Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Виноградное
Формирование
функциональной грамотности
как основа развития
учебно-познавательной компетенции
обучающихся
на уроках и во внеурочное время
Подготовила
учитель информатики-математики
Кусраева Нонна Алексеевна
Виноградное, ноябрь 2024 г.
«Мало иметь хороший ум,
главное – хорошо его применять»
Рене Декарт
Указ Президента Российской Федерации
от 07.05.2018 г. № 204
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», говорится о необходимости обеспечения в сфере образования «глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Аналогичный тезис присутствует и в Указе Президента «О национальных целях развития Российской федерации до 2030 года».
Согласно обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) «формирование функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» – одно из условий реализации образовательной программы основного общего образования.
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог
Алексей Алексеевич Леонтьев:
« Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности:
человек, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями
человек познающий и умеющий жить среди людей
человек самостоятельный
Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ( англ. Programme for International Student Assessment, PISA ) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
Проходит раз в три года. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. В России проводился последний раз в 2018 году.
ФИОКО
Поскольку ОЭСР (Организация экономического содружества и развития) отказалась проводить PISA-2022 в России в связи с санкциями, Россия вышла из международных исследований и у нас теперь есть только ежегодная внутрироссийская оценка, проводимая по модели этого исследования (его проводит ФИОКО — Федеральный институт оценки качества образования).
Так или иначе, согласно данным ФИОКО, с 2018 года результаты российских школьников выросли по всем изучаемым направлениям.
Читательская грамотность в 2022-м была оценена в 504 балла,
математическая — в 503,
естественно-научная — в 484 балла.
Правда, по математической и естественно-научной грамотностям в 2019 и 2020 годах наблюдалось временное снижение.
Результаты мониторинга функциональной грамотности (2019 г. – 5 кл., 2020 г. – 8 -9 кл.)
Формализм знаний
Знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют.
Учимся для школы, не для жизни!
Ситуационность знаний:
Если знания не осознаны и не присвоены учащимися, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались.
Читательская грамотность
Математическая грамотность
В исследовании PISA в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть:
Глобальные компетенции
Финансовая грамотность
Естественно-научная грамотность
Креативное мышление
PISA – международная программа по оценке образовательных достижений
(Programme for International Student Assessment)
В международном исследовании PISA термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе» 1 .
Простыми словами, ученики перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши косинусы и синусы?»
PISA – международная программа по оценке образовательных достижений
(Programme for International Student Assessment)
« Математическая грамотность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, это должны быть конструктивные, активные и размышляющие граждане»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования математика входит в предметную область «Математика и информатика».
Изучение математики должно обеспечить:
- осознание значения математики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Уровень образованности в современных условиях нельзя определить через объем знаний.
Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.
Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:
- регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
- систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.
К инструментам формирования математической грамотности можно отнести следующие:
– технология проблемного обучения , формирующая у обучающихся сообразительность, находчивость, способность находить нестандартные решения;
– проектная деятельность , позволяющая обучающимся ориентироваться в различных ситуациях;
– игровая деятельность , позволяющая поддерживать интерес детей к урокам математики. 1
«Учебная задача»
Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий:
знаю – не знаю – хочу узнать»
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) математическая грамотность представлена как совокупность трех компетенций:
3
2
1
1) умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей
2) умения формулировать их на языке математики и создавать математические модели , применять освоенный математический аппарат для решения практико ориентированных задач
3) умения интерпретировать и оценивать полученные результаты
Формирование математической грамотности осуществляется с помощью специальных заданий, направленных на развитие этих компетенций и возможна как на уроках , так и на занятиях внеурочной деятельности .
Формирование компетенции математической грамотности
«умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей»
в рамках темы « Решение задач с помощью уравнений »
1
Существуют следующие этапы решения задач с помощью уравнения:
I этап . Восприятие и осмысление задачи (определить вид задачи, составить краткую запись).
II этап . Поиск плана решения (ввести переменную, составить уравнение).
III этап . Выполнение плана решения (решить уравнение).
IV этап . Проверка решения.
V этап . Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования).
VI этап . Исследование решения.
Задача
За 2 кг конфет одного вида заплатили столько же, сколько за 3,5 кг конфет другого вида. Какова цена каждого вида конфет, если 1 кг конфет первого вида на 48 руб. дороже 1 кг конфет второго вида?
Решение
Вид конфет
Цена, руб.
1
х + 48
Количество, кг
2
Стоимость, руб.
2
х
2*(х + 48)
3,5
3,5*х
Какова цена каждого вида конфет?
Ответ: 112 рублей; 64 рубля
После того, как задачу решили, можно провести дополнительную работу с этим текстом с целью формирования математической грамотности. Усложняем текст задачи, добавляя лишние данные, добавляем вопросы, меняем размерности величин, одни данные записываем словами, другие – цифрами, личностно окрашиваем контекст.
В результате может получиться такая задача.
Маше и Василию скоро исполнится 10 и 11 лет соответственно. Мама дала им одинаковую сумму денег, чтобы они купили конфет и угостили своих одноклассников. Маша купила два килограмма конфет «Алёнка», а Василий – 3500 граммов конфет «Стратосфера». Какова цена каждого вида конфет, если 1 кг конфет «Алёнка» на 48 рублей дороже 1 кг конфет «Стратосфера»? Какова стоимость конфет «Алёнка»?
Предварительная таблица
Формируя компетенцию математической грамотности «распознавать математические объекты и закономерности в реальных жизненных ситуациях», мы, как правило, работаем с текстом, описывающим практическую ситуацию. Текстом неоднородным, содержащим личностно окрашенный или профессиональный контекст, лишние данные, данные, записанные в непривычном для обучающихся виде. Для выделения из него проблемной ситуации и задачи на этом этапе для опоры можно предложить обучающимся использовать предварительную таблицу, которая поможет им сориентироваться в тексте и понять, с какой математической задачей его можно соотнести
Решение: Работа с текстом: лишние данные – возраст детей, имена детей
Решение
Вид конфет
Цена, руб.
«Алёнка»
Количество, кг
х + 48
«Стратосфера»
Стоимость, руб.
2
х
2*(х + 48)
3500г=3,5кг
3,5*х
Какова цена каждого вида конфет?
Какова стоимость конфет «Алёнка»?
Ответ: 112 рублей; 64 рубля; 224 рубля.
Формирование компетенции математической грамотности «интерпретировать и оценивать полученные результаты» в рамках раздела «Координаты и графики. Функции» по теме «Графики в нашей жизни».
3
Задание 1. Тренировка по плаванию
На тренировке в 50-метровом бассейне пловец проплыл 200-метровую дистанцию. На рисунке 1 изображены два графика зависимости расстояния между пловцом и точкой старта от времени движения пловца: красная линия – график заплыва по плану тренера, чёрная линия – реальный график заплыва.
Задание 1/3
Прочитайте текст «Тренировка по плаванию». Отметьте все верные варианты утверждений:
1) Пловец проплыл дистанцию быстрее, чем планировал тренер.
2) Вторую половину дистанции пловец проплыл быстрее, чем первую половину.
3) Если бы вторую половину дистанции пловец плыл с той же скоростью, что и первую половину, то его время на финише равнялось бы 120 секундам.
4) Пловец проплыл дистанцию быстрее трёх минут.
5) На каждом 50-метровом отрезке дистанции пловец плыл быстрее, чем планировал тренер.
Формы работы : коллективное обсуждение.
Задание 2/3
Воспользуйтесь текстом «Тренировка по плаванию». Для ответа на вопрос выберите верные варианты ответа.
Вопрос 1. На каком отрезке дистанции пловец плыл медленнее, чем планировал тренер?
1) На первом
2) На втором
3) На третьем
4) На четвертом
𝑡п⇒𝑣р1) 5 с 2) 10 с 3) 15 с 4) 20 с Формы работы : коллективное обсуждение. " width="640"
Вопрос 2. На сколько секунд медленнее, чем планировал тренер плыл пловец?
Решение:
Сравним плановое и реальное время на третьем участке дистанции: 𝑡п=120−80=40 (с) 𝑡р=120−70=50 (с)
Зависимость между временем и скоростью – обратная пропорциональность: чем больше время движения, тем меньше скорость. 𝑡р𝑡п⇒𝑣р
1) 5 с
2) 10 с
3) 15 с
4) 20 с
Формы работы : коллективное обсуждение.
Задание 3/3
Воспользуйтесь текстом «Тренировка по плаванию». Запишите свой ответ на вопрос в виде числа.
Вычислите среднюю скорость, с которой пловец проплыл дистанцию, и выразите её в км/ч.
Формы работы : индивидуальная.
Формирование компетенции математической грамотности «создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач» при изучении раздела « Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур »
2
Задания:
2. Сформулируйте одним предложением тему занятия так, чтобы в ней были все наши рассуждения и ответы на вопросы.
Ответ : Тема занятия «Площади геометрических фигур».
3. Отметьте одну из трёх предложенных задач, которая, на ваш взгляд, не соответствует теме занятия.
Задача 1. Научиться конструировать клумбу из геометрических фигур.
Задача 2. Научиться ухаживать за цветами.
Задача 3. Применять знания площади многоугольной фигуры для решения практической задачи: создание клумбы.
Ответ : Научиться ухаживать за цветами.
Задание 2/4
1. Восстановите формулы в таблице 2 (впишите в окошечки нужный символ, а над чертой нужное слово).
Обучение для жизни стало ведущей идеей современных подходов к образованию.
Важно, чтобы знания, полученные в образовательной организации, выпускник мог применить для решения личностных, социальных и профессиональных задач.
Список источников для учителя математики
В связи с актуальностью формирования функциональной грамотности методическим обеспечением являются задания разработанного банка для формирования и оценки математической грамотности, размещенные на
- портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru / )
- РЕШУ ВПР: https://math5-vpr.sdamgia.ru/ ; https ://math6-vpr.sdamgia.ru / ; https://math7-vpr.sdamgia.ru / ; https://math8-vpr.sdamgia.ru /
- банк заданий по формированию функциональной грамотности издательства «Просвещение» ( https:// prosv.ru/pages/pisa-bank_zadaniy.html )
- Открытый банк заданий ФИПИ: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
Список литературы:
1. Семенякина, А. А. Функциональная грамотность как одна из составляющих на уроках математики в переходный период на ФГОС третьего поколения / А. А. Семенякина. — Текст : непосредственный // молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 119-120. — URL: https://moluch.Ru/archive/429/94548/ (дата обращения: 13.11.2024).
2. «КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (МАТЕМАТИЧЕСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ » под редакцией: Т.Ф. Сергеевой – доктора педагогических наук, профессора, ведущего эксперта федерального методического центра ФГАОУ ДПО «академия минпросвещения россии». Москва, 2022
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Авторы-составители: О.В. Вертелецкая , старший методист центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ОГАОУ ДПО «БелИРО», Е.А. Истомина , методист кафедры естественно-математического и технологического образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», Белгород, 2022
Спасибо за внимание