Диагностика просодической стороны речи
© Прудникова О.Ю.
Диагностический материал взят из книги Лазаренко О.И. «Диагностика и коррекция выразительности речи детей»
Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя. Н.С. Рождественский
Выразительность речи зависит от:
- Правильного дыхания;
- Звучности голоса;
- Интонации и ритма;
- Четкой дикции;
- Нормального темпа;
- Силы и высоты голоса
Диагностика темпа речи и умения его изменять.
Задание № 1.
Произнести автоматизированные ряды слов с изменением речи по инструкции.
Инструкция для ребенка:
Посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе (быстро). И наоборот.
Цель:
Обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов .
Задание № 2.
Прослушать 2 стихотворения и определить, в каком темпе их нужно читать (быстро или медленно).
Инструкция для ребенка:
Прослушай 2 стихотворения и скажи, какое из них надо читать быстро, а какое - медленно.
Цель:
Обследовать умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
.
Очень медленны движенья,
И «походка» - как скольженье,
В дом свой прячется от страха. Хвост поджавши, черепаха.
В. Талызин
С горки мчится паровоз Без трубы и без колес. С паровозом — три вагона: Михаил и два Антона.
О. и К. Соловьевы
С горки мчится паровоз
Без трубы и без колес.
С паровозом — три вагона:
Михаил и два Антона.
О. и К. Соловьевы
Задание № 3 . (только для школьников)
Прочитать стихотворение с разным темпом речи.
Инструкция для ребенка:
Прочитай стихотворение про себя. Подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном, среднем, быстром темпе. Затем прочти стихотворение вслух.
Цель:
Обследовать умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте
С горки мчится паровоз Без трубы и без колес. С паровозом — три вагона: Михаил и два Антона.
О. и К. Соловьевы
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Все быстрей, быстрей бегом. Карусель, кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.
Диагностика ритма речи и умения его изменять.
Задание № 1.
Узнать ритмический рисунок фразы при
простукивании.
Инструкция для ребенка:
Послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов «та-та-та» или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая - второй .
Цель:
Выявить возможности детей узнавать ритмо-интонационный рисунок предложенной педагогом фразы.
От топота копыт пыль
по полю летит.
Много снега — много хлеба.
Задание № 2.
Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Инструкция для ребенка:
Послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью слогов та-та-та или простукивания. Узнай, какой это текст - первый или второй.
Цель:
Выявить возможности детей узнавать ритмо-интонационный рисунок предложенных педагогом текстов.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. Тютчев
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А между кочками жемчужины
На тонких ниточках висят.
С. Маршак
Задание № 3.
Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.
Инструкция для ребенка:
Послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное — то, которое подходит по ритму и смыслу.
Цель:
Выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
На шесте, ветвях, на крыше
Гнезда вьет он, где повыше,
Ест лягушек, что попались,
С клювом длинным белый ...
В. Талызин
(попугай, аист, лебедь)
В самых разных морях они водятся
И опасны, коль рядом находятся. Может съесть даже ножку от стула,
Если пахнет съедобным, — ...
В. Талызин
(рыба, кит, акула)
Трудности, встречающиеся у детей:
- Не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм;
- Затрудняются самостоятельно прохлопать ритм стихотворения;
- Затрудняются в определении ритмического рисунка стихотворения и не могут вставить слово.
Диагностика умения изменять высоту голоса.
Задание № 1.
Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.
Инструкция для ребенка:
Посчитать от 1 до 5 разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было
произнесено высоко, второе ниже и т.д. Выполни задание наоборот.
Цель:
Определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.
Задание № 2.
Рассказать сказку,
используя разную высоту.
Инструкция для ребенка:
Расскажи отрывок из сказки от лица каждого героя, изобразив голосом, как говорит каждый герой.
Цель:
Определить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок «Теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя» .
Сказка «Теремок».
Педагог:
- Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка и говорит:
Ребенок (высоким голосом):
- Что за терем-теремок?
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
Сказка «Теремок».
Педагог:
- Бежит мимо лисичка-сестричка и спрашивает:
Ребенок (средним голосом):
- Что за терем-теремок?
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
Сказка «Теремок».
Педагог:
- Идет мимо медведь и говорит:
Ребенок (низким голосом):
- Что за теремок-теремок?
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
Диагностика умения изменять силу голоса.
Задание № 1.
Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).
Инструкция для ребенка:
Посчитай от 1 до 5 (10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче , третье – еще громче и т.д. И наоборот.
Цель:
Определить возможность ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.
Диагностика сформированности умения выделять ударный слог в слове.
Задание № 1.
Отхлопать слова:
ударный слог — громкий хлопок, безударный слог — негромкий.
Инструкция для ребенка:
Прохлопай за мной названия окружающих предметов, имена детей, выделяя ударный слог сильным хлопком.
Цель:
Выявить умение ребенка выделять хлопком ударный слог в слове.
Задание № 2.
Подобрать слова, картинки, предметы под заданные схемы:
х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.
Инструкция для ребенка:
К каждой схеме подбери нужную картинку, зная, что :
Х – ударный слог;
х – безударный слог.
Цель:
Выявить умение ребенка подбирать по схеме слова, правильно ставить ударения и выделять ударный слог.
Х-х
Х-х-х
х- Х
х-х-Х
Диагностика сформированности умения пользоваться логическим ударением.
Задание № 1.
Прослушать предложение и выделить голосом главное слово.
Инструкция для ребенка:
Прослушай предложение, которое я прочитаю ровным голосом, без выделения какого-либо слова. Самостоятельно сделай ударение на любом слове, нужном по смыслу, и объясни этот выбор.
Цель:
Выявить умение ребенка делать логическое ударение в предложении.
Мы с мамой пошли в лес.
Задание № 2.
Выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.
Инструкция для ребенка:
Произнеси несколько раз одно и то же предложение, делая ударение на разных словах. Обрати внимание на то, как при этом меняется смысл высказывания.
Цель:
Выявить умение ребенка делать ударение на заданном слове в предложении.
ДЕВОЧКА играет в саду с куклой.
Девочка ИГРАЕТ в саду с куклой.
Девочка играет в САДУ с куклой.
Девочка играет в саду с КУКЛОЙ.
Диагностика сформированности интонационной выразительности речи.
Задание № 1.
Выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.
Инструкция для ребенка:
Произнеси предложение с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией.
Цель:
Выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.
Мы любим школу.
Мы любим школу!
Мы любим школу?
Задание № 2.
Произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково).
Инструкция для ребенка:
Произнеси фразу так, чтобы все поняли, какие эмоции ты испытываешь от этого действия.
Цель:
Выявить возможности ребенка произносить фразу с различной эмоциональной окраской.
Мы поедем на экскурсию.
Произнеси эту фразу так, чтобы все поняли,
- как ты рад поехать на экскурсию;
- у тебя были другие планы, и ты огорчен, что приходится ехать на экскурсию;
- ты боишься ехать с другим классом;
- тебе надоели экскурсии;
- ты очень любишь экскурсии.
Сводная итоговая таблица.