Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Поэма «Облако в штанах»
Поэма написана в 1915 г. и сначала была опубликована с цензурными правками, без них вышла в 1917 г.
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Жанровое своеобразие
Художественные средства
Композиция и сюжет
Вступление
Звучит тема поэта и толпы. Лирический герой контрастируя-ет с низменным миром. Он постоянно меняется: то «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», «не мужчина, а облако в штанах».
Часть 1
Повествует о трагической неразделённой любви лирического героя. Его переполняют муки ожидания любимой, ревность, a после сообщения, что любимая выходит замуж, - больше и хладнокровие. Теперь лирический герой спокоен, «как пульс покойника». Надежда на взаимное чувство умерла.
Часть 2
Рассуждения о поэзии и творчестве, которые гибнут в буржуазном обществе. Поэзия стала далека от реальной жизни и от языка, которым говорит улица. Но автор верит, что после революции поэты смогут спасти искусство.
Композиция и сюжет
Часть 3
Рассуждения о поэзии, не соответствующей требованиям времени, об отрицании господствующего строя. Жизнь «жирных-неприемлема для лирического героя. Автор призывает к революции.
Часть 4
Рассуждения о религии, Боге, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями. Поэт вступает в войну с ним, оскорбляет Бога, обвиняет его в том, что он не позаботился о счастливой любви. И снова обращается к своей Марии: умоляет, упрекает, требует, клянётся, но напрасно.
Финал
Небо глухо, оно не слышит ни слов мольбы, ни грозного вызова.
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Перед ним должны преклониться Вселенная, властители мира: «Эй, вы! // Небо! // Снимите шляпу! // Я иду!» «а впереди // на цепочке Наполеона // поведу, как мопса» .
- Ощущает себя пророком, тринадцатым апостолом, равным Богу: «Я, воспевающий машину и Англию…тринадцатый апостол»; «Слушайте! // Проповедует…сегодняшнего дня // крикогубый Заратустра»; «Я думал - ты всесильный божище, // а ты недоучка, крохотный божик».
Сверхчеловек
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Лирический герой автобиографичен (упоминаются сёстры, товарищи-футуристы).
- Помещён в реальное время и пространство: «ёжусь, зашвырнувшись // в трактирные углы» .
- Хочет простого человеческого счастья: «Ночью хочется звон свой // спрятать в мягкое, // в женское» .
- Переживает личную трагедию, ищет поддержки у родных: «Мама! // Ваш сын прекрасно болен! // Мама! // У него пожар сердца».
Реальный уставший человек
Идейно-тематическое содержание
Темы: поэт и толпа, любовь, поэзия и творчество, богоборчество.
Идея: старые устои не позволяют человеку жить достойно и свободно. Но небу нет никакого дела до того, что про-исходит на земле, - Вселенная спит. Поэт предчувствует наступление революции и готов нести её идеи в массы. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими.
Жанровое своеобразие
«Облако в штанах» - лиро-эпическая поэма:
- эпичность проявляется в критике общества, религии, традиционного искусства;
- лирические черты выражены в интимных переживаниях литературного героя.
Жанр «Облака в штанах» В. В. Маяковский определил как тетраптих .
Тетраптих – произведение искусства из четырёх частей, объединённых одним сюжетом и смысловой линией.
Художественные средства
B предисловие к изданию поэмы 1918 г. В. B. Маяковский писал: «"Облаков штанах" (первое имя "Три-тринадцатый апостол" зачёркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся) считаю катехизисом сегодняшнего искусства; "Долой вашу любовь", "Долой ваше искусство", "Долой ваш строй", "Долой вашу религию" - четыре крика четырёх частей».
- Окказионализмы: миллионы любовей, потноживотные женщины, вылюбить, исслезить.
- Сниженная лексика: пёрла, ржут, выхаркнуть, прохвосты, жрать.
- Аллитерация: грядёт генерал Галифе, главой голодных орд.
- Метафоры: крик торчком стоял из глотки, кто-то из меня вырывается упрямо, в душе ни одного седого волоса.