Организация и проведения программных практических работ по химии(8-11 класс )
Учитель химии МБОУ лицея №104
г. Минеральные Воды
Затонская Г.И .
у выпускника основной школы должны быть сформированы умения:
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: кислорода, углекислого газа, аммиака;
- распознавать опытным путем газообразные вещества - углекислый газ и аммиак;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни .
Виды инструктажей
№ п/п
Видинструктажа
1
2
Время или причины
проведения
Вводный
Первичный на рабочем месте
На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся
Ответственныйза проведение
3
Зав. кабинетом, учитель
Повторный на рабочем месте
Документ длярегистрации
На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся
4
Текущий
На первом уроке в каждом полугодии (триместре)
Зав. кабинетом, учитель
Классный журнал
5
Классный журнал
Перед проведением лабораторных и практических работ
Учитель
6
Внеплановый
Учитель
Классный журнал
В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности
Целевой
Фиксируется в классном журнале (учителем) и в тетрадях (учащимися)
Учитель
В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические лаборатории
Классный журнал
Учитель
Специальный журнал
Практические работы по химии
8класс
Практическая работа № 1 «Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием»
Практическая работа № 2 «Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)»
Практическая работа № 3 по теме «Получение и собирание кислорода, изучение его свойств»
Практическая работа № 4 по теме «Получение и собирание водорода, изучение его свойств»
Практическая работа № 5 по теме «Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества»
Практическая работа № 6 . Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»
9класс
Практическая работа № 1. «Решение экспериментальных задач»
Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной кислоты, изучение её свойств»
Практическая работа № 3 по теме «Получение аммиака, изучение его свойств»
Практическая работа № 4 по теме "Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат-ион"
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения»
Практическая работа № 6 по теме "Жёсткость воды и методы её устранения"
Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»
10 класс
Практическая работа № 1. «Получение этилена и изучение его свойств»
Практическая работа № 2. «Свойства раствора уксусной кислоты»
11 класс
Практическая работа № 1. «Влияние различных факторов на скорость химической реакции»
Практическая работа № 2. "Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»"
Практическая работа № 3. «Решение экспериментальных задач по теме "Неметаллы"»
Содержательная характеристика практических работ , рекомендации по оцениванию
Тема практической работы
Контролируемые результаты выполняемых действий, их оценивание
Знаниевый компонент
Получение неорганического вещества и исследование его свойств:
кислорода, водорода ( 8 класс); хлороводорода аммиака, углекислого газа ( 9 класс )
Оценка
(баллы)
1) знание лабораторных способов получения конкретных веществ
Деятельностный компонент
\1
Оценка
(баллы)
1) соблюдение правил безопасной работы при выполнении химических опытов
1
2.знание физических и химических свойств веществ, которые следует учитывать при выборе необходимого способа их собирания (методами вытеснения воздуха и воды); и для доказательства наличия полученных веществ
1
2) соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием при монтаже приборов
1
3.знание условий протекания химических
процессов, используемых для получения и исследования свойств заданных веществ
4.использование химической символики для составления формул веществ и уравнений осуществляемых химических реакций
1
грамотное обеспечение условий для проведения химических процессов – нагревание реакционной смеси; измельчение твердых веществ; растворение веществ в воде
1
1
осуществление наблюдений за ходом процесса, фиксирование и описание его результатов
1
формулиро-вание выводов и обобщений по результатам проведенных исследований
итого
1
Максимальный итоговый балл: 10
Отметка по пятибалльной шкале:
«5» – 9–10 баллов
«4» – 7–8 баллов
«3» – 5–6 баллов
«2» – менее 5 баллов
составление отчета о проделан-ной работе
5
1
5