О.И. Скороходова 1912 - 1982
«Как я воспринимаю окружающий мир»
Классный час.
Доржиева Н.Н.
2018 год.
Жизнь – это битва, если путь восходит; Жизнь – это подвиг, если путь вперед… Н. Спирина
Ольга Ивановна родилась 24 июля 1911 года на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона. В 8 лет (в 1919 году) заболела менингитом, после чего потеряла полностью зрение и начала постепенно терять слух. К 14 годам совсем оглохла. Она была единственной дочерью в небогатой крестьянской семье. Мать батрачила в семье священника, отец был призван в армию в начале Второй Мировой войны, откуда в семью не вернулся.
Жизнь - испытание
- Наступила полная тьма и полная тишина... Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей рассказывали о том, что происходит вокруг. Мать Ольги - Мария Тимофеевна - делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове.
- Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В автобиографии Ольга Скороходова пишет: «Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год... Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать...» А новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в полубессознательном состоянии, Ольгу забрала к себе ее тетка. Осенью 1922 г. Херсонский отдел народного образования направил девочку в одесскую школу для слепых детей.
Жизнь – это друга плечо…
- В 1925 году слепоглухую и почти уже немую Олю привезли в Харьков в школу - клинику профессора И.А. Соколянского для слепоглухонемых детей. «Для меня, - писала Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой. Воспитатели, педагоги и сам И. А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей».
- Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного брайлевского шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.
- Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 г., когда отмечалось 40-летие литературной деятельности писателя, девушка послала Алексею Максимовичу поздравительное письмо. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.
Жизнь - борьба
- Ольга получила среднее образование. Она много работает над совершенствованием своих литературных способностей: пишет заметки, статьи, очерки, стихи... По совету профессора Соколянского девушка вела записи того, как она воспринимает мир. Впоследствии эти записи ей очень пригодились.
- Ольга готовилась к поступлению в Литературный институт. Но началась Великая Отечественная война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых ее воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была О. Скороходова. В 1943 г. наши войска освободили Харьков. Через год она переехала в Москву, где встретилась со своим учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его смерти.
Жизнь - труд
В 1947 г. вышла ее первая книга «Как я воспринимаю
окружающий мир». Предисловие к этому изданию было написано известным психологом А.Н.Леонтьевым, где он обращал особое внимание на удивительную тонкость описаний автором различных видов своей чувствительности – осязания, обоняния, вибрационного чувства, температурных и вкусовых ощущений, которые заменяли ей слух и зрение. Особенно интересными он нашел самонаблюдения Ольги Ивановны, характеризующие целостные, сложные переживания окружающего, которые дополнялись анализом не только своих ощущений, но и стремлением понять впечатления других, видящих и слышащих людей. Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского.
Жизнь - творчество
- В 1948 г. она становится научным сотрудником (позднее - старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР - ныне Институт коррекционной педагогики РАО.
- Имя и труды О. Скороходовой - единственного в мире слепоглухого научного работника - приобретают все большую известность.
- В 1954 г. вышла в свет ее новая книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского.
- В 1961 г. О.И. Скороходова блестяще защитила кандидатскую диссертацию, и ей присвоили ученую степень кандидата педагогических наук.
Жизнь – победа над собой
Работа над книгами приносила ей радость. В 1972 г. вышел из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» , собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку.
Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. «Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой», - записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей судьбой.
Жизнь - служение
Скороходовой присудили первую премию Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические Функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи... Она помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. С ее помощью была открыта в подмосковном Павловском Посаде школа-интернат для слепоглухонемых детей
Жизнь - подвиг
О.И. Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций международного уровня. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые и писатели, учителя и многочисленные читатели со всего света.
Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»:
Я прошла сквозь мрак и бури,
Я пути искала к свету –
К жизни творческой, богатой...
И нашла! Запомни это!
Все написанное Ольгой Ивановной помогает нам понять удивительный внутренний мир человека, потерявшего зрение и слух, но сохранившего огромный интерес к жизни, радость труда, постоянное стремление помогать другим.
Думают иные — те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звезды и луну: — Как она без зренья красоту опишет? Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пройду по саду, И мечтать готова, и сказать люблю… Пусть я не увижу глаз его сиянье, Не услышу голос, ласковый, живой, Но слова без звука — чувства трепетанье — Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова, Так, как любят запах нежного цветка, Так, как любят в дружбе дорогое слово, Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу, И мечтой привольной мир я облечу… Каждый ли из зрячих красоту опишет, Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья, Но имею больше — чувств живых простор: Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,- Не гордитесь этим счастьем предо мной! Лучше протяните с добрым чувством руку, Чтоб была я с вами, а не за стеной .
О. Скороходова