Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
Выполнила студентка 1 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов организаций социальной сферы» Муромцева Анастасия
Содержание
- Социально-психологическая готовность
- Задачи социально-психологической готовности
- Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
- Составляющие психологической готовности
- Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
- Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
- Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
- Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
- Вывод
- Список источников и литературы
Социально-психологическая готовность
Готовность к систематическому обучению является базовой характеристикой индивидуального развития ребенка как активного субъекта социальных и предметных отношений, развивающегося члена человеческого сообщества, вместе с тем отражает функциональную целостность и неповторимость детской индивидуальности.
Социально-психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Задачи социально-психологической готовности
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
Под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
Составляющие психологической готовности
Личностно-социальная готовность
Интеллектуальная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Мотивационная готовность
Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
Личностно-социальная готовность.
- Умеет ли ребенок общаться с детьми.
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
- Чувствует ли принятые в обществе нормы общения.
- Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
Интеллектуальная готовность:
Развитие навыков счета, письма не возможно без сформированности основных психических функций. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:
- Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления;
- овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование);
- элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр)
- Память
- Мышление
- Воображение
- Внимание
Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
Мотивационная готовность:
- Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Сформированность положительного отношения: к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
- Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.
- Сформированность положительного отношения: к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.
Желательно рассказывать ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Особенности социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе
Эмоционально-волевая готовность:
- Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно;
- Адекватная самооценка и положительный образ себя;
- Умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Формированию этих качеств поможет игра. Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.
Таким образом, социально-психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно войти в новый мир. На социально-психологическом уровне внутренней основой готовности к обучению в школе является структура личностных и субъектных индивидуальных качеств, обеспечивающих реализацию учебной деятельности. практическая работа с детьми должна быть ориентирована на целостную индивидуальность ребенка во всем многообразии ее проявлений в реальной деятельности.
Список источников и литературы
- Акатова Н.С. Взаимосвязь познавательного развития и новообразований личности детей старшего дошкольного возраста в разных условиях обучения и воспитания: автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07/ Акатова Наталья Сергеевна. -М., 2010. —24 с.
- Захарова, J1.E. Диагностика речевого развития дошкольников в условиях ДО // Дополнительное образование и воспитание: Науч. жур. — М.: «Витязь-М», 2009. - №9. — С. 24—27.
- Лурия, А.Р. Внимание и память: материалы к курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия. — СПб.: Изд-во Питер, 2010. — 320 с.
- http :// siteas.ru/referaty_po_psixologii/kursovaya_rabota_psixologicheskaya_3.html
- https:// www.bestreferat.ru/referat-149060.html
Спасибо за внимание!