Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №5 «Солнышко»
Детское экспериментирование детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Подилько Анна Георгиевна
Экспериментальная деятельность ребенка — это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением
Цель экспериментальной деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи экспериментальной деятельности детей:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. 2. Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
3. Развитие элементарных математических представлений: о способе измерения объема, массы, длины.
4 .Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
5.Развитие умения ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.
Структура проведения занятий экспериментирований: - Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи). - Выдвижение предложений (гипотез), их отбор и способы проверки. - Проверка гипотез. - Подведение итогов, вывод. - Фиксация результатов. - Вопросы детей.
Организация работы строится по принципу Интегральности – объединения и взаимовлияния игровой и исследовательской деятельности дошкольников, когда опыт и навыки, полученные на занятиях, используются на организованной образовательной деятельности и игровой деятельности
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях: Информационном – получение дошкольниками новых знаний; Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности; Нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности
Используются различные стимулы:
- Внешние (новизна, необычность объекта);
- Тайна, сюрприз;
- Мотив помощи;
- Познавательный мотив (почему так?);
- Ситуация выбора.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий решаются следующие задачи:
- сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию;
- сравнивать схожие по внешнему виду предметы;
- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
- активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
- О материалах
- О природных явлениях
- О мире растений
- О способах исследования объекта
- О предметном мире
Используемая литература
Е.В. Марудова, Ознакомление дошкольников с окружающим миром, (экспериментирование). С-П Детство - Пресс . 2011г.
И.М. Фасий, Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования. Методические советы к программе, Детство СПБ - Детство - Пресс. 2001г.
Н.Н. Поддьяков, Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград. Перемена 1995г.
П. Рыжова, Игры с водой и песком.
Н. Рыжова, Опыты с песком и глиной. Журнал Обруч. 1998г.- № 2.
Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет. Волгоград. 2012г.
Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. С -П Детство - Пресс 2009г.
Спасибо за внимание!