СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему:"Теорема Виета"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему Теорема Виета

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему:"Теорема Виета"»

Теорема Виета Алгебра 8 класс

Теорема Виета

Алгебра 8 класс

Основная цель – изучить теорему Виета и ей обратную, уметь применять при решении квадратных уравнений Девиз урока:  «Вся математика – это,  собственно, одно большое  уравнение для других наук»   Новалис

Основная цель – изучить теорему Виета и ей обратную, уметь применять при решении квадратных уравнений

Девиз урока:

«Вся математика – это,

собственно, одно большое

уравнение для других наук»

Новалис

Устная работа x² + 4 x - 6 = 0 2 x² + 6 x = 6 7 x² -  14 x = 0 x² + 5 x -  1 = 0 3 x² -  5 x + 19 = 0 x² -  13 x = 0

Устная работа

  • x² + 4 x - 6 = 0
  • 2 x² + 6 x = 6
  • 7 - 14 x = 0
  • x² + 5 x - 1 = 0
  • 3 - 5 x + 19 = 0
  • - 13 x = 0

Исследуем связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения Уравнение 1 x² + 5x + 6 = 0 p 2 q x² - 5x + 6 = 0  3 x² - 7x + 6 = 0  x₁ 4 x² + 7x + 6 = 0  x₂ 5 x² - 8x + 6 = 0  x₁ + x₂ 6 x₁ ∙ x₂  x² - x - 6 = 0  -5 -3 -2 6 5 6 2 6 6 5 3 -5 6 1 7 6 6 -7 6 6 7 -1 -6 -7 6 - 8 6 4- 4+ 8 6 -1 -2 3 1 - 6

Исследуем связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения

Уравнение

1

x² + 5x + 6 = 0

p

2

q

x² - 5x + 6 = 0

3

x² - 7x + 6 = 0

x₁

4

x² + 7x + 6 = 0

x₂

5

- 8x + 6 = 0

x₁ + x₂

6

x₁ ∙ x₂

x² - x - 6 = 0

-5

-3

-2

6

5

6

2

6

6

5

3

-5

6

1

7

6

6

-7

6

6

7

-1

-6

-7

6

- 8

6

4-

4+

8

6

-1

-2

3

1

- 6

ФРАНСУА ВИЕТ (Вьета) 1540-1603  Знаменитая теорема, устанавливающая  связь коэффициентов многочлена с его  корнями, была обнародована в 1591 г. Теперь она носит имя Виета

ФРАНСУА ВИЕТ (Вьета)

1540-1603

Знаменитая теорема, устанавливающая

связь коэффициентов многочлена с его

корнями, была обнародована в 1591 г.

Теперь она носит имя Виета

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Дано: х₁ и х₂ - корни уравнения Доказать:

Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

Дано: х₁ и х₂ - корни уравнения

Доказать:

 План доказательства: Записать формулы для нахождения x₁ и  x₂ ;  Найти сумму корней: x₁ + x₂ ;  Найти произведение корней: x₁ ·  x₂ .

План доказательства:

  • Записать формулы для нахождения x₁ и x₂ ;

  • Найти сумму корней: x₁ + x₂ ;

  • Найти произведение корней: x₁ · x₂ .

Доказательство: х ² + p х + q  = 0   ,  D = p² -4q . , х₂ = 1. х₁ = 2 .  x₁+x₂ = + = = = = - p = ∙  3. x₁ ∙ x₂ =  = = = q = =

Доказательство:

х ² + p х + q = 0

, D = p² -4q .

, х₂ =

1. х₁ =

2 . x₁+x₂ =

+

=

=

=

= - p

=

3. x₁ ∙ x₂ =

=

=

= q

=

=

1.Определите, верно ли сформулирована теорема:  Сумма корней квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену 2. Для всех ли приведенных уравнений x₁ + x₂ = -p  x₁·  x₂ = q 3. Сформулируйте теорему со словами «Если…, то…»

1.Определите, верно ли сформулирована теорема: Сумма корней квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену

2. Для всех ли приведенных уравнений x₁ + x₂ = -p

x₁· x₂ = q

3. Сформулируйте теорему со словами «Если…, то…»

Что позволяет находить доказанная теорема? Что должно быть известно до применения теоремы?
  • Что позволяет находить доказанная теорема?
  • Что должно быть известно до применения теоремы?
Можно ли найти сумму и произведение корней следующих уравнений  х² + 3х + 6 = 0  х² + 5 = 0  2х² – 7х + 5 = 0
  • Можно ли найти сумму и произведение корней следующих уравнений
  • х² + 3х + 6 = 0
  • х² + 5 = 0
  • 2х² – 7х + 5 = 0
x ² + px + q = 0  x ² - ( х₁  + х₂ )х +  х₁  ∙ х₂  = 0 Задание 1. Выберите уравнение сумма корней которого равна -6, а произведение равно -11  х² - 6х + 11 = 0  х² + 6х - 11 = 0  х² + 6х + 11 = 0  х² - 11х - 6 = 0  х² + 11х - 6 = 0

x ² + px + q = 0 x ² - ( х₁ + х₂ )х + х₁ х₂ = 0

  • Задание 1. Выберите уравнение сумма корней которого равна -6, а произведение равно -11
  • х² - 6х + 11 = 0
  • х² + 6х - 11 = 0
  • х² + 6х + 11 = 0
  • х² - 11х - 6 = 0
  • х² + 11х - 6 = 0

  Задание 2. Если х₁ = -5 и х₂ = -1 - корни уравнения х² + px +q = 0 ,  то  1)  p = -6, q = -5 2) p = 5, q = 6 3) p = 6, q = 5 4) p = -5, q = -6 5) p = 5, q = -6 6) p = -6, q = -5
  • Задание 2. Если х₁ = -5 и х₂ = -1 - корни уравнения х² + px +q = 0 , то

1) p = -6, q = -5

2) p = 5, q = 6

3) p = 6, q = 5

4) p = -5, q = -6

5) p = 5, q = -6

6) p = -6, q = -5

 Задание 3. Найдите сумму и произведение корней уравнения х² - 3х - 5 = 0 .  Выберите правильный ответ. х₁ + х ₂= -3, х₁ ∙ х₂ = -5  х₁ + х ₂= -5, х₁ ∙ х₂ = -3  х₁ + х ₂= 3, х₁ ∙ х₂ = -5  х₁ + х ₂= 5, х₁ ∙ х₂ = -3
  • Задание 3. Найдите сумму и произведение корней уравнения х² - 3х - 5 = 0 . Выберите правильный ответ.
  • х₁ + х ₂= -3, х₁ ∙ х₂ = -5
  • х₁ + х ₂= -5, х₁ ∙ х₂ = -3
  • х₁ + х ₂= 3, х₁ ∙ х₂ = -5
  • х₁ + х ₂= 5, х₁ ∙ х₂ = -3
0 p = 0, q = - 19 х₁ + х ₂= 0 , х₁ ∙ х₂ = - 19 д ) 2x² – 9x – 10 = 0 х² – 4,5х – 2 = 0, D 0 p = - 4,5 , q = - 2 х₁ + х ₂= 4,5, х₁ ∙ х₂ = -2 Найти сумму и произведение корней уравнения :2 № 573 а) в) у доски г) д) самостоятельно с последующей проверкой А) х² - 37х+27 = 0 Д = (-37)² - 4∙27 = 1369 – 108 = 1261 0 " width="640"

Решение:

б) y² – 19 =0 , D 0

p = 0, q = - 19

х₁ + х ₂= 0 , х₁ ∙ х₂ = - 19

д ) 2x² 9x 10 = 0

х² – 4,5х – 2 = 0,

D 0

p = - 4,5 , q = - 2

х₁ + х ₂= 4,5, х₁ ∙ х₂ = -2

Найти сумму и произведение корней уравнения

:2

573

а) в) у доски

г) д) самостоятельно с последующей проверкой

А) х² - 37х+27 = 0 Д = (-37)² - 4∙27 = 1369 – 108 = 1261 0

0, p = -2, q = -8 x₁ + x₂ = 2 x₁ ∙ x₂ = -8 2 ∙ (-4) -2 ∙ 4 1 ∙ (-8) -1 ∙ 8 x₁ = -2 x₂ = 4 2 . х² + 7х + 12 = 0 Для каждого уравнения попытайтесь подобрать два числа х₁ и х₂ так, чтобы выполнялись получившиеся равенства. D 0, p = 7, q = 12 x₁ + x₂ = -7 x₁ ∙ x₂ = 12 x ₁ = - 3 x ₂ = - 4 3. y² – 8y – 9 = 0 D 0, p = -8, q = -9 y₁ + y₂ = 8 y₁ ∙ y₂ = -9 y₁ = -1 y₂ = 9 Проверьте, будут ли полученные числа корнями данного уравнения " width="640"
  • х² – 2х – 8 = 0

    Для каждого уравнения укажите, если это возможно сумму и произведение корней

    D 0, p = -2, q = -8

    x₁ + x₂ = 2

    x₁ ∙ x₂ = -8

    2 ∙ (-4)

    -2 ∙ 4

    1 ∙ (-8)

    -1 ∙ 8

    x₁ = -2

    x₂ = 4

    2 . х² + 7х + 12 = 0

    Для каждого уравнения попытайтесь подобрать два числа х₁ и х₂ так, чтобы выполнялись получившиеся равенства.

    D 0, p = 7, q = 12

    x₁ + x₂ = -7

    x₁ ∙ x₂ = 12

    x ₁ = - 3

    x ₂ = - 4

    3. y² – 8y – 9 = 0

    D 0, p = -8, q = -9

    y₁ + y₂ = 8

    y₁ ∙ y₂ = -9

    y₁ = -1

    y₂ = 9

    Проверьте, будут ли полученные числа корнями данного уравнения

    Прямая  теорема: Обратная теорема: Если х₁ и х₂ - корни уравнения  х² + px + q = 0 . Тогда числа х₁, х₂ и p , q связаны равенствами   Тогда х₁ и х₂ - корни уравнения  х² + px + q = 0 . Числа х₁ и х₂ являются корнями приведенного квадратного уравнения х² + px +q = 0 тогда и только тогда, когда x ₁ +х₂ = - p, x₁ ∙ x₂ = q

    Прямая теорема:

    Обратная теорема:

    Если х₁ и х₂ - корни уравнения

    х² + px + q = 0 .

    Тогда числа х₁, х₂ и p , q связаны равенствами

    Тогда х₁ и х₂ - корни уравнения

    х² + px + q = 0 .

    Числа х₁ и х₂ являются корнями приведенного квадратного уравнения х² + px +q = 0 тогда и только тогда, когда

    x ₁ +х₂ = - p, x₁ ∙ x₂ = q

    Применение теоремы Проверяем, правильно ли найдены корни уравнения Определяем знаки корней уравнения не решая его Устно находим корни приведенного квадратного уравнения Составляем квадратное уравнение с заданными корнями

    Применение теоремы

    • Проверяем, правильно ли найдены корни уравнения
    • Определяем знаки корней уравнения не решая его
    • Устно находим корни приведенного квадратного уравнения
    • Составляем квадратное уравнение с заданными корнями
    Теорема Виета  По праву достойна в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета.  Что лучше, скажи, постоянства такого: Умножишь ты корни — и дробь уж готова? В числителе с , в знаменателе а  А сумма корней тоже дроби равна.  Хоть с минусом дробь, что за беда!  В числителе в , в знаменателе а .  Числа х₁ и х₂ являются корнями квадратного уравнения х² + вх + с =0 тогда и только тогда, когда   х₁ + х₂ =    х₁ ∙ х₂ =

    Теорема Виета

    По праву достойна в стихах быть воспета

    О свойствах корней теорема Виета.

    Что лучше, скажи, постоянства такого:

    Умножишь ты корни — и дробь уж готова?

    В числителе с , в знаменателе а

    А сумма корней тоже дроби равна.

    Хоть с минусом дробь, что за беда!

    В числителе в , в знаменателе а .

    Числа х₁ и х₂ являются корнями квадратного уравнения х² + вх + с =0

    тогда и только тогда, когда

    х₁ + х₂ =

    х₁ ∙ х₂ =

    Домашнее задание:  п. 23 (знать теорему Виета),  дифференцированное задание (листок с домашней работой)

    Домашнее задание:

    п. 23 (знать теорему Виета),

    дифференцированное задание

    (листок с домашней работой)