СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Облако в штанах", В. В. Маяковский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Облако в штанах", В. В. Маяковский»

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) Поэма «Облако в штанах» Поэма написана в 1915 г. и сначала была опубликована с цензурными правками, без них вышла в 1917 г.

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

Поэма «Облако в штанах»

Поэма написана в 1915 г. и сначала была опубликована с цензурными правками, без них вышла в 1917 г.

Содержание Композиция и сюжет Основные образы Идейно-тематическое содержание Жанровое своеобразие Художественные средства

Содержание

Композиция и сюжет

Основные образы

Идейно-тематическое содержание

Жанровое своеобразие

Художественные средства

Композиция и сюжет Вступление Звучит тема поэта и толпы. Лирический герой контрастируя-ет с низменным миром. Он постоянно меняется: то «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», «не мужчина, а облако в штанах». Часть 1 Повествует о трагической неразделённой любви лирического героя. Его переполняют муки ожидания любимой, ревность, a после сообщения, что любимая выходит замуж, - больше и хладнокровие. Теперь лирический герой спокоен, «как пульс покойника». Надежда на взаимное чувство умерла. Часть 2 Рассуждения о поэзии и творчестве, которые гибнут в буржуазном обществе. Поэзия стала далека от реальной жизни и от языка, которым говорит улица. Но автор верит, что после революции поэты смогут спасти искусство.

Композиция и сюжет

Вступление

Звучит тема поэта и толпы. Лирический герой контрастируя-ет с низменным миром. Он постоянно меняется: то «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», «не мужчина, а облако в штанах».

Часть 1

Повествует о трагической неразделённой любви лирического героя. Его переполняют муки ожидания любимой, ревность, a после сообщения, что любимая выходит замуж, - больше и хладнокровие. Теперь лирический герой спокоен, «как пульс покойника». Надежда на взаимное чувство умерла.

Часть 2

Рассуждения о поэзии и творчестве, которые гибнут в буржуазном обществе. Поэзия стала далека от реальной жизни и от языка, которым говорит улица. Но автор верит, что после революции поэты смогут спасти искусство.

Композиция и сюжет Часть 3 Рассуждения о поэзии, не соответствующей требованиям времени, об отрицании господствующего строя. Жизнь «жирных-неприемлема для лирического героя. Автор призывает к революции. Часть 4 Рассуждения о религии, Боге, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями. Поэт вступает в войну с ним, оскорбляет Бога, обвиняет его в том, что он не позаботился о счастливой любви. И снова обращается к своей Марии: умоляет, упрекает, требует, клянётся, но напрасно. Финал Небо глухо, оно не слышит ни слов мольбы, ни грозного вызова.

Композиция и сюжет

Часть 3

Рассуждения о поэзии, не соответствующей требованиям времени, об отрицании господствующего строя. Жизнь «жирных-неприемлема для лирического героя. Автор призывает к революции.

Часть 4

Рассуждения о религии, Боге, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями. Поэт вступает в войну с ним, оскорбляет Бога, обвиняет его в том, что он не позаботился о счастливой любви. И снова обращается к своей Марии: умоляет, упрекает, требует, клянётся, но напрасно.

Финал

Небо глухо, оно не слышит ни слов мольбы, ни грозного вызова.

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Перед ним должны преклониться Вселенная, властители мира: «Эй, вы! // Небо! // Снимите шляпу! // Я иду!» «а впереди // на цепочке Наполеона // поведу, как мопса» . Ощущает себя пророком, тринадцатым апостолом, равным Богу: «Я, воспевающий машину и Англию…тринадцатый апостол»; «Слушайте! // Проповедует…сегодняшнего дня // крикогубый Заратустра»; «Я думал - ты всесильный божище, // а ты недоучка, крохотный божик». Сверхчеловек

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Перед ним должны преклониться Вселенная, властители мира: «Эй, вы! // Небо! // Снимите шляпу! // Я иду!» «а впереди // на цепочке Наполеона // поведу, как мопса» .
  • Ощущает себя пророком, тринадцатым апостолом, равным Богу: «Я, воспевающий машину и Англию…тринадцатый апостол»; «Слушайте! // Проповедует…сегодняшнего дня // крикогубый Заратустра»; «Я думал - ты всесильный божище, // а ты недоучка, крохотный божик».

Сверхчеловек

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Лирический герой автобиографичен (упоминаются сёстры, товарищи-футуристы). Помещён в реальное время и пространство: «ёжусь, зашвырнувшись // в трактирные углы» . Хочет простого человеческого счастья: «Ночью хочется звон свой // спрятать в мягкое, // в женское» . Переживает личную трагедию, ищет поддержки у родных: «Мама! // Ваш сын прекрасно болен! // Мама! // У него пожар сердца». Реальный уставший человек

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Лирический герой автобиографичен (упоминаются сёстры, товарищи-футуристы).
  • Помещён в реальное время и пространство: «ёжусь, зашвырнувшись // в трактирные углы» .
  • Хочет простого человеческого счастья: «Ночью хочется звон свой // спрятать в мягкое, // в женское» .
  • Переживает личную трагедию, ищет поддержки у родных: «Мама! // Ваш сын прекрасно болен! // Мама! // У него пожар сердца».

Реальный уставший человек

Идейно-тематическое содержание Темы: поэт и толпа, любовь, поэзия и творчество, богоборчество. Идея: старые устои не позволяют человеку жить достойно и свободно. Но небу нет никакого дела до того, что про-исходит на земле, - Вселенная спит. Поэт предчувствует наступление революции и готов нести её идеи в массы. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими.

Идейно-тематическое содержание

Темы: поэт и толпа, любовь, поэзия и творчество, богоборчество.

Идея: старые устои не позволяют человеку жить достойно и свободно. Но небу нет никакого дела до того, что про-исходит на земле, - Вселенная спит. Поэт предчувствует наступление революции и готов нести её идеи в массы. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими.

Жанровое своеобразие «Облако в штанах» - лиро-эпическая поэма: эпичность проявляется в критике общества, религии, традиционного искусства; лирические черты выражены в интимных переживаниях литературного героя. Жанр «Облака в штанах» В. В. Маяковский определил как тетраптих . Тетраптих – произведение искусства из четырёх частей, объединённых одним сюжетом и смысловой линией.

Жанровое своеобразие

«Облако в штанах» - лиро-эпическая поэма:

  • эпичность проявляется в критике общества, религии, традиционного искусства;
  • лирические черты выражены в интимных переживаниях литературного героя.

Жанр «Облака в штанах» В. В. Маяковский определил как тетраптих .

Тетраптих – произведение искусства из четырёх частей, объединённых одним сюжетом и смысловой линией.

Художественные средства B предисловие к изданию поэмы 1918 г. В. B. Маяковский писал: «

Художественные средства

B предисловие к изданию поэмы 1918 г. В. B. Маяковский писал: «"Облаков штанах" (первое имя "Три-тринадцатый апостол" зачёркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся) считаю катехизисом сегодняшнего искусства; "Долой вашу любовь", "Долой ваше искусство", "Долой ваш строй", "Долой вашу религию" - четыре крика четырёх частей».

  • Окказионализмы: миллионы любовей, потноживотные женщины, вылюбить, исслезить.
  • Сниженная лексика: пёрла, ржут, выхаркнуть, прохвосты, жрать.
  • Аллитерация: грядёт генерал Галифе, главой голодных орд.
  • Метафоры: крик торчком стоял из глотки, кто-то из меня вырывается упрямо, в душе ни одного седого волоса.