Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №8
с. п. Новосмолинский Володарского района Нижегородской области
" К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка. " (из опыта работы МАОУ СШ №8 с.п. Новосмолинский Володарского района Нижегородской области)
Грибова Юлия Александровна
Учитель высшей квалификационной категории
МАОУ СШ №8
04.04.2022 г.
Функциональная грамотность
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней
Уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений
Основные направления развития функциональной грамотности
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественно-научная грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Задача
- поставлена вне предметной области решается с помощью предметных знаний
- поставлена вне предметной области
- решается с помощью предметных знаний
Ситуация
- проблемная ситуация из повседневной жизни требует осознанная модель поведения
- проблемная ситуация из повседневной жизни
- требует осознанная модель поведения
Язык
- вопросы изложены простым, ясным языком требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области
- вопросы изложены простым, ясным языком
- требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области
Особенности заданий функциональной грамотности
Логические приемы
Примеры заданий
1. Уровень - знание
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. Уровень – понимание
Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. Уровень - использование
Применить, проиллюстрировать решить
4. Уровень – анализ
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. Уровень - синтез
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план
6. Уровень - оценка
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Читательская грамотность
PIRLS — как школьники читают и понимают тексты (4 кл.)
PISA — какой уровень знаний у учеников в основной и средней школе.
Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Находить и извлекать информацию
Интегрировать и интерпретировать информацию
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Оценка читательской грамотности (мониторинг формирования функциональной грамотности)
Использовать информацию из текста для различных целей
Смысловое чтение
Ориентация в содержании текста
Преобразование и интерпретация текста
Оценка информации
Определять главную тему, общую цель или назначение текста;
Выбирать или придумать заголовок;
Формулировать тезис;
Находить требуемую информацию
Преобразовывать используя формулы, графики, диаграммы, таблицы;
Сравнивать и противопоставлять информацию разного характера;
Обнаруживать доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
Откликаться на содержание ;
Оценивать утверждения;
Находить доводы в защиту своей точки зрения
Читательская грамотность и методика преподавания
Читательская грамотность
Навыки чтения
Найти и извлечь информацию из текста
Этапы работы с текстом
Прогнозирование содержания текста
Интегрировать и интерпретировать информацию
Просмотровое чтение
Предтекстовый этап
Чтение с извлечением конкретной информации
Текстовый этап
Выявление буквального смысла
Чтение текста с полным пониманием
Использование содержание текста для дальнейших целей
Обобщение и формулировка выводов
Interactive post reading activities
Оценивание качества и достоверности текста
Projective post reading activities
После текстовый этап
Размышление над формой и содержанием текста
Обнаружение и устранение противоречий
Осмысление и оценивание формата и содержание текста
Прогнозировать содержания текста
Read the title. How is it
related to the pictures? What
do you think the text is
about? Read and check.
Which type of graph is best
for comparing things? Why do
you think the third chart is
called a pie chart? What can
you read in these graphs?
Найти и извлечь информацию из текста
Which type of chart would
you use to present the
following information:
Things teenagers spend
their money on
• food: 50%
• clothes: 20%
• entertainment: 30%
Интегрировать и интерпретировать информацию, Размышление над формой и содержанием текста
In pairs carry out a survey
about an important aspect of
your school life (sports,
clubs, school meals). Make a
graph to show the results.
Present it to the class.
Использование содержание текста для дальнейших целей (projective post reading activity)
Projective post reading activities Interactive post reading activities
Формы работы (обучающихся):
- Индивидуальная
Виды деятельности:
- Проектно-исследовательская деятельность
- Дискуссия
- Игровая деятельность
- Драматизация
- Парная
- Групповая
- Командная
Математическая грамотность
TIMSS — как в начальной и средней школе знают математику и естественные науки
Способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления
Учимся понимать роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, необходимые конструктивному, активному и размышляющему гражданину
Математическая грамотность на уроках английского языка (начальная школа)
- 2 класс числительные от 1 до 12
- 3 класс числительные до 20
- 4 класс порядковые числительные, указание времени
Ведущая деятельность:
- игровые приемы
- использование стихов и песен
Математическая грамотность на уроках английского языка (средняя и старшая школа)
Внедрение новых понятий (для предмета английский язык):
- Даты
- Проценты
- Диаграммы
- Шкалы и др.
Ведущая деятельность:
- Ролевые игры
- Проектные упражнения
- Ситуативные задачи
11
Использование на уроке игры «Русское лото »
- использование игры на уроке имеет целый ряд положительных факторов;
- способствует успешному изучению предмета;
- обеспечивает кратчайшие сроки усвоения изучаемой темы;
- цель игры: закрепление знаний названий чисел по-английски от 1 до 99;
- для успешной реализации игровой деятельности необходимо знание названий чисел на английском языке от 1 до 99;
- Правила предельно просты и понятны.
Финансовая грамотность
Включает в себя
Результативность:
Знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков
Выработка моделей поведения в финансовых ситуациях
Навыки, мотивация и уверенность для принятия эффективных решений
Формирование представлений об альтернативных решении финансовых проблем
Улучшение финансового благополучия, возможность участия в экономической жизни
Развитие умения предвидеть последствия выбранного решения
финансовая грамотность: содержание, познавательная деятельность и контексты
Содержание
Познавательная деятельность
Контексты
Выявление финансовой информации
Деньги и операции с ними
Образование и работа
Анализ информации в финансовом контексте
Планирование и управление финансами
Дом и семья
Риски и вознаграждения
Личные траты, отдых и досуг
Оценка финансовых проблем
Общество и гражданин
Применение финансовых знаний и понимания
Финансовая среда
Финансовая грамотность на уроках английского языка (начальный этап)
- понятие «волюта» «финансовая среда» страны изучаемого языка
- Элементарный анализ в финансовой ситуации и применение полученных знаний
Ведущая деятельность:
- Ролевые игры
- Решение ситуативных задач
- Драматизация
16
Финансовая грамотность на уроках английского языка (средняя и старшая школа)
- выявление финансовой информации
- анализ информации в финансовом контексте
- оценка финансовых проблем
- применение финансовых знаний и понимания
Ведущая деятельность:
Дискуссии
Решение ситуативных задач
Ролевые и деловые игры
Проектные упражнения
Естественно-научная грамотность
PISA — какой уровень знаний у учеников в основной и средней школе
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями
Естественнонаучно грамотный человек стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем естественно-научного цикла
Владеет компетентностями
Научно объяснять явления
Оценивать и планировать научные исследования
Научно интерпретировать данные, доказательства
19
Естественно-научная грамотность на уроках английского языка
Контекст
Ситуация:
- личностная
- местная/национальная
- глобальная
Тематические области:
- здоровье
- природные ресурсы
- окружающая среда
- опасности и риски
- связь науки и технологий
Естественно-научная грамотность на уроках английского языка
Ведущая деятельность:
Дискуссии
Решение ситуативных задач
Проектно-исследовательская деятельность
Как формируются задания
Компетенция
Научно объяснять явления
Тип задания
Оценивать и планировать научные исследования
Знание содержания (меж предметный характер)
Контекст
Тип вопроса
Научно интерпретировать данные, доказательства
Знание процедур (методология)
Ситуация:
личностная
Дидактическая единица
здоровье
Открытый
Частично открытый
Факт , правило, инструкция, понятие, закономерность
природные ресурсы
местная/национальная
окружающая среда
Закрытый
глобальная
опасности и риски
связь науки и технологий
Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе в выработке, оценке и совершенствовании идей
Инновационные (нестандартные, эффективные) решения
Новое знание
Эффективное (впечатляющее, вдохновляющее) решения
Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA : оцениваемые тематические области
Креативное самовыражение
Получение нового знания/решение проблем
Письменное или устное
Естественно-научные или математические
Художественное или символическое
Социальные или межличностные
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Мозговой штурм
Метод синектики
Экспертиза
Метод фокальных объектов
Метод INSERT
Синквейн
Морфологический анализ
Круги Луллия
Глобальные компетенции
способность критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях
осознание влияния культурных, религиозных, политических, расовых и иных различий на восприятие, суждения и взгляды
открытое, уважительном и эффективном взаимодействии с другими людьми на основе ценностей устойчивого развития и разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Глобальные компетенции (модель)
Компоненты
Навыки
Понимание, осознание
Аналитическое критическое мышление
Осознание и понимание глобальных проблем
Отношения
Способность взаимодействовать уважительно, сообразно, эффективно
Осознание межкультурных различий
Ценности
Способность сочувствовать
Открытость представителям других культур
Гибкость
Уважение других культур и отличий
Человеческое достоинство
Культурное разнообразие
Широта взглядов
Ответственность
Особенности направления «глобальные компетенции»
- Отсутствие предмета «глобальные компетенции», меж- и метапредметное содержание (география, обществознание, история, биология, иностранный язык).
- Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов на уровне социально значимых ценностей
- Непосредственная ориентация на soft skills (4к)
Проявление компетенций
- Изучать вопросы локального, глобального и культурного значения
- Понимать и ценить разные точки зрения и мировоззрения
- Участвовать в эффективных межкультурных взаимодействиях
- Действовать ответственно в интересах устойчивого развития и коллективного благополучия
Глобальные компетенции на уроках английского языка
Глобальные компетенции на уроках английского языка
Ведущая деятельность:
Дискуссии
Решение
ситуативных задач
Проектно-исследовательская деятельность
Ролевые и деловые игры
Спасибо за внимание!