Добро пожаловать на урок русского языка!
Василий Александрович Сухомлинский:
«Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ ? , культ ? , культ ? и культ ? »
- Лексикология – раздел языкознания, изучающий лексику, т.е. словарный состав языка.
- Лексика – словарный состав языка.
- Слово – основная единица языка.
- Лексическое значение – смыловое содержание слова.
СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МНОГООБРАЗНЫ
Лексические (тропы)
Синтаксические (стилистические фигуры)
Фонетические (звукопись)
Изобразительно- выразительные средства лексики
Средства выразительности лексики
Синонимы, антонимы архаизмы, историзмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, просторечные слова
Тропы:
ЭПИТЕТ
Например:
МЕТАФОРА
Красочное, образное определение в переносном значении.
Например:
СРАВНЕНИЕ
Э
Э
Например:
Тропы
ГИПЕРБОЛА
Это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию.
ЛИТОТА
Например:
Троп, средство художественного изображения, основанное на преуменьшении размеров или свойств предмета, человека, явления.
олицетворение
Например:
О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев)
Например:
Троп, обозначающий наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами одушевленного предмета.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6942/train/325478/
Проблемные вопросы по распознаванию тропов в речи:
1. Эпитет. Н е следует смешивать эпитет и обыкновенное определение . Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя.
Сравните: каменная стена / говорил с каменным лицом
- 2. Метфора и олицетворение. Понятие олицетворения возникает тогда, когда нечто неодушевлённое наделяется качествами и свойствами человека. Метафора - по своей сути сравнение одного предмета или явления с другим, но не содержит сравнительных союзов. Метафору легко можно переделать в сранение. Она гораздо «шире» олицетворения. Например:
- Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)
- Выткался на озере алый цвет зари. .." (С. Есенин)
- " Буря воет в саду, буря ломится в дом..." (Н. Некрасов)
- “ Ночевала тучка золотая…” (М. Лермонтов)
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. (2) Однажды отец взял меня в город. (3)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (4)Там я увидел книгу. (5)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (6)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (7)Дома я целый вечер говорил только о книге. (8)И вот через две недели отец дал мне деньги.
(9)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (10)Нет, книга лежала на месте.
(11)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (12)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (13)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (14)И вдруг – о ужас! (15)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (16) Я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (17)Через минуту уже весь вагон помогал нам. (18)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (19)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал: – (20)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (21)Скажи мне, где ты живёшь? (22)Я плакал и не мог говорить. (23)Отец дал лётчику адрес. (24)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу. – (25)Достал? – (26)Достал, – засмеялся отец. (27)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках. (28)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (29)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её». (30)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек. (31)С того времени прошло почти 30 лет. (32)Книжки в войну потерялись. (33)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (34)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(По В.М. Пескову*)
Работа с текстом. Задания 10,11,12 ОГЭ
Работа с текстом. Задания 10,11,12 ОГЭ
Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Деньги на книгу с картинками нашлись только через две недели после того, как мальчик увидел её в магазине.
- Лётчик не сдержал обещание прислать мальчику книгу.
- Рассказчик сожалел о том, что во время войны книги потерялись.
- Незнакомые люди, проявившие сочувствие и бескорыстие, надолго остались в памяти рассказчика.
- В течение нескольких дней почтальон доставил мальчику семь одинаковых книг.
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов.
- А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция
- Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
- Книга исчезла между двойными окнами вагона.
- Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
- Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном.
Задание 12. В предложениях 31–34 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Признаки фразеологизмов:
- неделимая по смыслу конструкция
- является одним членом предложения
- можно заменить одним синонимичным по значению словом
Найдите смысловое соответствие между русскими и осетинскими фразеологизмами:
За тридевять земель – хъæлæсы дзаг
Яблоку негде упасть - зæххы бын ныххауд
Во весь голос – йæ сæр ыл уæз нæ кæны
Провалиться сквозь землю – къах рывæрæн дзы нæй
Без царя в голове – авд хохы сæрты
Найдите смысловое соответствие между русскими и осетинскими фразеологизмами:
За тридевять земель – авд хохы сæрты
Яблоку негде упасть - къах рывæрæн дзы нæй
Во весь голос – хъæлæсы дзаг
Провалиться сквозь землю – зæххы бын ныххауд
Без царя в голове – йæ сæр ыл уæз нæ кæны
Задание 13.3 ОГЭ
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли изучать родной язык?»
Дайте определение выражению РОДНОЙ ЯЗЫК и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из видеоролика, а другой – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70слов.
«Песня о России» (В. Локтев –
О. Высотская)
Исполняет: ансамбль им. Локтева, солистка Лена Зайцева, 1968 год
Посмотри, как все красиво, посмотри, простор какой! Точно мать, склонилась ива над заснувшею рекой. Ветерок метнулся разом, облаков прорвав кольцо, И ромашка желтым глазом смотрит солнышку в лицо. Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете нет страны ее родней, Нет страны ее родней, нет страны ее родней! Посмотри, леса какие и сады шумят кругом! Наша Родина Россия хорошеет с каждым днем. Видишь, яблони и сливы вдоль дороги стали в ряд? О житье-бытье счастливом в русских селах говорят.
Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете нет страны ее родней, Нет страны ее родней, нет страны ее родней! И березку молодую, и кустарник, и траву, Беззаветно все люблю я, все я Родиной зову. Хорошо костер походный на поляне разжигать, Хорошо в стране свободной мне с друзьями подрастать. Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете нет страны ее родней, Нет страны ее родней, нет страны ее родней!
Согоян Вера Семеновна (1925 - 1986) «Молодая семья», 1973г.
Василий Александрович Сухомлинский:
«Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного языка »
Домашнее задание:
До новых встреч!!!