СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Химические реакции в водных растворах" 9 класс"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме:  "ТЭД" 9 класс. УМК любой.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Химические реакции в водных растворах" 9 класс"»

02.11.20  ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ  В ВОДНЫХ РАСТВОРАХ ТЕМА 2

02.11.20

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В ВОДНЫХ РАСТВОРАХ

ТЕМА 2

02.11.20 Урок №7 9 класс Сущность процесса электролитической диссоциации Чернецова Н.И.,  Учитель химии  2019г.

02.11.20

Урок №7

9 класс

Сущность процесса электролитической диссоциации

Чернецова Н.И., Учитель химии 2019г.

Цель Сформировать понятие о процессе электролитической диссоциации; формировать знания об электролитах и неэлектролитах;

Цель

  • Сформировать понятие о процессе электролитической диссоциации;
  • формировать знания об электролитах и неэлектролитах;
Планируемые результаты Знать понятия: «электролиты», «неэлектролиты», «катион», «анион», «электролитическая диссоциация»; гидратация, кристаллогидраты, кристаллизационная вода. Уметь: составлять реакции характеризующие свойства веществ Понимать: взаимосвязь строения и свойства веществ.

Планируемые результаты

  • Знать понятия: «электролиты», «неэлектролиты», «катион», «анион», «электролитическая диссоциация»; гидратация, кристаллогидраты, кристаллизационная вода.
  • Уметь: составлять реакции характеризующие свойства веществ
  • Понимать: взаимосвязь строения и свойства веществ.
Проверочная работа Вариант 1 1. N 2 ( г) +3 H 2 (г)  2NH 3 (г) + Q Вариант 2 1. H 2 ( г ) + S ( тв) Н 2 S ( г ) + Q 2. C тв + 2 Н 2(г)   СН 4 (г) + Q 3. N 2 O 4 ( г )   2  NO 2 - Q 2. 2 NO ( г ) + С l 2   2  NOCl   + Q 3. PCl 3( г) + С l 2  PCl 5 ( тв)  + Q 1. Куда сместится равновесие при понижении температуры. 2. При повышении давления. 3. При повышении температуры. 4. При использовании катализатора. 5. При повышении концентрации продукта реакции.
  • Проверочная работа

Вариант 1

1. N 2 ( г) +3 H 2 (г) 2NH 3 (г) + Q

Вариант 2

1. H 2 ( г ) + S ( тв) Н 2 S ( г ) + Q

2. C тв + 2 Н 2(г) СН 4 (г) + Q

3. N 2 O 4 ( г ) 2 NO 2 - Q

2. 2 NO ( г ) + С l 2 2 NOCl + Q

3. PCl 3( г) + С l 2 PCl 5 ( тв) + Q

  • 1. Куда сместится равновесие при понижении температуры.
  • 2. При повышении давления.
  • 3. При повышении температуры.
  • 4. При использовании катализатора.
  • 5. При повышении концентрации продукта реакции.
Актуализация знаний Природа электрического тока и строение вещества.  Что такое электрический ток? - (упорядоченное движение носителей электрических зарядов).  Металлы проводят электрический ток? К акие частицы являются переносчиками тока в металлах?  - (в металлах переносчиками электрического тока являются электроны.  Металлы — это проводники первого рода.

Актуализация знаний

  • Природа электрического тока и строение вещества.
  • Что такое электрический ток?
  • - (упорядоченное движение носителей электрических зарядов).
  • Металлы проводят электрический ток?
  • К акие частицы являются переносчиками тока в металлах?
  • - (в металлах переносчиками электрического тока являются электроны.
  • Металлы — это проводники первого рода.
Оказавается… что электрический ток могут переносить не только электроны, но и любые заряженные частицы (ионы). Повторим….. Объясните, чем отличается ион от нейтрального атома?

Оказавается…

  • что электрический ток могут переносить не только электроны, но и любые заряженные частицы (ионы).
  • Повторим…..
  • Объясните, чем отличается ион от нейтрального атома?
ИОНЫ – это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов в результате отдачи или присоединения электронов.  В переводе с греческого «ион» - «странствующий»
  • ИОНЫ – это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются атомы или группы атомов в результате отдачи или присоединения электронов.
  • В переводе с греческого «ион» - «странствующий»
ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМУЛЫ + 11 Na 0 2 ē 8ē 1ē  +11 Na +  2 ē 8ē   атом - 1е ион  +17 Cl 0 2 ē 8ē 7ē  +17 Cl -  2 ē 8ē 8ē   атом + 1е ион

ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМУЛЫ

+ 11 Na 0 2 ē 8ē 1ē +11 Na + 2 ē 8ē

атом - 1е ион

+17 Cl 0 2 ē 8ē 7ē +17 Cl - 2 ē 8ē 8ē

атом + 1е ион

ИОНЫ (по составу и знаку) СЛОЖНЫЕ Например: PO 3- 4  NO 3 - SO 4 2- С O 2 3 -  ПРОСТЫЕ Например: Н + Cl - K +  Na + ;  Fe 2 + ;

ИОНЫ (по составу и знаку)

  • СЛОЖНЫЕ

Например:

  • PO 3- 4
  • NO 3 -
  • SO 4 2-
  • С O 2 3 -

  • ПРОСТЫЕ

Например:

  • Н +
  • Cl -
  • K +
  • Na + ;
  • Fe 2 + ;

Опыт 1. (рис.3 стр. 20) Опыты по проверке электропроводности веществ с ионной и со слабополярной связью: Сахар (кристаллический и раствор) хлорида натрия (кристаллического), дистиллированной воды;  водного раствора хлорида натрия.

Опыт 1. (рис.3 стр. 20)

  • Опыты по проверке электропроводности веществ с ионной и со слабополярной связью:
  • Сахар (кристаллический и раствор)
  • хлорида натрия (кристаллического),
  • дистиллированной воды;
  • водного раствора хлорида натрия.
Электропроводность раствора можно установить с помощью прибора, изображенного на рисунке. Два металлических или угольных электрода помещают в раствор и соединяют с источником тока. Если раствор проводит электрический ток, то цепь замыкается, о чем свидетельствует показание вольтметра в цепи или загорание лампочки. Схема прибора для определения электропроводности раствора:   1 - источник тока; 2 - гальванометр или лампочка; 3 - электроды; 4 - исследуемый раствор
  • Электропроводность раствора можно установить с помощью прибора, изображенного на рисунке.
  • Два металлических или угольных электрода помещают в раствор и соединяют с источником тока.
  • Если раствор проводит электрический ток, то цепь замыкается, о чем свидетельствует показание вольтметра в цепи или загорание лампочки.
  • Схема прибора для определения электропроводности раствора: 1 - источник тока; 2 - гальванометр или лампочка; 3 - электроды; 4 - исследуемый раствор
При погружении электродов в дистиллированную воду лампочка не загорается. Чистая вода не проводит электрический ток. Дистиллированная вода
  • При погружении электродов в дистиллированную воду лампочка не загорается.
  • Чистая вода не проводит электрический ток.

Дистиллированная вода

Не проводит ток и сухая поваренная соль NaCl , если в нее погрузить электроды. Сухая соль NaCl
  • Не проводит ток и сухая поваренная соль NaCl , если в нее погрузить электроды.

Сухая соль NaCl

Механизм диссоциации веществ с ионной связью + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + -  Cl - Na+ Na+ + -  Cl -  Cl - Na+ + - + - Na+  Cl - Na+  Cl -  Cl - Na+ Na+  Cl - Na+ Na+ + -  Cl -  Cl - Ориентация молекул- диполей воды около ионов кристалла  Гидратация ионов поверхностного слоя кристалла  Диссоциация кристалла NaCl → Na + + Cl -  Рис.4 (а), стр.21
  • Механизм диссоциации веществ с ионной связью

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

Cl -

Na+

Na+

+ -

Cl -

Cl -

Na+

+ -

+ -

Na+

Cl -

Na+

Cl -

Cl -

Na+

Na+

Cl -

Na+

Na+

+ -

Cl -

Cl -

  • Ориентация молекул- диполей воды около ионов кристалла
  • Гидратация ионов поверхностного слоя кристалла
  • Диссоциация кристалла

NaCl → Na + + Cl -

Рис.4 (а), стр.21

Сущность процесса электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы
  • Сущность процесса электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью
  • ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита
  • гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита
  • ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную)
  • диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы
+ - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - Механизм диссоциации  веществ с ковалентной сильнополярной связью + + δ + − δ  +  − Ориентация молекул- диполей воды вокруг полюсов молекулы-диполя электролита Гидратация молекул воды с молекулами электролита Ионизация молекул электролита (КПС → ИС) Диссоциация молекул электролита HCl → H + + Cl -  Рис.4 (б),стр. 21

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

  • Механизм диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью

+

+ δ

+

δ

+

  • Ориентация молекул- диполей воды вокруг полюсов молекулы-диполя электролита
  • Гидратация молекул воды с молекулами электролита
  • Ионизация молекул электролита (КПС → ИС)
  • Диссоциация молекул электролита

HCl → H + + Cl -

Рис.4 (б),стр. 21

Причины распада веществ на ионы в расплавах Нагревание усиливает колебания ионов в узлах кристаллической решётки - кристаллическая решётка разрушается.   Нагревание
  • Причины распада веществ на ионы в расплавах
  • Нагревание усиливает колебания ионов в узлах кристаллической решётки - кристаллическая решётка разрушается.
  • Нагревание
Фарадей Майкл 22. IX. 1791 – 25. VIII. 1867 Английский физик и химик. В первой половине 19 в. ввел понятие об  электролитах и неэлектролитах.  Вещества Неэлектролиты  Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток  Электролиты  Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрических то к Учебник, стр.22, схема 1. разобрать

Фарадей Майкл

22. IX. 1791 – 25. VIII. 1867

Английский физик и химик.

В первой половине 19 в. ввел понятие

об электролитах и неэлектролитах.

  • Вещества
  • Неэлектролиты

Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток

  • Электролиты

Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрических то к

Учебник, стр.22, схема 1. разобрать

Вещества  Неэлектролиты - Электролиты- не проводят эл. ток в растворах и расплавах Тип химической связи ковалентная неполярная и слабополярная  К ним относятся вещества: простые вещества (неметаллы) оксиды неметаллов органические вещества      проводят эл.ток в растворах и расплавах Тип химической связи: ионная, ковалентная сильнополярная К ним относятся вещества: соли кислоты основания
  • Вещества
  • Неэлектролиты -
  • Электролиты-
  • не проводят эл. ток в растворах и расплавах
  • Тип химической связи
  • ковалентная неполярная и слабополярная
  • К ним относятся вещества:
  • простые вещества (неметаллы)
  • оксиды неметаллов
  • органические вещества
  • проводят эл.ток в растворах и расплавах
  • Тип химической связи:
  • ионная, ковалентная сильнополярная
  • К ним относятся вещества:
  • соли
  • кислоты
  • основания
Химический словарь Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией.  А + Б -  → А + +  Б -   молекула  → ионы

Химический словарь

  • Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией.
  • А + Б - А + + Б -

молекула → ионы

История открытия теории электролитической диссоциации В 1887 году шведский химик Сванте Аррениус для объяснения особенностей водных растворов веществ предложил теорию электролитической диссоциации. В дальнейшем эта теория была развита многими учёными. И сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации Сванте Аррениус

История открытия теории электролитической диссоциации

  • В 1887 году шведский химик Сванте Аррениус для объяснения

особенностей водных растворов

веществ предложил теорию

электролитической диссоциации.

  • В дальнейшем эта теория была

развита многими учёными.

  • И сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации

Сванте Аррениус

Электролиты и неэлектролиты Сванте Аррениус (1877г) объяснил,что Причина электропроводности растворов - наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде  А + Б -  + Н 2 О → А + +  Б -   молекула → гидратированные ионы  HCl →  H + + Cl -   NaCl → Na + + Cl -
  • Электролиты и неэлектролиты
  • Сванте Аррениус (1877г) объяснил,что
  • Причина электропроводности растворов - наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде
  • А + Б - + Н 2 ОА + + Б -

молекула → гидратированные ионы

  • HCl → H + + Cl -
  • NaCl → Na + + Cl -
Основные положения ТЭД Электролиты-  вещества, которые при растворении в воде или в расплавленном состоянии распадаются на ионы.  Ионы – это атомы или группы атомов обладающие положительным (катионы) или отрицательным (анионы) зарядом.  электролиты диссоциируют  NaCl = Na + + Cl -  Н Cl = Н + + Cl -
  • Основные положения ТЭД
  • Электролиты- вещества, которые при растворении в воде или в расплавленном состоянии распадаются на ионы.

Ионы – это атомы или группы атомов обладающие положительным (катионы) или отрицательным (анионы) зарядом.

электролиты диссоциируют

  • NaCl = Na + + Cl -
  • Н Cl = Н + + Cl -

2. Ионы отличается от нейтральных атомов по строению и свойствам. Атом натрия Na 0 Ион натрия Na + 11 p + , 12n 0 , 10 e 11 p + , 12n 0 , 11 e

2. Ионы отличается от нейтральных атомов по строению и свойствам.

Атом натрия Na 0 Ион натрия Na +

11 p + , 12n 0 , 10 e

11 p + , 12n 0 , 11 e

 Свойства ионов и атомов ─ ─ ─  2е,8е,1е ─ ─  2е,8 е  Na + Ион не отдает электроны, при взаимодействии с водой не образует  NaOH и H 2  Na 0 Атом легко отдает электроны, взаимодействует с водой (образуется NaOH и H 2  )
  • Свойства ионов и атомов

─ ─ ─ 2е,8е,1е

─ ─

2е,8 е

Na +

Ион не отдает электроны, при взаимодействии с водой не образует

NaOH и H 2

Na 0

  • Атом легко отдает электроны, взаимодействует с водой
  • (образуется NaOH и H 2 )
3. Положение (рис.5) В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически. При пропускании постоянного электрического тока через раствор или расплав положительно заряженные ионы  (катионы)  движутся к отрицательному полюсу источника тока – катоду. Отрицательно заряженные ионы  (анионы)  движутся к положительному полюсу источника тока – аноду . (рис.6)

3. Положение (рис.5)

  • В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически.
  • При пропускании постоянного электрического тока через раствор или расплав положительно заряженные ионы (катионы) движутся к отрицательному полюсу источника тока – катоду.
  • Отрицательно заряженные ионы (анионы) движутся к положительному полюсу источника тока – аноду . (рис.6)
 ИОНЫ   ИОНЫ   Ионы – заряженные частицы  простые        сложные  Me n+ , H + , S 2- NH 4 + , OH - ,SO 4 2-   положительные     отрицательные Me n+ , H + , NH 4 +  Cl - , CO 3  2- ,  PO 4  3- катионы  анионы   - + -  К (-)  А (+) - + + + + - - - +

ИОНЫ

ИОНЫ

Ионы – заряженные частицы

простые сложные

Me n+ , H + , S 2- NH 4 + , OH - ,SO 4 2-

положительные отрицательные

Me n+ , H + , NH 4 + Cl - , CO 3 2- , PO 4 3-

катионы анионы

-

+

-

К (-)

А (+)

-

+

+

+

+

-

-

-

+

Растворение как физики-химический процесс. Учебник § 6, стр. 23 - 25. самостоятельно.
  • Растворение как физики-химический процесс.
  • Учебник § 6, стр. 23 - 25. самостоятельно.
Рефлексия Я умею определять ….. и ….. Я умею записывать строение … и …. Я знаю, что электролиты …. …… …., а неэлектролиты ……..

Рефлексия

  • Я умею определять ….. и …..
  • Я умею записывать строение … и ….
  • Я знаю, что электролиты …. …… …., а неэлектролиты ……..
Домашнее задание §6 прочитать, выучить основные определения. Выполнить № 1,2 (устно) № 3,4 (письменно), стр. 25
  • Домашнее задание
  • §6 прочитать,
  • выучить основные определения.
  • Выполнить № 1,2 (устно)
  • № 3,4 (письменно), стр. 25