Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Серпухова московской области Школьная научно – практическая конференция младших школьников «Первые шаги в науку» Гуманитарная секция тема «Пословицы и поговорки»
Выполнила:
ученица 4 «Г» класса
МБОУ СОШ №2
Грибкова Анастасия
руководитель проекта:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
Волкова Анна Ивановна
май 2018 год
Оглавление: 1. Введение 1.1 Цели и задачи 1.2 Постановка проблемы 2. Основная часть. 2.1 Анкетирование в 4 «Г» классе 2.2 Творческая работа 2.3 Пословицы 2.4 Поговорки 2.5 Практика 2.6 Сравнительный анализ пословиц и поговорок 3. Выводы и заключение 4. Список используемой литературы
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый, и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Велик и могуч русский язык. В нём много оборотов речи. В нём есть пословицы и поговорки. Они меня и заинтересовали. «Откуда они пришли?», «Как появлялись?», «Какова их история?». Такие вопросы задавала я сначала себе, а потом моим одноклассникам. Ответить на этот вопрос было непросто. Я и сама не знала этого, а мои одноклассники не дали мне точной формулировки. Поэтому я решила посвятить проект данной теме.
Цель моего проекта: - узнать, что такое пословицы и поговорки и чем они отличаются друг от друга.
Задачи проекта: - узнать историю пословиц и поговорок, значения пословиц и поговорок и чем они отличаются друг от друга; - подготовить презентацию; - оформить сборник рисунков по данной теме.
Постановка проблемы: Я обратилась к одноклассникам с вопросом «Что такое пословицы и поговорки». Оказалось, что ребята мало знают эту тему. Поэтому я решила посвятить свой проект данной теме. Информацию по данной теме я искала в библиотеке и интернете. Я опросила взрослых и одноклассников.
Этапы работы: 1 этап: Сбор информации по теме проекта. 2 этап: Отбор информации. 3 этап: Создание альбома по теме проекта.
Практическая значимость моей работы состоит в том, что ребята мало знают по данной теме. Эту информацию можно использовать на уроках русского языка, литературы и на внеклассных мероприятиях.
Анкетирование в 4 «Г» классе.
История пословиц и поговорок
История пословиц.
Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений. Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений. У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение. Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды. Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой». Вот несколько пословиц и их значения:
История поговорок. Веками формировался состав русских поговорок. Основа их возникновения – жизненный опыт, наблюдательность, острый ум русского народа, а также художественные свойства и возможности нашего языка. Часть их произошла из сказок, басен, загадок, песен, анекдотов. Каждое поколение русского народа накапливало наблюдения, над миром, жизнью природы, общественными и семейными отношениями людей и эти наблюдения, отражало в поговорках.
Чем отличается пословица от поговорки?
Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
Практика: В разделе практика я поместила фотографии ребят которые помогали мне искать информацию по данной теме.
Заключение: В заключение мне хочется сказать, что эта тема безгранична её можно исследовать вечно. Я продолжу изучать эту тему в следующем году.
Выводы:
- я узнала историю пословиц и поговорок, значения пословиц и поговорок и чем они отличаются - подготовила презентацию - оформила сборник рисунков по данной теме
Список используемой литературы: https : // znanija . com/task/1292927#readmore http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=32q0m6&from=yandex.ru http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=5zq0np&from=yandex.ru http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=57q0os&from=yandex.ru книга: «Пословицы, поговорки, загадки»
Спасибо за внимание!