Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 р.п. Переяславка
Мунициципального района имени Лазо Хабаровского края
Организация дидактической игры детей раннего и младшего возраста
Опыт работы подготовила:
Воспитатель: Аспедникова Е.А.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры .
• Дидактическая игра – это занимательная учебная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Значение дидактической игры
Дидактическая игра способствует развитию всех сторон человеческой личности :
• В ней развивается сообразительность, находчивость, инициатива, выдержка, нравственные чувства, речь детей , сенсорные способности и т. д.
Д/ игра способствует обогащению сведений полученных посредством личного опыта :
• Играя, дети закрепляют знания об окружающей жизни, нормах поведения, предметах и явлениях окружающих детей .
Д/ игра способствует активизации познавательных процессов :
• В процессе игры дети учатся искать , что-то узнавать, проявлять усилие и находить.
Д/игра способствует повышению уровня умственного развития детей :
• В процессе игры дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их.
Используется д/игра в качестве метода закрепления , систематизации знаний детей .
Важное значение дидактической игры состоит в том , что она развивает самостоятельность и активность мышления, и речи детей .
Виды дидактических игр
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
* Игры с предметами
(пирамидки, шарики разного цвета и т.д.);
* Настольно-печатные
(картинки, лото, домино, складные кубики);
* Словесные игры
(узнай предмет по описанию, радио и т.д.)
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Настольно-печатные игры
Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Используется как наглядное пособие,
направленное на развитие зрительной памяти и внимания.
Словесные игры
Построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.
СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Классификация дидактической игры
Существует классификация д/ игры , их разделяют в зависимости от дидактических целей :
• Игры для изучения нового материала;
• Игры для закрепления ;
• Игры для проверки знаний ;
• Релаксационные игры-паузы .
Руководство дидактической игрой
Успешное руководство д/играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей , применение ими разных способов решения игровых задач.
Для детей младшего возраста д/игра является наиболее подходящей формой обучения. Особенность дидактических игр в этом возрасте состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Все игры с дидактическим материалом, осуществляются под непосредственным руководством взрослого.
Маленькие дети в процессе игры с игрушками , предметами, материалами, должны иметь возможность постучать, переставить, переложить, разобрать на составляющие части (шнуровка, вкладыши, пирамидки и т. д.) и составить, т. е. выполнить определённые действия и правила.
Руководство взрослого д/игрой в младшем возрасте – это показ способа действий, где развивается игровое действие и выполнение игрового правила ( Например : по сигналу собрать пирамидку по величине колец – от большого к маленькому).
Целью современной педагогики является воспитание гармонично и разносторонне развитого человека, что предполагает включение в систему воспитания и образования детей знакомство с традициями, историей, природными и промышленными богатствами родного края. Учитывая то, что мы проживаем в многонациональном, богатом природными, животными и растительными ресурсами крае, в игровую деятельность детей младшего возраста необходимо вносить элементы национально-регионального компонента нашего Хабаровского края.
Вашему вниманию предоставляются дидактические игры для детей младшего возраста , в которые мы играем в группе.
Дидактические игры сенсорика
*Дидактическая игра «Что где растет?» Цель игры: Знакомить детей с окружающим миром. Учить классифицировать овощи и фрукты.
*Дидактическая игра «Сварим компот и суп» Цель игры: учить детей классифицировать овощи и фрукты.
*Дидактическая игра «Разбери фрукты» Цель игры: учить классифицировать фрукты по цвету, виду, размеру.
*Дидактическая игра «Бабочки и цветочки» Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
*Дидактическая игра «Магазин игрушек» Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
* Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» Цель игры:развитие сенсорного восприятия.
*Дидактическая игра «Помоги клоуну найти пуговку» Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
*Дидактическая игра «Поставь машины в гараж» Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
* Дидактическая игра «Разложи машинки по цвету» Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
*Дидактическая игра «Найди домик» Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
*Дидактическая игра «Чашки и блюдца» Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
* Дидактическая игра «Разбери мебель по цвету» Цель игры: Развитие сенсорного восприятия. Учить классифицировать предметы мебели по цвету, виду.
*Дидактическая игра «Наряди елочку» Цель игры: развитие сенсорного восприятия