Консультация для педагогов
« Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности для окружающих»
5 марта 2022г.
Задачи:
- Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
ПРИНЦИПЫ
- системность и последовательность;
- доступность;
- включение в деятельность;
- наглядность;
- динамичность;
- психологическая комфортность.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) дошкольников представлена блоками.
Ребёнок в общении с другими людьми.
Ребёнок
и природа.
ОБЖ
Ребёнок дома.
Здоровье ребёнка.
Ребёнок на улицах города.
«Ребенок и природа»
Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
«Ребенок дома»
Это - пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы)
2.Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож)
3.Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты)
«Ребенок и другие люди»
В котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»
Это– изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
«Ребенок на улице»
Это– правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
Группы раннего возраста
«Транспорт»
В уголке безопасности дорожного движения должно быть:
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- детская художественная литература (2-3 года);
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре “Транспорт” (шапочки или жилеты с изображением того или иного вида транспорта, разноцветные рули и т.д.).
Младшая группа
«Свеофор»
В уголке безопасности дорожного движения должно быть:
- картинки разных видов транспорта для игры на классификацию “На чем едут пассажиры?”, “Найди такую же карточку”;
- дидактические игры “Правила дорожного движения” и др.;
- макет транспортного светофора;
- макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
- конструктор “Транспорт”;
- плакаты;
- раскраски;
- фланелеграф.
Средняя группа
- «Тротуар», «Проезжая часть», «Пешеходный переход».
В уголке безопасности дорожного движения должно быть :
- макет светофора на батарейках;
- пешеходный переход;
- макет дороги с пешеходным переходом;
- дидактические игры: “Найди свой цвет”, “Собери светофор”, “Законы улиц и дорог”, “Хорошо- плохо”;
- игры на развитие внимания: “Сделай, как было”, “Что изменилось” и т.д.;
- картотека загадок и стихов;
- детская художественная литература (С. Маршак “Мяч”, С. Михалков “Моя улица”, “Велосипед”, И. Ильин “Машины на нашей улице”);
- умные сказки( М. Казанцева “Как Стешка и Люся правила дорожного движения учили” и т.д.).
Старшая группа
В состав информационного стенда включить:
- Наглядные и раздаточные материалы, на которых изображены дорожные знаки
- Обучающие игры на знание знаков
- Схемы жестов регулировщика, жезл и фуражку инспектора ДПС
- Макет части города, включающий несколько улиц
- Раздаточные карточки со стихами и пословицами о безопасности на дорогах.
- Наличие картотеки с подвижными играми
- Комплекты крупного и мелкого строительного материала, конструктора «лего» для развития игрового сюжета
Подготовительная группа
- Атрибуты для постановки тематических спектаклей;
- Подборка дидактических игр и пособий (дорожные знаки, карты – схемы и др.
- Сборные моделями транспорта;
- Новый иллюстрированный материал;
- Модели мини – города (посёлка): разные виды транспорта, перекрёстки, административные здания, детские площадки, Макетами реальной местности (дорога от садика до школы);
- Разнообразие дидактической и познавательной литературы: энциклопедии, открытки, альбомы, дорожные знаки
Формы взаимодействия детей и взрослых:
- Дидактические, сюжетно- ролевые игры;
- Беседы;
- Экскурсии, целевые прогулки;
- Чтение художественной литературы;
- Досуги, развлечения
Таким образом, формула безопасности для детей гласит:
Надо видеть, предвидеть, учесть,
По возможности избежать,
Если нужно - на помощь позвать.