Тема: «Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания».
Выполнила: воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский сад «Марьино» Шкарина Людмила Борисовна
Актуальность темы:
Патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально, он связан с духовно-нравственным миром человека. И задача педагога сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми, поэтому воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Семья – частица малой родины, а малая родина – частица большой родины. Познание духовно-нравственных традиций семьи, А впоследствии страны будут способствовать патриотическому воспитанию дошкольников, что обуславливает актуальность данной презентации .
Комплекс задач: — воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку; — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду; — развитие интереса к русским традициям и промыслам; — формирование элементарных знаний о правах человека; — расширение представлений о городах России; — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Для формирования патриотизма необходимы два основных условия:
1.Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве. Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких – в своей семье, в детском саду, в том месте, где он родился. Тогда в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности. 2.Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством.
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
А.С. Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу личность должно приходить к детям».
Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране, к родной природе.
Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему взрослыми, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Первостепенная задача семьи - научить ребёнка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества . Семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно.
Ребёнку важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи. Пример родителей важен для малышей.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед родиной», «любовь к отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.
Любить родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребёнок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребёнку нужно знать о своих родственниках, о своих предках, а также о сегодняшней жизни родины.
Спасибо за внимание!