Обучение решению некоторых видов составных задач
Автор: Акулинушкина
Ирина Васильевна,
учитель начальных классов
Задачи на нахождение чисел по их сумме и отношению
Задача 1.
Карандаши разложили в две коробки. В первую
коробку положили 1 часть карандашей, во вторую –
2 части. Сколько карандашей в двух коробках, если
в первой коробке 12 карандашей?
Задача 2.
Оля и Света купили тетради. Они разделили их
между собой так, что Оля получила 1 часть, а Света –
3 части. Сколько тетрадей получила Света, если Оля
получила 3 тетради?
Задачи на нахождение чисел по их сумме и отношению
Задача 3.
На двух клумбах 112 цветов. На одной из них цветов
в 3 раза больше, чем на другой. Сколько цветов на
каждой клумбе?
112 шт.
?
?
Задачи на нахождение чисел по их сумме и отношению
На двух клумбах 112 цветов. На одной из них цветов 3 части, а на другой-1 часть. Сколько цветов на каждой клумбе?
1) 1+3=4 (ч.)-составляют цветы на двух клумбах
2) 112:4=28 (шт.)-цветов на первой клумбе
3) 112-28=84 (шт.)-цветов на второй клумбе
Ответ: 28 цветов на первой клумбе, 84 цветка на второй клумбе.
Задачи на нахождение чисел по их разности и отношению
Задача 4.
Яблоки разложили в две корзины так, что в
первой корзине оказалась 1 часть яблок, а во
второй –3 части. Сколько яблок в каждой
корзине, если во второй корзине на 6 яблок
больше, чем во второй?
Задачи на нахождение чисел по их разности и отношению
Задача 5.
В плацкартных вагонах скорого поезда на 432
пассажира больше, чем в купейных. Сколько
пассажиров в плацкартных и купейных вагонах
отдельно, если в купейных вагонах пассажиров
в 4 раза меньше, чем в плацкартных?
432 п.
?
?
Задачи на нахождение чисел по их разности и отношению
В плацкартных вагонах скорого поезда на 432 пассажира
больше, чем в купейных. Сколько пассажиров в
плацкартных и купейных вагонах отдельно, если в
купейных вагонах пассажиров 1 часть, а в плацкартном –
4 части?
1) 4-1=3(ч.)-составляют 432 пассажира
2) 432:3=114 (п.)- в купейных вагонах
3) 144 · 4=576 (п.)- в плацкартных вагонах
Ответ: 144 пассажира в купейных вагонах, 576 пассажиров в плацкартных вагонах.
Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности
Задача 6.
Альбом и книга стоят 54 рубля. Книга стоит
столько же, сколько альбом, и еще 26 рублей.
Сколько стоит альбом и сколько стоит книга?
А.
54 руб.
?
К.
А.
26 руб.
?
Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности
1) 54-26=28 (руб.)-стоят два альбома
2) 28:2=14(руб.)- стоит один альбом
3) 14+26=40 (руб.)-стоит книга
Ответ: 14 рублей стоит альбом, 40 рублей стоит книга.
Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности
Задача 7.
Купили несколько тетрадей в клетку. Тетрадей
в линейку купили на 3 больше, чем тетрадей
в клетку. Сколько купили тетрадей в клетку и
сколько в линейку, если всего купили 13
тетрадей?
К.
?
13 т.
3 т.
Л.
?
Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности
1) 13-3=10 (т.)- в двух стопках тетрадей в клетку
2) 10:2=5(т.)- в клетку
3) 5+3=8 (т.)- в линейку
Ответ: 5 тетрадей купили в клетку, 8 тетрадей в линейку.
Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности
Задача 8.
На двух полках 79 книг, на одной полке на
11 книг больше, чем на другой. Сколько книг
на каждой полке?
Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности
На полках 79 книг, на одной полке несколько
книг, на другой – столько же и еще 11 книг.
Сколько книг на каждой полке?
?
?
79 кн.
11 кн.
Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности
1) 79 – 11 = 68 (кн.) – удвоенное количество книг на первой полке
2) 68 : 2 = 34 (кн.) – на первой полке
3) 34 + 11 = 45 (кн.) – на второй полке
Ответ: 34 книги на первой полке , 45 книг на
второй полке.
Задачи на нахождение неизвестных по их сумме и разности
2 способ
1) 79 + 11 = 90 (кн.) – удвоенное количество книг на
второй полке;
2) 90 : 2 = 45 (кн.) – на второй полке;
3) 45 – 11 = 34 (кн.) – на первой полке.
Ответ: 34 книги на первой полке , 45 книг на
второй полке.
Исключение неизвестного заменой одного неизвестного другим
Задача 9 .
В гараже стояли машины и мотоциклы. У них вместе
48 колес. Сколько было мотоциклов и сколько машин,
если машин и мотоциклов вместе 14.
1) 2 · 14=28 (к.)- было бы, если бы в гараже были только мотоциклы
2) 48-28=20(к.) – на столько больше
3) 4-2=2 (к.)- на столько у каждой машины больше, чем у мотоцикла
4) 20:2=10(шт.) – машин в гараже
5) 14-10=4 (шт.)- мотоциклов в гараже
Ответ: 10 машин и 4 мотоцикла в гараже.
Исключение неизвестного заменой одного неизвестного другим
2 способ
1) 4 · 14=56 (к.)- было бы, если бы в гараже были только машины
2) 56-48=8(к.) – на столько меньше
3) 4-2=2 (к.)- на столько у каждой машины больше, чем у мотоцикла
4) 8:2=4(шт.) – мотоциклов в гараже
5) 14-4=10(шт.)- машин в гараже
Ответ: 10 машин и 4 мотоцикла в гараже.
Список интернет-ресурсов:
http://images.yandex.ru
Список использованной литературы:
- 1. Бочковская О.Т., Бронникова А.Д.,Новоселов Ф.П. и др. Решение арифметических задач в начальной школе: Пос. для учителей I–IV классов / Под ред. А.С. Пчелко. – М.; Л., 1949.
- 2. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач: Уч. пос. для студ. высш. пед. уч. заведений. –М.: Изд. центр «Академия», 2002.