СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Герой нашего времени", М. Ю. Лермонтов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Герой нашего времени", М. Ю. Лермонтов»

Роман «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» первый в русской литературе реалистический социально-психологический, нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в России 1830-х гг.

Роман «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» первый в русской литературе реалистический социально-психологический, нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в России 1830-х гг.

Содержание Композиция и сюжет Основные образы Идейно-тематическое содержание Жанровое своеобразие Художественные особенности Художественные средства

Содержание

Композиция и сюжет

Основные образы

Идейно-тематическое содержание

Жанровое своеобразие

Художественные особенности

Художественные средства

Композиция и сюжет Цель композиции - глубже и полнее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. В романе пять рассказов и повестей, объединённых одним героем и идеей. Для объективности и достоверности сначала повествование ведётся от лица двух рассказчиков (Максима Максимыча и автора-повествователя) - оценка героя другими персонажами-ми в повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловии» к «Журналу Печорина». Затем в дневнике Печорин проводит самоанализ. В 1841 г. М. Ю. Лермонтов дописал предисловие к роману как ответ на критические отзывы

Композиция и сюжет

Цель композиции - глубже и полнее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. В романе пять рассказов и повестей, объединённых одним героем и идеей. Для объективности и достоверности сначала повествование ведётся от лица двух рассказчиков (Максима Максимыча и автора-повествователя) - оценка героя другими персонажами-ми в повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловии» к «Журналу Печорина». Затем в дневнике Печорин проводит самоанализ.

В 1841 г. М. Ю. Лермонтов дописал предисловие к роману как ответ на критические отзывы

Композиция и сюжет Нарушение реальной хронологии событий Автор подчёркивает «несвязанность» жизни главного героя - вся жизнь Печорина проходит на перепутье, он нигде не за-удерживается надолго. M. Ю. Лермонтов постепенно раскрывает противоречивый характер главного героя - каждая часть дополняет и в чём-то изменяет представление о Печорине.

Композиция и сюжет

Нарушение реальной хронологии событий

Автор подчёркивает «несвязанность» жизни главного героя - вся жизнь Печорина проходит на перепутье, он нигде не за-удерживается надолго.

M. Ю. Лермонтов постепенно раскрывает противоречивый характер главного героя - каждая часть дополняет и в чём-то изменяет представление о Печорине.

Композиция и сюжет Фабула «Тамань» (высылка Печорина из Петербурга на Кавказ; встреча с контрабандистами)«Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории, знакомство с Грушницким и княжной → «Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость под начало Максима Максимыча из-за дуэли с Грушницким) → «Фаталист» (пребывание Печорина в течение двух недель в казацкой станице; история гибели Вулича) → конец повести «Бэла» (похищение и гибель Бэлы) → «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через пять лет, встреча автора-повествователя с главным героем, который едет в Персию) → «Предисловие» к «Журналу Печорина» (известие о гибели Печорина в Персии). Сюжет «Бэла» - «Максим Максимыч» - «Предисловие» к «Журналу Печорина»- «Тамань» - «Княжна Мери» - «Фаталист». Фабула – реальная хронология событий, сюжет – то, в какой последовательности о событиях узнает читатель

Композиция и сюжет

Фабула

«Тамань» (высылка Печорина из Петербурга на Кавказ; встреча с контрабандистами)«Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории, знакомство с Грушницким и княжной → «Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость под начало Максима Максимыча из-за дуэли с Грушницким) → «Фаталист» (пребывание Печорина в течение двух недель в казацкой станице; история гибели Вулича) → конец повести «Бэла» (похищение и гибель Бэлы) → «Максим Максимыч» (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через пять лет, встреча автора-повествователя с главным героем, который едет в Персию) → «Предисловие» к «Журналу Печорина» (известие о гибели Печорина в Персии).

Сюжет

«Бэла» - «Максим Максимыч» - «Предисловие» к «Журналу Печорина»- «Тамань» - «Княжна Мери» - «Фаталист».

Фабула – реальная хронология событий, сюжет – то, в какой последовательности о событиях узнает читатель

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Из жажды новых впечатлений Печорин похищает княжну Бэлу: «А коли она мне нравится?» Гордая, независимая княжна горячо полюбила Печорина. Бэла – первая невинная жертва Печорина – надоедает ему и погибает. В ответ на слова утешения Печорин « поднял голову и засмеялся » (либо безразличен, либо умеет скрывать страдания). Бэла Максим Максимыч о Печорине: « Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи ». Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливыми замкнутым. Максим Максимыч

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Из жажды новых впечатлений Печорин похищает княжну Бэлу:
  • «А коли она мне нравится?»
  • Гордая, независимая княжна горячо полюбила Печорина.
  • Бэла – первая невинная жертва Печорина – надоедает ему и погибает.
  • В ответ на слова утешения Печорин « поднял голову и засмеялся » (либо безразличен, либо умеет скрывать страдания).

Бэла

  • Максим Максимыч о Печорине: « Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи ».
  • Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливыми замкнутым.

Максим Максимыч

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Печорин решает «волочиться» за княжной Мери ради забавы, добивается её любви по своей «системе», которую знает наизусть: «… она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение ». Мэри возненавидела Печорина за то, что он играл её чувствами. Княжна Мери Символично имя Веры в отношении к Печорину - вера, что с ней он мог стать лучше. Вера о Печорине: «… ты любил меня как собственность ». Утрата Веры - самая большая потеря для Печорина: « При возможности потерять её навеки Вера стала для меня…дороже жизни, чести, счастья! » Вера

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Печорин решает «волочиться» за княжной Мери ради забавы, добивается её любви по своей «системе», которую знает наизусть: «… она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение ».
  • Мэри возненавидела Печорина за то, что он играл её чувствами.

Княжна Мери

  • Символично имя Веры в отношении к Печорину - вера, что с ней он мог стать лучше.
  • Вера о Печорине: «… ты любил меня как собственность ».
  • Утрата Веры - самая большая потеря для Печорина: « При возможности потерять её навеки Вера стала для меня…дороже жизни, чести, счастья! »

Вера

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Грушницкий - кривое зеркало Печорина, поэтому между ними возникло противостояние. Грушницкий - очередной эксперимент Печорина; Григорий видит его неискренность и позёрство и хочет раскрыть притворство твоего натуры. Несмотря на то что Печорин манипулятор и провокатор, его проявились на фоне поступков Грушницкого Грушницкий считает Печорина странным и недостойным себя. Несмотря на то что Печорин манипулятор и провокатор, его сильные качества проявились на фоне поступков Грушницкого (Печорин выступил в защиту Мери, честен на дуэли, готов был простить противника). Печорин убил Грушницкого на дуэли. Грушницкий

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Грушницкий - кривое зеркало Печорина, поэтому между ними возникло противостояние.
  • Грушницкий - очередной эксперимент Печорина; Григорий видит его неискренность и позёрство и хочет раскрыть притворство твоего натуры.
  • Несмотря на то что Печорин манипулятор и провокатор, его проявились на фоне поступков Грушницкого Грушницкий считает Печорина странным и недостойным себя.
  • Несмотря на то что Печорин манипулятор и провокатор, его сильные качества проявились на фоне поступков Грушницкого (Печорин выступил в защиту Мери, честен на дуэли, готов был простить противника).
  • Печорин убил Грушницкого на дуэли.

Грушницкий

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Офицер Вулич - фаталист, человек, верящий в предопределения судьбы. Вулич и Печорин схожи, они не дорожат своей жизнью, испытывают судьбу (Вулич: «… я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута »; Печорин: « Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь! »), но Печорин испытывает судьбу, взвешивая обстоятельства: « И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок? ». Вулич О себе: « Я был скромен - меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло - никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли ». Печорин

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Офицер Вулич - фаталист, человек, верящий в предопределения судьбы.
  • Вулич и Печорин схожи, они не дорожат своей жизнью, испытывают судьбу (Вулич: «… я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута »; Печорин: « Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь! »), но Печорин испытывает судьбу, взвешивая обстоятельства: « И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок? ».

Вулич

О себе: « Я был скромен - меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло - никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь мир - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли ».

Печорин

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы У автора и Печорина есть нечто общее как у людей своего времени: они офицеры, участвовали в дуэли, были любовника - замужних женщин, щепетильны в вопросах чести, меланхолики. Отношение автора к Печорину неоднозначно и неопределённо, сам он намеренно воздерживается от оценки личности героя. Автор-повестователь

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • У автора и Печорина есть нечто общее как у людей своего времени: они офицеры, участвовали в дуэли, были любовника - замужних женщин, щепетильны в вопросах чести, меланхолики.
  • Отношение автора к Печорину неоднозначно и неопределённо, сам он намеренно воздерживается от оценки личности героя.

Автор-повестователь

Идейно-тематическое содержание Тема: «лишний человек» незаурядная личность с её достоинствами и пороками в эпоху безвременья, потеря жизненных ориентиров, отсутствие идеалов и устремлений у молодого поколения. Идея: в романе изображена общественная ситуация в период николаевской реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Социально-философские идеалы декабристов должны были быть переосмыслены следующими поколениями. Однако к тому времени, когда в активную общественную жизнь вступило поколение Лермонтова (по возрасту они были ещё детьми или младшими братьями декабристов), русское общество пока не выработало новых идеалов, из-за чего молодые люди чувствовали свою ненужность. Ещё одна идея: любые замечательные личные качества ничтожны без нравственных идеалов. Пусть жизнь несёт разочарование и страдания главному герою, а также всем, кто оказывается с ними рядом

Идейно-тематическое содержание

  • Тема: «лишний человек» незаурядная личность с её достоинствами и пороками в эпоху безвременья, потеря жизненных ориентиров, отсутствие идеалов и устремлений у молодого поколения.
  • Идея: в романе изображена общественная ситуация в период николаевской реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Социально-философские идеалы декабристов должны были быть переосмыслены следующими поколениями. Однако к тому времени, когда в активную общественную жизнь вступило поколение Лермонтова (по возрасту они были ещё детьми или младшими братьями декабристов), русское общество пока не выработало новых идеалов, из-за чего молодые люди чувствовали свою ненужность. Ещё одна идея: любые замечательные личные качества ничтожны без нравственных идеалов.

Пусть жизнь несёт разочарование и страдания главному герою, а также всем, кто оказывается с ними рядом

Жанровое своеобразие Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать социальным, психологическим, философским романом, поскольку в нём раскрываются социальные, психо-логические, философские и нравственные проблемы российского общества 1830-1840-х гг. Роман сочетает черты Романтизма и реализма Черты романтизма Черты реализма В характере Печорина есть черты романтического героя: Печорин наделён типичными чертами, присущими его времени и обществу; объективность (автор сознательно отделяет себя от героя); Историзм (изображение обстоятельств, в которых сложился характер героя); психологизм (внутренний мир героя – объект художественного изучения). противопоставление себя обществу; страстность; внимание к внутреннему миру героя.

Жанровое своеобразие

  • Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать социальным, психологическим, философским романом, поскольку в нём раскрываются социальные, психо-логические, философские и нравственные проблемы российского общества 1830-1840-х гг.

Роман сочетает черты Романтизма и реализма

Черты романтизма

Черты реализма

  • В характере Печорина есть черты романтического героя:
  • Печорин наделён типичными чертами, присущими его времени и обществу;
  • объективность (автор сознательно отделяет себя от героя);
  • Историзм (изображение обстоятельств, в которых сложился характер героя);
  • психологизм (внутренний мир героя – объект художественного изучения).
  • противопоставление себя обществу;
  • страстность;
  • внимание к внутреннему миру героя.
Художественные особенности Пейзаж тесно связан с чувствами героев, помогает раскрыть их характеры, поэтому он эмоционален; в «Фаталисте» холодный свет сияющих звёзд на тёмном небе наводит Печорина на философские размышления о роке и предопределении. Психологический портрет связывает внешность героя особенностями его внутреннего мира: «крепкое сложение» и «женская нежность» бледной кожи, «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое бельё» под ним, светлые волосы и чёрные брови -- эти черты указывают на сложность и противоречивость натуры Печорина. Индивидуальные детали в портретах героев - знаки, по ко-вторым опознаётся персонаж (бархатные глаза княжны Мери, глаза Печорина « не смеялись, когда он смеялся »).

Художественные особенности

  • Пейзаж тесно связан с чувствами героев, помогает раскрыть их характеры, поэтому он эмоционален; в «Фаталисте» холодный свет сияющих звёзд на тёмном небе наводит Печорина на философские размышления о роке и предопределении.
  • Психологический портрет связывает внешность героя особенностями его внутреннего мира: «крепкое сложение» и «женская нежность» бледной кожи, «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое бельё» под ним, светлые волосы и чёрные брови -- эти черты указывают на сложность и противоречивость натуры Печорина.
  • Индивидуальные детали в портретах героев - знаки, по ко-вторым опознаётся персонаж (бархатные глаза княжны Мери, глаза Печорина « не смеялись, когда он смеялся »).
Художественные средства Сравнения: бледный как смерть; все горы видны были как на блюдечке; воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; заснул сном Наполеона после Ватерлоо. Эпитеты: красноватые скалы, зелёным плющом, золотая бахрома снегов, жёлтые обрывы, серебряной нитью. Метафоры: Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой; в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы.

Художественные средства

  • Сравнения: бледный как смерть; все горы видны были как на блюдечке; воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; заснул сном Наполеона после Ватерлоо.
  • Эпитеты: красноватые скалы, зелёным плющом, золотая бахрома снегов, жёлтые обрывы, серебряной нитью.
  • Метафоры: Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой; в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы.