«Жизнь и творчество Исаака Ильича Левитана»
Московское училище живописи ваяния и зодчества.
Он так и не получил диплома художника, но Павел Третьяков купил более 20-ти картин Левитана. Из училища художник вышел с дипломом учителя чистописания.
Преподаватели Левитана, известные русские художники Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927)
Левитан начинал в классе мастера сотирического жанра Поленова,но Саврасов переманил лучшего ученика к себе и только ему передал тайну мотива.
«Осенний день в Сокольниках» (1879 г.)
Единственная картина художника, на которой есть фигура человека, причем ее написал Н.Чехов, брат А.П.Чехова и однакашник Левитана. Писатель А.П.Чехов был лучшим другом Левитана. В молодости писатель и художник подрабатывали в одних и тех же журналах. В зрелости одновременно стали классиками.
« Березовая роща» (1885-1889гг.)
Студенческая работа. Первый галлерист Москвы,Павел Третьяков ,купил картину всего за 100 р. И это самый пристижный диплом.
«Мостик. Савинская слобода» (1884 г.)
«Первая зелень. Май» (1888 г.)
С 1884 года Левитан регулярно участвует в выставках Товарищества передвижников. А с 1891 становится постоянным членом Товарищества.
«Вечер. Золотой Плёс» (1889 г.)
«После дождя. Плёс» (1889 г.)
«Вечерний звон» (1892 г.)
«У омута» (1892 г.)
«Владимирка» (1892 г.)
Единственная злободневная картина художника. Символ Руси сидящий. Пейзаж с политическим подтекстом. Картину никто не хотел покупать и даже подарить ее удалось не с первого раза. Пдарил журналисту Гилировскому, но тот вернул картину. Настолько была адиозная работа, что не каждый хотел видеть ее в своей коллекции. И в конечном итоге он подарил ее Третьякову. В записке Левитан написал: «Я так рад, что вы приняли ее в дар и моя душа успокоилась!»
«Над вечным покоем» (1894 г.)
Увидев данную картину на выставке, Третьяков пишет письмо Левитану о том, что он хотел бы оставить картину в своей коллекции. Левитан ответил: «Преобретая ее, вы не ошибаетесь. В ней я весь! Со всей моей психикой, со всем моим содержанием!»
«Март»
«Золотая осень»
«Свежий ветер. Волга»(1890 г.)
«Весна. Большая вода». (1897 г.)
«Лунная ночь» (1897 г.)
«Летний вечер» (1900 г.)
«Последние лучи солнца» (1899 г.)
«Сумерки» (1899 г.)
«Сумерки. Стога.» (1899 г.)
«Озеро» (1900 г.)
Большая картина "Озеро" является главным произведением позднего Левитана. Ни для какой другой работы он не делал столько подготовительных этюдов и эскизов, несколько раз выезжая на этюды специально для пополнения материалов к картине. Художник работал над "Озером" много и упорно, пытаясь создать монументальный, целостный, неслучайный образ русской природы. Левитан даже собирался назвать картину "Озеро. Русь", и под таким названием она часто и упоминается в книгах и статьях. Это полотно стало "лебединой песнью" Левитана - художник умер, оставив его незаконченным. Но и в таком состоянии картина производит удивительное впечатление - почти импрессионистическая непосредственность в передаче свежести и яркости солнечного дня, золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья - все это наполняет зрителя верой в доброе и радостное будущее нашей общей Родины.
Художник не отличался хорошим здоровьем. Не раз по совету врачей он отправлялся на лечение за границу, в места с более теплым и ровным климатом. Но в письмах к друзьям он писал: «Что мне здесь нужно в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку. Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист.»
После продолжительной болезни в 1900 году художник скончался в расцвете творческих сил.
Исаак Ильич Левитан (1860—1900 гг.)