«Реализация казачьего компонента в урочной и
внеурочной деятельности»
Язепова Н.Н. учитель начальных классов
МБОУ Тацинской СОШ № 3
« Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу.
Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен
к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»
Академик Лихачев
В ноябре 2007 г. МБОУ ТСОШ №3 присвоен областной статус «КАЗАЧЬЕ».
Региональный компонент «Литературное чтение» 3 класс
- 1. Г. Колесников «Сохраним горицвет» Гасенко «Друзья познаются в беде»
- 2. А.П. Чехов «Гриша»
- 3. Вн. чтение Р.К.А.П. Чехов «Белолобый»
- 4. В. Воронин «В хуторе Кружилине»
- 5. Поэты Дона в родном крае. А. Сафронов «Ростов-город», Н. Доризо «Песня о Доне»
- 6. Вн. чтение Р.К.Шемшелевич «Рыбацкая примета», Поэты моей Родины М.А. Шолохов «Сыновий поклон тихому Дону»
2/25/20
Региональный компонент «Окружающий мир» 4 класс
Раздел III. Родной край – часть большой страны
- Родной край – часть большой страны.Наш край. Новочеркасск – столица казачества. Ростов. Города ростовской области. (К. компонент)
- Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
- Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
- Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
- Патриоты России. Платов Матвей Иванович вместе с Суворовым (К. компонент).
- Великая Отечественная война и Великая Победа. Дон в годы ВОВ (региональный компонент)
Внеучебная работа в рамках реализации ФГОС:
Направления
1 класс
Спортивно-оздоровительное
2 класс
«Подвижные казачьи игры»
Общекультурное
3 класс
«Шахматы»
«Подвижные казачьи игры»
«Донские мотивы»,
Общеинтеллектуальное
«Праздник числа»
«Формула здорового питания»
«Донские мотивы»,
Социальное
«Подвижные казачьи игры»
«Шахматы»
4 класс
«Введение в доноведение»
«Донские мотивы»,
Духовно-нравственное
«Формула здорового питания»
«Подвижные казачьи игры»
«Шахматы»
«Формула здорового питания»
«Шахматы»
«Красота внутри себя»
«Доноведение»
«Формула здорового питания»
«Школа нравственности»
«Доноведение»
«Занимательная математика»
«Доноведение»
«Донской фольклор»
«Донской фольклор»
2/25/20
Спортивные казачьи игры
«Донской фольклор»
1.Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки.(1)
2.Предания, легенды, байки, былины донского казачества. Предания и легенды казаков-некрасовцев (1 – 2 по выбору). «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «По слову Игната», «Как голубь казака спас», «Почему у выхухоли хвост пахучий», «Мать нарушила завет Игната».
3.Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
4.Донские казачьи сказки. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев донских казаков. Поэтика сказки, её сходство и различие с русской народной сказкой.
5.Песни казаков Дона
Исторические песни: Песни о С. Разине: «Ай, у нас было, братцы, на Дону...» и др. Песни о Ермаке: «Ай, на вольных степях было, на Саратовских», «Как на речке там было на Камышенке», «Собрались казаки-други, люди вольные». Песни о Е.Пугачеве: «Из-за леса, леса темного...», «Ты звезда ли моя, звездочка». Песни об атамане И.Некрасове: «Помутился, возмутился наш славный тихий Дон», «На заре было, братцы, да на зорюшке». Песня о И.Краснощекове: «Приуныло, приумолкло войско донское».
Лирические казачьи песни как отражение нравственных устоев, обычаев и обрядов жизни казаков. Особенности казачьей песни: эмоциональная насыщенность поэтических картин, образов, символов, недосказанность, незавёршённость, избегание развязки.
«Не сохами – то, славная землишка наша распахана...», «Ой да, разродимая ты моя сторонушка», «По серой земле туман стелется», «По-за лесом, лесом темненьким...».
Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М.Платове и Я.Бакланове.
Обрядовые казачьи песни (по выбору).
6.Донская былина
О Добрыне Никитиче (Дончаке). Об Илье Муромце. Былины – песни о зверях и птицах: «А и где то бы слышно» (Индей – земля и Индрик – зверь), «Ой да, ввечеру, братцы». (Туры златорогие), «Ой да, на ровной, да на площади» (Спор сокола с конем) и др.
Донские мотивы
«Доноведение»
- Дон в годы строительства новой жизни.
- Дон в годы Великой Отечественной войны.
- День освобождения родного города (села, станицы)
- Мирное время на Донской земле.
«Формула здорового питания»
1.Какую пищу можно найти в лесу.
2.Лекарственные растения.
3.Игра «Приготовь из рыбы»
4.Конкурсов рисунков «В подводном царстве»
5.Дары моря.
6.Кулинарное путешествие по России.
7.Традиционные блюда нашего края.
8.Конкурс кулинарных рецептов
Литература:
Литература:
Воспитательная программа «Дон – наш Дом»
Основное содержание воспитания и социализации:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- Воспитание православной культуры;
- Воспитание казачьей доблести;
- Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
- Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
Реализация программы «Дон – наш дом»
«Покров Пресвятой Богородицы»
«День матери – казачки»
«Масленица»
«Рождественские посиделки»
Пасха
Встреча с Благодыревым В.Н.
Экскурсии по Донскому краю
Экскурсия в Старочеркасск
Летний оздоровительный лагерь
Реализация программы «Дон – наш дом»
Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти.
П.А. Флоренский