СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Инклюзивное образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Инклюзивное образование"»

Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ    Подготовила:  Лебедь Светлана Ивановна,  учитель начальных классов

Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ Подготовила: Лебедь Светлана Ивановна, учитель начальных классов

ДЕТИ с ОВЗ  Дети с ограниченными возможностями здоровья — это  дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития .    Дети   с   особыми   образовательными   потребностями  – это  дети , нуждающиеся в получении  специальной  психолого-педагогической помощи и организации  особых  условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию  ребенка , т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания  ребенка   с  отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

ДЕТИ с ОВЗ

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья — это  дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития .
  • Дети   с   особыми   образовательными   потребностями  – это  дети , нуждающиеся в получении  специальной  психолого-педагогической помощи и организации  особых  условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию  ребенка , т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания  ребенка   с  отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.
Интегра́ция (от лат. integratio — «восстановление», «восполнение», «соединение») —  процесс объединения частей в целое .  Интегрированное   обучение  –  это  процесс совместного  обучения  (воспитания) в общей образовательной среде детей, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии и здоровых детей.   Интегрируемый   ребенок  –  ребенок , имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь. Интегрированное образование  - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
  • Интегра́ция (от лат. integratio — «восстановление», «восполнение», «соединение») —  процесс объединения частей в целое
  • Интегрированное   обучение  –  это  процесс совместного  обучения  (воспитания) в общей образовательной среде детей, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии и здоровых детей.
  •   Интегрируемый   ребенок  –  ребенок , имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.
  • Интегрированное образование  - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
  Инклюзивное образование  - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью  образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные  потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и  обеспечивает равное отношение ко всем детям. Хотя интегрированное и инклюзивное образование,  в общем, обозначают «включение» и близки по своему содержательно-смысловому значению, но различаются по глубине интеграционных процессов. Главное отличие состоит в том, что при инклюзии в массовых образовательных учреждениях меняется отношение как к детям с ограниченными возможностями, так  и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет требований дисциплины, которым должны подчиняться все дети без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.

  • Инклюзивное образование  - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью  образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные  потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и  обеспечивает равное отношение ко всем детям.
  • Хотя интегрированное и инклюзивное образование,  в общем, обозначают «включение» и близки по своему содержательно-смысловому значению, но различаются по глубине интеграционных процессов.
  • Главное отличие состоит в том, что при инклюзии в массовых образовательных учреждениях меняется отношение как к детям с ограниченными возможностями, так  и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет требований дисциплины, которым должны подчиняться все дети без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.
  • 1. У детей наблюдается  низкий уровень развития восприятия . Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
  • 2.  Недостаточно сформированы пространственные представления , дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
  • 3.  Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую . Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
  • 4. Память – заметное  преобладание наглядной памяти над словесной .
  • 5.  Снижена познавательная активность .
  • 6. Мышление –  выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления .
  • 7.  Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми .
  • 8.  Игровая деятельность не сформирована . Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
  • 9. Речь –  все компоненты языковой системы не сформированы .
  • 10. Наблюдается  низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости .
  • Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Инклюзивное образование Инклюзивное образование  - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью  образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные  потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и  обеспечивает равное отношение ко всем детям. Хотя интегрированное и инклюзивное образование,  в общем, обозначают «включение» и близки по своему содержательно-смысловому значению, но различаются по глубине интеграционных процессов. Главное отличие состоит в том, что при инклюзии в массовых образовательных учреждениях меняется отношение как к детям с ограниченными возможностями, так  и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет требований дисциплины, которым должны подчиняться все дети без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование  - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью  образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные  потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и  обеспечивает равное отношение ко всем детям.

  • Хотя интегрированное и инклюзивное образование,  в общем, обозначают «включение» и близки по своему содержательно-смысловому значению, но различаются по глубине интеграционных процессов.
  • Главное отличие состоит в том, что при инклюзии в массовых образовательных учреждениях меняется отношение как к детям с ограниченными возможностями, так  и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет требований дисциплины, которым должны подчиняться все дети без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.

Внешние условия интеграции

  • К  внешним условиям интеграции относятся:
  • раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни (требует создания и законодательного оформления системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля);
  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения (Второе условие связано с недостаточной информированностью, а также готовностью мотивационного, когнитивного и практического планов родителей детей с ОВЗ, для которых не всегда открыт доступ к информации о возможностях интегрированного образования, условиях и формах его реализации);
  • наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь (Третье условие связано как с нехваткой специалистов, так и с неготовностью и нежеланием педагогов массовых образовательных учреждений работать с особыми детьми);
  • создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
Внутренние условия эффективной интеграции К   внутренним условиям эффективной интеграции отнесены: уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки; психологическая готовность к интегрированному обучению.

Внутренние условия эффективной интеграции

  • К   внутренним условиям эффективной интеграции отнесены:
  • уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
  • возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки;
  • психологическая готовность к интегрированному обучению.
Период школьного обучения Для реализации социально-образовательной интеграции в период школьного обучения необходимо наличие следующих четырёх структурных компонентов [Резникова Е.В., 2007]: Обучение в условиях общеобразовательного класса; Обучение в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки; Система психолого-медико-педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении; Развёрнутая сеть услуг дополнительного образования.

Период школьного обучения

Для реализации социально-образовательной интеграции в период школьного обучения необходимо наличие следующих четырёх структурных компонентов [Резникова Е.В., 2007]:

  • Обучение в условиях общеобразовательного класса;
  • Обучение в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки;
  • Система психолого-медико-педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении;
  • Развёрнутая сеть услуг дополнительного образования.
Дети с ОВЗ изучают такие предметы, как изобразительное искусство, ОБЖ, физкультура, музыка, пение и трудовое обучение в условиях общеобразовательных классов , а предметы по программам для С(К)ОУ соответствующих видов – в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки. Обычно это такие предметы, как математика, русский язык или письмо и развитие речи, чтение или чтение и развитие речи, трудовое обучение, ритмика.

Дети с ОВЗ изучают такие предметы, как изобразительное искусство, ОБЖ, физкультура, музыка, пение и трудовое обучение в условиях общеобразовательных классов , а предметы по программам для С(К)ОУ соответствующих видов – в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки. Обычно это такие предметы, как математика, русский язык или письмо и развитие речи, чтение или чтение и развитие речи, трудовое обучение, ритмика.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение поддерживает индивидуальные учебно-коррекционные маршруты и изучение программ для учеников с ОВЗ в целях обеспечения психологической, педагогической, медицинской, социально-педагогической и логопедической помощи; обеспечивает психологический комфорт и контроль за реализацией досугово-реабилитационной деятельности. Составной частью социально-образовательной интеграции является развернутая система дополнительного образования. Его направления могут быть достаточно различны, но необходимый минимум это: Физкультурно-спортивные секции; Художественно-эстетические студии и кружки; Занятия декоративно-прикладным искусством; Научно-техническое творчество.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение поддерживает индивидуальные учебно-коррекционные маршруты и изучение программ для учеников с ОВЗ в целях обеспечения психологической, педагогической, медицинской, социально-педагогической и логопедической помощи; обеспечивает психологический комфорт и контроль за реализацией досугово-реабилитационной деятельности.

Составной частью социально-образовательной интеграции является развернутая система дополнительного образования. Его направления могут быть достаточно различны, но необходимый минимум это:

  • Физкультурно-спортивные секции;
  • Художественно-эстетические студии и кружки;
  • Занятия декоративно-прикладным искусством;
  • Научно-техническое творчество.
Особенности организации интегрированного обучения в начальных классах общеобразовательной школы Составление и отбор учебных планов, образовательных программ и учебно-методических и дидактических комплексов В школьном учебном плане определен состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием объединяет программные, учебно-методические и  дидактические материалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения, посредством которых выстраивается учебно-воспитательный процесс.

Особенности организации интегрированного обучения в начальных классах общеобразовательной школы

Составление и отбор учебных планов, образовательных программ и учебно-методических и дидактических комплексов

В школьном учебном плане определен состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием объединяет программные, учебно-методические и

дидактические материалы, как для общеобразовательной школы,

так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения,

посредством которых выстраивается

учебно-воспитательный процесс.

  • Модели интеграции
  • В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей:
  • -     комбинированная интеграция,  при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных     воспитываются     в     массовых     группах     (классах),     получая     постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);
  • -     частичная интеграция,  при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например,  на его вторую половину) в массовые группы (классы) по  1-2 человека;
  • -     временная интеграция,  при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
  • Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.
Выбор программ – основа обучения. Для обучения учащихся с особенностями в развитии в начальной школе за основу берутся:   типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений – 1–4 кл. (Авторские программы Л.В.Занкова, В.В.Истоминой, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.Я.Виленкина – Л.Г.Петерсон и типовые – авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Т.Г.Рамзаева, Л.Ф.Климанова, Н.Н.Светловская, О.В.Джежелей, М.И Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова); программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития (Е.А.Екжанова, Г.М.Капустина, Ю.А.Костенкова, Т.В.Кузмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г.Шевченко); программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (Авторы:В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Н.М.Барская, С.Ю.Ильина, З.Н. Смирнова, Г.Н.Гусева, А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская, А.А.Хилько, В.В.Эк, М.Н.Перова и др.).

Выбор программ – основа обучения. Для обучения учащихся с особенностями в развитии в начальной школе за основу берутся:

  • типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений – 1–4 кл. (Авторские программы Л.В.Занкова, В.В.Истоминой, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.Я.Виленкина – Л.Г.Петерсон и типовые – авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Т.Г.Рамзаева, Л.Ф.Климанова, Н.Н.Светловская, О.В.Джежелей, М.И Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова);
  • программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития (Е.А.Екжанова, Г.М.Капустина, Ю.А.Костенкова, Т.В.Кузмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г.Шевченко);
  • программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (Авторы:В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Н.М.Барская, С.Ю.Ильина, З.Н. Смирнова, Г.Н.Гусева, А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская, А.А.Хилько, В.В.Эк, М.Н.Перова и др.).
Приемы  Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Приемы

  • Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
  • игровые ситуации
  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Виды памяти

Виды памяти

Критерии эффективности интегрированного обучения   успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ; отсутствие пропусков занятий без уважительной причины; положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ; наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей группы и одноклассников; активность участия детей в системе дополнительного образования; участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ; участие детей и подростков в коллективных видах деятельности и др.

Критерии эффективности интегрированного обучения

  • успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ;
  • отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;
  • положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ;
  • наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей группы и одноклассников;
  • активность участия детей в системе дополнительного образования;
  • участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ;
  • участие детей и подростков в коллективных видах деятельности и др.