Формирование проектно-исследовательских умений и навыков у младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Опыт
учителя нач. классов
МБО У СОШ № 15
Тарасенко Е. А.
- Повышение учебной мотивации школьников.
- Повышение уровня качества изнаний.
- Создание условий для разностороннего развития личности.
- Формирование творческого самовыражения детей
Для развития у учащихся исследовательских умений, я создаю таких условий, которые бы отвечали поставленной цели: 1. Целенаправленность и систематичность . Работа по развитию исследовательских умений я провожу как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 2. Мотивированность. Помогаю учащимся видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности. 3. Учёт возрастных особенностей. Стараюсь сделать исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы строю на доступном для младшего школьника уровне. 4. Психологический комфорт . Стараюсь дать каждому ребёнку возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить. 5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, занимаюсь саморазвитием как учитель, творчески относящусь к своей работе, стремялюсь к новому, прогрессивному. 6. Творческая среда. Как учитель способствую созданию творческой, рабочей атмосферы.
Организация урочной и внеурочной деятельности.
Условия
Внедрение новых пед.
- Индивидуально-личностный подход.
- Создание дружелюбной и творческой атмосферы
- Развивающая среда
- Применение разнообразных форм и методов
технологий
Участие
- Проектная деятельность
- Исследовательская деятельность
- ИКТ
- Здоровьезберегающие технологии
- КТД
- Портфолио
- Игровые технологии
- В конкурсах
- Соревнованиях
- Олимпиадах
- Выставках
- Фестивалях
- В акциях
- В познавательных и праздничных мероприятиях
- В предметных неделях
- В экскурсиях. походах, поездках
Типы проектов:
- По доминирующему в проекте методу:
- Исследовательские.
- Информационные.
- Творческие.
- Игровые.
- Практические.
- По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
- Личностные; парные; групповые.
- По продолжительности проведения:
- краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
- Социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;
- Коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
- Мыслительные навыки: формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
- Исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;
- Информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информации или каких умений недостаёт;
- Презентационные навыки: навыки монологической речи, умение выступать перед аудиторией, умение отвечать на незапланированные вопросы, умение использовать различные средства наглядности привыступлении, артистические умения;
- Рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился?» «Чему мне необходимо научиться?»
- Оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Проектная деятельность в урочное время:
- Подготовка учащимися мини-проектов, докладов,рефератов по самым разным учебным предметам (рус.языку, математике, окруж. миру, кубановедение т.д.).
- Подготовка школьниками проектных работ для участия в научно-практических конференциях. Это следующая ступенька моего пед. мастерства, над которой я только начинаю работать.
Проектная деятельность во внеурочное время:
- Углубление знаний уч-ся, а также подготовка к предметным олимпиадам на кружках:
- «Почемучки (рус. яз., матем., окр. мир);
- «Юный эколог» (окр. мир);
- « (кубановед.).
- Участие школьников в предметных олимпиадах.
- Проведение предметных недель для учащихся.
- Подготовка и проведение праздничных мероприятий с участием учащихся (23 февраля,8марта и др).
- Участие школьников в классных,школьных, районных конкурсах и мероприятиях.
Проекты учащихся 2009-2013г. Предметные недели 2,3 «Г».
Участие 3 «Г» кл. в районном конкурсе экологических рисунков (работы ушли в край).
Предметные недели 4 «Г».
Новогодние поделки 3 «Г» кл.
Поделки к 8 марта 3, 4 «Г».
Поделки к 23 февраля 3,4 «Г».
Конкурс поделок «Золотая осень» 4 «Г»кл. 2012г.
«Исследовательский проект» 4 «Г» 2013г.
«Познавательный проект» 4 «Г» 2013г.
Проекты учащихся 2013-2014г. Защита букв 1 «Г».
«Живые буквы» 1 «Г» 2014г.
Поделки 1 «Г» к 8 марта.
Групповая проектная работа 1 «Г» «Овощи» 2014г.
Проект 1 «Г» стенгазеты к предметным неделям 2014г.
Проект стенгазета к закрытию школьного летнего лагеря 1 «Г» 2014г.
Концерт ко Дню именинника «Времена года» 2 «Г» 2014г.
Проекты учащихся 2017-2019г.
Портреты мам, открытки,концерт к 8 марта 1 «Б» кл.
«Книга загадок» 1 «Б»кл.
«Любимые сказ. герои» 1 «Б»кл.
«Прощание с Азбукой» 1 «Б»кл.
Результаты участия 1 «Б» в дистанционной международной олимпиаде 2018г .
№
Ф.И. учащегося
1.
Изатов К.
2.
Русский язык
Кочубей В.
3.
Математика
1
1
Пищерев Т.
4.
1
1
Умарова А.
5.
1
Штахова А.
1
1
Итого
4 победителя
3 победителя
Победители 1«Б» в дистанционной международной олимпиаде Инфоурок.Весна-2018г.
Моя благодарность за подготовку победителей олимпиады Инфоурок.Весна -2018.
Мини-проект по окружающему миру «Витамины» 2 «Б» кл.2018г.
Мини-проект по окружающему миру «Достопримечательности Москвы» 2 «Б».
Мини-проект по кубановедению «Моё семейное древо» 2 «Б» кл.2018г.
Мини-проект по кубановедению «Красная книга Краснодарского края» 2 «Б» 2018г.
Мини-проект по кубановедению «Достопримечательности Краснодара» 2 «Б».
Мини-проект по кубановедению «Кубанская кухня» 2 «Б» кл.2018г.
Участие в акции «Каждой пичужке- кормушка» 2 «Б» кл.
Результаты участия 2 «Б» в осенней международной олимпиаде 2018г. онлайн.
№
1.
Ф.И. учащегося
Азимова З.
Рус. яз
2.
3.
Бондаренко Ф.
(база)
2
Рус. яз
Зыков И.
(повыш.
-
Матем.
4.
4
5
Изатов К.
5
уровень)
5.
1
(база)
Матем
-
2
Кочубей В.
(п.ур.)
Окр.
3
-
6.
-
Пелипенко Д.
7.
-
1
5
Окр.
1
мир
Степанова А.
-
мир
2
1
(база)
8.
-
5
2
-
1
3
2
(п.ур)
Штахова А.
1
2
11
3
2
Итого победителей
4
1
5
1
11
2
3
-
11
3
2
-
2
-
-
4
7
6
5
5
-
-
2
2
Победители и призёры 2 «Б» в международной онлайн-олимпиады Инфоурок.Осенняя сессия 2018г.
Мои дипломы за подготовку победителей онлайн-олимпиады Инфоурок.Осенняя сессия.
Открытое внеурочное занятие кружка «Юный эколог» по теме «Вода в моём доме и в природе» 2019г.
Победители 2 «Б» в районном конкурсе рисунков «Летопись казацкую листая».
Мини-проект по окружающему миру «Солнечная система» 2 «Б» кл.2019г.
Мини-проект по русскому языку «Многозначные слова» 2 «Б» кл.2019г.
Проект 2 «Б» стенгазеты к предметным неделям 2019г.
Проект 2 «Б» стенгазеты к предметным неделям 2019г.
Результатом работы над проектом, является продукт «Пять П», а 6е портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта:
- Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
- Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.
- Поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
- Продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.
- Презентация – публичное предъявление результатов проекта .