МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №31»
«Организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений»
Старший воспитатель
Гладская А.В.
Математическое развитие дошкольников – это позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Модель успешной организации образовательной деятельности
Грамотная речь
1
Готовность воспитателя к занятию
2
5
1
Выбор оптимальных методов и приемов
3
Правильный выбор демонстрационного и раздаточного материала
4
4
2
Компетентность педагога
5
3
Компетентности педагога
Знать методические основы
Знать возрастные особенности
Знать
программу
Повышать квалификацию
Руководствоваться дидактическими принципами
продумать формы организации деятельности детей
Подготовка к занятию
подобрать разнообразный материал, его размещение
продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний
Программные задачи на занятиях по ФЭМП:
образовательные
развивающие
воспитательные
речевые
Виды и типы занятий
занятие полностью посвящено изучению нового материала
занятие полностью посвящено повторению
занятие смешанного типа (используются наиболее часто)
итогово-проверочные занятия (новый материал не даётся!)
Методы обучения, используемые на занятиях по ФЭМП
Игровые
Словесные
Практические
Наглядные
Структура НОД
В младшей группе : в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех частей.
В средней группе : обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
В старшей группе : до пяти частей.
В подготовительной группе : до семи частей.
Виды физминуток
1. Стихотворная форма — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног , спины и др.— целесообразно проводить в старшей группе.
3. С математическим содержанием — чаще применяется в подготовительной группе.
4. Специальная гимнастика — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.
Организационная часть НОД
В младших группах : подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
В старших группах : группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Мотивационный компонент
В младших группах : используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах : целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительных группах организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии.
Примерные части хода математического занятия
1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).
2. Работа с демонстрационным материалом .
3. Работа с раздаточным материалом .
4. Физкультминутка (обычно со средней группы).
5. Работа в рабочих тетрадях (обычно со старшей группой).
6. Дидактическая игра
Итог занятия
В младшей группе : воспитатель подводит итог после каждой части занятия.
В средней и старшей группах : в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей.
В подготовительной группе : дети сами делают выводы. Организовывается работа дежурных. Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
Требования к раздаточному и демонстрационному материалу
- Достаточное количество
- Разнообразие
- Эстетика
- Знакомый детям
- Соответствие
Требования к вопросам воспитателя и к ответам детей
Требования к вопросам воспитателя
- точность, конкретность, лаконизм;
- последовательность;
- разнообразие формулировок;
- небольшое, но достаточное количество;
- избегать подсказывающих вопросов;
- умело пользоваться дополнительными вопросами;
- давать детям время на обдумывание.
Требования к ответам детей :
- краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
- на поставленный вопрос;
- самостоятельные и осознанные; точные, ясные;
- достаточно громкие;
- грамматически правильные.
Информационно-образовательные ресурсы
http://www.detsad-kitty.ru/art
https://pochemu4ka.ru
wunderkiddy.co
https://ped-kopilka.ru