СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Начало образования и науки на Руси в 16-17 веках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по истории на тему "Начало образования и науки на Руси в 16-17 веках".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Начало образования и науки на Руси в 16-17 веках"»

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ НАЧАЛО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА РУСИ В 16-17 ВВ. ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 8ТЭ БЕЖАЛОВА ЕЛЕНА 30.11.2020

ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

НАЧАЛО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА РУСИ В 16-17 ВВ.

ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 8ТЭ

БЕЖАЛОВА ЕЛЕНА

30.11.2020

ОГЛАВЛЕНИЕ Предпосылки развития просвещения   - 3 Развитие образования     - 4 Основные выводы     - 5 Картины       -6-8

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предпосылки развития просвещения - 3

Развитие образования - 4

Основные выводы - 5

Картины -6-8

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Идея основать в Москве высшее учебное заведение принадлежала Борису Годунову . Но начавшийся в 1601 году голод и последующая смута похоронили все планы по устройству университетов. Дальнейшая польско-шведская интервенция, конечно же, ещё более усугубило положение. Начало 16 века ознаменовано завершением объединения русских земель: Русь освободилась от гнетущей власти Золотой орды. Во главе государства оказалась Москва, а Россия стала многонациональным

самодержавным государством. Благодаря деятельности государственных и православных деятелей, скоро на Руси была создана "целостная система" образования от начальной школы до "академии", которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ.

Развитие подлинного просвещения на Руси многие исследователи относят к 17

веку. Ремесленный путь передачи знаний не удовлетворял растущим потребностям русского государства, негативно отражался на материальном достатке, усугублял отставание в хозяйственном развитии по сравнению со странами Запада и Востока, вдобавок к этому, европеец наблюдал твердую решимость отстаивать свою русскую веру и самобытность и делал вывод, что русский народ абсолютно безграмотен. Русские люди ехали за границу за знаниями, государство даже способствовало такой форме обучения. Этот эксперимент, как известно, закончился неудачно: из 18 человек, отправившихся за границу в поисках образования, вернулся только один, Г. Котошихин.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В 1665 г. на Никольской улице построили место для школы, открыв при Заиконоспасском монастыре. Через пятнадцать лет устроили школу при Печатном дворе. Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади. Патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова, в 1687 г. смог организовать Славяно-греко-латинскую академию, которая по праву может считаться предтечей высшего образования в России. Здесь учились дети простолюдинов, купцов, церковнослужителей и знати, академия была бесплатной и возлагала огромные надежды. В 40-х годах 17 века окольничий царя Алексея Михайловича, Ф.М. Ртищев, пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ. Только за половину 17 века печатный двор в Москве выпустил 300 тысяч букварей, азбук, арифметик, прописей, огромное количество другой учебной литературы светского и религиозного характера. Повышенный уровень образования был нужен только тем , кому предстояло занять место на государственной службе или в церковной иерархии.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В 1665 г. на Никольской улице построили место для школы, открыв при Заиконоспасском монастыре. Через пятнадцать лет устроили школу при Печатном дворе. Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади. Патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова, в 1687 г. смог организовать Славяно-греко-латинскую академию, которая по праву может считаться предтечей высшего образования в России. Здесь учились дети простолюдинов, купцов, церковнослужителей и знати, академия была бесплатной и возлагала

огромные надежды. В 40-х годах 17 века окольничий царя Алексея Михайловича, Ф.М. Ртищев, пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ. Только за половину 17 века печатный двор в Москве выпустил 300 тысяч букварей, азбук, арифметик, прописей, огромное количество другой учебной литературы светского и религиозного характера.

Повышенный уровень образования был нужен только тем , кому предстояло занять место на государственной службе или в церковной иерархии.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Подводя итоги, можно заметить следующее. Роль иностранцев в образовании русских была довольно высока. Значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах. Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения.

В 17 в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Источников, позволяющих судить об уровне грамотности в этот период, очень мало. Статистика нигде не велась, но, в целом, процент грамотных по стране, хотя и медленно, увеличивался. Самым образованным сословием было духовенство: дьяки и подьячие. Белое духовенство было поголовно грамотным, уровень грамотности черного духовенства – 70-75%, крупные и мелкие землевладельцы – более 50% независимо, где бы они жили, в Москве или на окраине. Купечество – от 75% и выше, помещики – 65 %, посадские люди – более 20%, крестьяне – не менее 15%. Самыми малограмотными оказались рядовые военные, стрельцы, пушкари и казаки. Их уровень грамотности был почти нулевой.

«СЕЛЬСКАЯ БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА», А. МОРОЗОВ 1865 г.

«СЕЛЬСКАЯ БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА», А. МОРОЗОВ

1865 г.

«В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ», В. МАКОВСКИЙ 1883 г.

«В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ», В. МАКОВСКИЙ

1883 г.

«ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ», Н. БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ 1895 г.

«ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ», Н. БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ

1895 г.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!