СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Развитие функциональной грамотности на уроках естественно научного цикла"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На практике функциональная неграмотность населения проявляется  в ситуациях, когда взрослые не способны верно и в нужном месте написать адрес на почтовом отправлении, при приёме лекарств не понимают предупреждений и ограничений, написанных на упаковке, не обращают внимание на сроки годности употребляемых в пищу продуктов, не в состоянии следовать разработанным инструкциям при  работе с бытовыми приборами и промышленным оборудованием. Многие крупные компании для преодоления функциональной неграмотности в целях предупреждения несчастных случаев на производстве  предлагают своим работникам пройти специальные программы подготовки  по усовершенствованию навыков чтения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Развитие функциональной грамотности на уроках естественно научного цикла"»

Развитие функциональной грамотности на уроках математики  Автор опыта:  Тюнева Надежда Васильевна,  учитель математики и физики  МАОУ «Светлинская СОШ №2»  2023 год, п. Светлый

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Автор опыта:

Тюнева Надежда Васильевна,

учитель математики и физики

МАОУ «Светлинская СОШ №2»

2023 год, п. Светлый

Актуальность: Цель опыта: Создание условий для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики и физики с применением действующего на данный момент программно-методического обеспечения.  Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблему достижения элементарной грамотности большинства населения и, во-вторых, как проблему достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах. В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами  из-за функциональной неграмотности, в пределах от  25 до 40% от общего количества населения страны.

Актуальность:

Цель опыта:

Создание условий для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках математики и физики с применением действующего на данный момент программно-методического обеспечения.

Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблему достижения элементарной грамотности большинства населения и, во-вторых, как проблему достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах.

В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами

из-за функциональной неграмотности, в пределах от

25 до 40% от общего количества населения страны.

Задачи опыта: 1. Поделиться опытом работы применения приёмов и методов на уроках математики и физики, которые способствуют развитию и формированию функциональной грамотности обучающихся. 2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках. 3. Разработать задания по математике с использованием местного материала. 4.Сформировать методическую копилку по формированию функциональной грамотности.

Задачи опыта:

1. Поделиться опытом работы применения приёмов и методов на уроках математики и физики, которые способствуют развитию и формированию функциональной грамотности обучающихся.

2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.

3. Разработать задания по математике с использованием местного материала.

4.Сформировать методическую копилку по формированию функциональной грамотности.

Алексей Алексеевич Леонтьев Функционально грамотный человек  — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Алексей Алексеевич Леонтьев

Функционально грамотный человек  — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Почему это важно?   Древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, в IV веке до нашей эры утверждал, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» .

Почему это важно?

Древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, в IV веке до нашей эры утверждал, что

«детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» .

Почему это важно?   Функциональная грамотность сегодня становится основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы общего образования как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования.

Почему это важно?

Функциональная грамотность сегодня становится основой современной образовательной парадигмы, войдя в федеральные образовательные программы общего образования как один из элементов системно-деятельностного подхода к оценке качества образования.

Почему это важно?   Федеральная образовательная программа основного общего образования рекомендует обеспечить формирование функциональной грамотности школьников в урочной деятельности и за счет часов внеурочной деятельности .

Почему это важно?

Федеральная образовательная программа основного общего образования рекомендует обеспечить формирование функциональной грамотности школьников в урочной деятельности и за счет часов внеурочной деятельности .

«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.

«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…»

- такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности .  Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни .  В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать:  «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности .

Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни .

В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать:

«А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»

Разработка урока в 7 классе  «Представление данных в таблицах»  Предмет : Вероятность и статистика  Тема: «Представление данных в таблицах»    1 Муниципальное Актюбинский сельсовет образование  2 3 Восточный сельсовет поселок Актюбинский Административный центр  1 Гостеприимный сельсовет Количество населенных пунктов поселок 4  5 поселок Коскульский сельсовет 1 387 Население (чел.)  Озёрный сельсовет 418,81 3 Площадь 6 Поселок Коскуль 459 7 ( кв.км) 1 426 496,38 Поселок Озёрный Светлинский поссовет Спутниковский сельсовет 653,51 2 Поселок Светлый 8 230 9 371 2 Степной сельсовет 613,59 Поселок Первомайский 1138,51 2 Тобольский сельсовет 7853 Поселок Степной 341 215,17 2 Поселок Тобольский 1 476,46 480 431,46 615 636,18

Разработка урока в 7 классе «Представление данных в таблицах» Предмет : Вероятность и статистика Тема: «Представление данных в таблицах»

1

Муниципальное

Актюбинский сельсовет

образование

2

3

Восточный сельсовет

поселок Актюбинский

Административный центр

1

Гостеприимный сельсовет

Количество населенных пунктов

поселок

4

5

поселок

Коскульский сельсовет

1

387

Население (чел.)

Озёрный сельсовет

418,81

3

Площадь

6

Поселок Коскуль

459

7

( кв.км)

1

426

496,38

Поселок Озёрный

Светлинский поссовет

Спутниковский сельсовет

653,51

2

Поселок Светлый

8

230

9

371

2

Степной сельсовет

613,59

Поселок Первомайский

1138,51

2

Тобольский сельсовет

7853

Поселок Степной

341

215,17

2

Поселок Тобольский

1

476,46

480

431,46

615

636,18

- Назовите численность населения п. Актюбинский, п. Светлый. - В каком населенном пункте численность проживающих составила 426человек? - Сколько поселений имело население более 400 человек? - На сколько численность населения п. Озерный меньше , чем в п. Степной? - На сколько процентов численность п. Коскуль меньше, чем п. Восточный? - Какова площадь п. Тобольский? - На сколько кв.км отличаются площади п. Гостеприимный и п. Первомайский? - Какие данные приведены в таблице? - Какие единицы измерения данных в таблице - О каких населенных пунктах дана информация? - Данные каких лет приведены в таблице?

- Назовите численность населения п. Актюбинский, п. Светлый.

- В каком населенном пункте численность проживающих составила 426человек?

- Сколько поселений имело население более 400 человек?

- На сколько численность населения п. Озерный меньше , чем в п. Степной?

- На сколько процентов численность п. Коскуль меньше, чем п. Восточный?

- Какова площадь п. Тобольский?

- На сколько кв.км отличаются площади п. Гостеприимный и п. Первомайский?

- Какие данные приведены в таблице?

- Какие единицы измерения данных в таблице

- О каких населенных пунктах дана информация?

- Данные каких лет приведены в таблице?

" Численность населения Светлинского района»

- Каким было населения в 2002 году?

- В каком году численность населения стала 12178 человек?

- На сколько человек стало меньше в 2020 году по сравнению с годом 2015?

- Видно, что в целом численность населения убывает из года в год.

- Назовите 2-3 фактора, которые , по вашему мнению, влияют на это изменение.

«Занятость населения, безработица, пенсионеры» Задание. 1.Постройте таблицу по данному тексту. 2.Ответьте на вопросы: - Какова численность взрослого населения района? - Сколько детей проживает в районе? - Сколько процентов составляет взрослое население от общей численности? Всего в Светлинском районе Оренбургской области количество проживающих 7991 человек.  Официально занятого населения составляет  4 763 человека (59.6%), пенсионеров 2 317 человек (29%), а официально оформленных и состоящих на учете безработных 463 человека (5.8%).

«Занятость населения, безработица, пенсионеры»

Задание.

1.Постройте таблицу по данному тексту.

2.Ответьте на вопросы:

- Какова численность взрослого населения района?

- Сколько детей проживает в районе?

- Сколько процентов составляет взрослое население от общей численности?

Всего в Светлинском районе Оренбургской области количество проживающих 7991 человек.

Официально занятого населения составляет

4 763 человека (59.6%), пенсионеров 2 317 человек (29%), а официально оформленных и состоящих на учете безработных

463 человека (5.8%).

Домашнее задание.  Построить таблицу по описанию : УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ (Данные на 1 августа 2022 года  Светлинского района Оренбургской области) Высшее образование имеют 18.8% (1 502 человека), неполное высшее — 1.9% (152 человека), среднее профессиональное — 39.9% (3 188 человек), 11 классов — 14.7% (1 175 человек), 9 классов — 10.7% (855 человек), 5 классов — 8.5% (679 человек), не имеют образования — 0.6% (48 человек), неграмотные — 0.3% (24 человека).

Домашнее задание. Построить таблицу по описанию :

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

(Данные на 1 августа 2022 года

Светлинского района Оренбургской области)

Высшее образование имеют 18.8% (1 502 человека), неполное высшее — 1.9% (152 человека), среднее профессиональное — 39.9% (3 188 человек), 11 классов — 14.7%

(1 175 человек), 9 классов — 10.7% (855 человек), 5 классов — 8.5% (679 человек), не имеют образования — 0.6% (48 человек), неграмотные — 0.3% (24 человека).

  Материал, которого  нет в сети  1. Изучите таблицу и разбейте эти озера на группы: Таблица содержит информацию о более 30 озёрах

Материал, которого нет в сети 1. Изучите таблицу и разбейте эти озера на группы:

Таблица содержит информацию о более 30 озёрах

Материал, которого нет в сети 1. Запишите все встречающиеся в тексте числительные с помощью цифр. 2.Назовите количество водоплавающих птиц из числа занесенных в Красную книгу Оренбургской области, которые вьют гнёзда. 3. Назовите количество птицы, которые останавливаются на озёрах во время весенних и осенних миграций и посещают их на летних кочевках. 4. На озерах гнездятся относительно редкие в Оренбургской области птицы. Назовите их примерное количество. 5. Расположите массы птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке возрастания. 6. Расположите длину птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке убывания.

Материал, которого нет в сети

1. Запишите все встречающиеся в тексте числительные с помощью цифр.

2.Назовите количество водоплавающих птиц из числа занесенных в Красную книгу Оренбургской области, которые вьют гнёзда.

3. Назовите количество птицы, которые останавливаются на озёрах во время весенних и осенних миграций и посещают их на летних кочевках.

4. На озерах гнездятся относительно редкие в Оренбургской области птицы. Назовите их примерное количество.

5. Расположите массы птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке возрастания.

6. Расположите длину птиц, занесённых в Красную книгу России, в порядке убывания.

Вычислите:   1. Сколько процентов гусей, лебедей и уток линяют? 2. Как и на сколько процентов изменяется количество гусей, лебедей и уток во время осенних миграций по сравнению с весенними миграциями? 3. Какой процент составляют гнездующие птицы из Красной книги от их общего количества? 4. Какой должна быть площадь водной глади, чтобы на ней могли поместиться гуси, лебеди и утки, которые линяют на озёрах?

Вычислите:

1. Сколько процентов гусей, лебедей и уток линяют?

2. Как и на сколько процентов изменяется количество гусей, лебедей и уток во время осенних миграций по сравнению с весенними миграциями?

3. Какой процент составляют гнездующие птицы из Красной книги от их общего количества?

4. Какой должна быть площадь водной глади, чтобы на ней могли поместиться гуси, лебеди и утки, которые линяют на озёрах?

Установите соответствие между птицей и размахом ее крыльев: Размах крыльев  Птица А) ходулочник 1) 77 см Б) савка 2) 3,2 м В) фламинго 3) 67-83 см Г) красавка 4) 140-170 см Д) шилоклювка 5) 60-68 см 6) 120-135 см Е) степная тиркуша Ж) краснозобая казарка 7) 62-70 см З) кудрявый пеликан 8) 1650-1850 мм И) пискулька 9) 155 см А    Б В     Г Д     Е Ж   З   И     В ответе запишите последовательность цифр без пробелов и запятых

Установите соответствие между птицей и размахом ее крыльев:

Размах крыльев

Птица

А) ходулочник

1) 77 см

Б) савка

2) 3,2 м

В) фламинго

3) 67-83 см

Г) красавка

4) 140-170 см

Д) шилоклювка

5) 60-68 см

6) 120-135 см

Е) степная тиркуша

Ж) краснозобая казарка

7) 62-70 см

З) кудрявый пеликан

8) 1650-1850 мм

И) пискулька

9) 155 см

А

 

Б

В

 

 

Г

Д

 

 

Е

Ж

 

З

 

И

 

 

В ответе запишите последовательность цифр без пробелов и запятых

Результаты опыта: а) участие в школьном семинаре по формированию финансовой грамотности с темой  «Банковские карты: польза и риски». б) проведение семинаров в региональной стажировочной площадке «Инновационные технологии в изучении математики в условиях реализации ФГОС ООО и СОО»  для молодых специалистов . в) размещение статей с материалами по теме на сайте.

Результаты опыта:

а) участие в школьном семинаре по формированию финансовой грамотности с темой

«Банковские карты: польза и риски».

б) проведение семинаров в региональной стажировочной площадке

«Инновационные технологии в изучении математики в условиях реализации

ФГОС ООО и СОО»

для молодых специалистов .

в) размещение статей с материалами по теме на сайте.

Заключение: функциональная математическая грамотность является способностью обучающегося определять и понимать роль математики и физики в жизни;  высказывать хорошо обоснованные математические суждения;  применять ФГ так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, которые свойственны только созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку

Заключение:

функциональная математическая грамотность является способностью обучающегося определять и понимать роль математики и физики в жизни;

высказывать хорошо обоснованные математические суждения;

применять ФГ так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, которые свойственны только созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку

Спасибо за внимание

Спасибо

за внимание