.

Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства.

Действие повести происходит в 1820-е гг.

РОССИЯ .НАЧАЛО 19 века. ОБЩЕСТВЕННО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ Россией управлял царь, существовало крепостное право. Люди делились на дворян, чиновников и крестьян (крепостных и вольных). Крепостной крестьянин считался собственностью дворянина. Дворянин владел имением (земли и крепостные крестьяне). Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным. Дворяне жили, в основном, в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости.

РОССИЯ .НАЧАЛО 19 века.

ОБЩЕСТВЕННО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Россией управлял царь, существовало крепостное право.

Люди делились на дворян, чиновников и крестьян (крепостных и вольных).

Крепостной крестьянин считался собственностью дворянина.

Дворянин владел имением (земли и крепостные крестьяне). Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия.

Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как считали нужным.

Дворяне жили, в основном, в своих поместьях, занимались хозяйством и ездили друг к другу в гости.

ТРОЕКУРОВ ДУБРОВСКИЙ   ОБЩЕЕ : Дворяне-помещики, ровесники, соседи, одинаковое воспитание, служили в армии, «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях», «женились по любви», «скоро овдовели», любят своих детей  РАЗЛИЧИЯ Богат, самодур, деспот, избалован, ограничен, груб и надменен, властолюбив, жесток по отношению к крепостным и своей дочери Беден, независим, смел, решителен, честен, благородный человек, легкоранимый, чувствительный, плохой хозяин, добр к крестьянам

ТРОЕКУРОВ

ДУБРОВСКИЙ

ОБЩЕЕ :

Дворяне-помещики, ровесники, соседи, одинаковое воспитание, служили в армии, «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях», «женились по любви», «скоро овдовели», любят своих детей

РАЗЛИЧИЯ

Богат, самодур, деспот, избалован, ограничен, груб и надменен, властолюбив, жесток по отношению к крепостным и своей дочери

Беден, независим, смел, решителен, честен, благородный человек, легкоранимый, чувствительный, плохой хозяин, добр к крестьянам

Кирила Петрович ТРОЕКУРОВ Кирилл (греч.) – господин, повелитель; Пётр (греч) – утёс, каменная глыба. Андрей Гаврилович ДУБРОВСКИЙ Андрей (греч.) - мужественный, храбрый; Гаврила (христиан. вариант) – крепость Божья.

Кирила Петрович ТРОЕКУРОВ

Кирилл (греч.) – господин, повелитель;

Пётр (греч) – утёс, каменная глыба.

Андрей Гаврилович ДУБРОВСКИЙ

Андрей (греч.) - мужественный, храбрый; Гаврила (христиан. вариант) – крепость Божья.

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА  Разговор на псарне «Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович, — или псарня моя тебе не нравится?» — «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее ».

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА

Разговор на псарне

«Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович, — или псарня моя тебе не нравится?» — «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».

Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее ».

"...он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение,

не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина ».

(о Дубровском) 

Вопрос 1. Что усугубило ссору и сделало примирение невозможным? Вопрос 2. Троекуров не смог смириться со случившимся, хотел было учинить нападение на деревню Дубровского, разорить её дотла, но передумал… Почему?

Вопрос 1. Что усугубило ссору и сделало примирение невозможным?

Вопрос 2. Троекуров не смог смириться со случившимся, хотел было учинить нападение на деревню Дубровского, разорить её дотла, но передумал… Почему?

Ответ 1. Воровство покровскими мужиками леса, их поимка Дубровским, расправа, изъятие лошадей. Ответ 2. Решил отнять имение у друга.

Ответ 1.

Воровство покровскими мужиками леса, их поимка Дубровским, расправа, изъятие лошадей.

Ответ 2.

Решил отнять имение у друга.

Как связаны между собой эпизоды , изображенные на этих иллюстрациях?

Как связаны между собой эпизоды , изображенные на этих иллюстрациях?

ПОДВОДИМ ИТОГИ Назовите особенности повести как эпического литературного жанра. Какие общественные и нравственные проблемы существовали в России в начале 19 века? Назовите причины конфликта между двумя помещиками.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Назовите особенности повести как эпического литературного жанра.

Какие общественные и нравственные проблемы существовали в России в начале 19 века?

Назовите причины конфликта между двумя помещиками.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ