Продолжи фразу:
“ Друг – это ...”
“ Друг – это ...”
Готов помочь в беде.
Умеет хранить тайну.
Добрый, чуткий человек.
Тот, кто посочувствует.
Верный и преданный
Честный.
Писатель Николай Булгаков в жизни священник.
Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.
Спе-ци -аль-ная – специальная. Про-ко-ря-бал – прокорябал. Полу-ле-жа-ла – полулежала. Встре-пе-ну-лась – встрепенулась. Не-за-кра-шен-ную –
незакрашенную. Трол-лей-бус – троллейбус. За-пла-кан-ное – заплаканное.
А что такое «милосердие»?
Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, поговорим о таких качествах как милосердие, великодушие, сострадание, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!”
МИЛОСЕРДИЕ | Толковый словарь Ожегова
Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
МИЛОСЕРДИЕ | БЭС
- сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность.
- Приходит ли ваша семья на помощь соседям в трудные минуты?
А)да Б) нет
2. Человек лежит на дороге. Твои действия.
А) подойду посмотрю Б) пройду мимо
В) выясню причину, постараюсь оказать помощь
3. Возле клуба плачет малыш:
А) пройду мимо Б) посмеюсь над его бедой
В) постараюсь успокоить ребёнка
4.Пожилая соседка идёт с тяжёлыми сумками:
А) постараюсь обогнать её Б) сверну на другую дорогу
В) предложу свою помощь
переживание
сочувствие
жалость
любовь
милосердие
уважение
сострадание
чуткость
терпимость
доброта
Ответы на вопросы по содержанию
- Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? - Почему больницу называют особой, строгой? - Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате? - Почему Катя стала счастливая? - Подберите синонимы к слову печальная.
Работа над выразительностью чтения
-Почему Аня заплакала, увидев Катю?
-Как девочки разговаривали через стекло?
-Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?
-Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?
-А почему Аня оставалась печальной?
-Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?
-Какими качествами обладала Катя?
-Хотел бы ты быть на неё похожим?
- Каким образом в повседневной жизни мы реализуем эти нравственные качества?
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
Попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа
1. Случай на горке.
2. Описание больницы.
3. Катя рассматривает палату в больнице.
4. Катя в больничной палате.
5. Почему Аня заплакала?
6. Разговор через стекло.
7. Почему Кате было радостно?
Подготовка к пересказу
1. Прочитай план рассказа.
2. Какие части не главные?
3. Какие части надо пересказывать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль?
Тест по теме
Н. Булгакова «Анна , не грусти»”
а) сломала ногу
б) сломала руку
в) при падении получила «сотрясение мозга»
2. Где она лечилась?
а) дома
б) в больнице
в) за границей
3. Почему, увидев Катю, Аня заплакала?
а) обиделась
б) стало жалко Катю
в) испугалась
4. Почему Катя стала утешать Аню?
а) У Кати поднялось настроение, а Аня её жалела и грустила.
б) Аня осталась одна без подруги.
в)Аня тоже заболела.
5. Какое слово пропущено в пословице:
«Не мил свет, когда … нет»
а) Книги
б) Совета
в) Друга
3.
4.
2.
1.
5.
6.
1. Автор произведения
2. Какой Аня увидела Катю в больнице?
3. Аня увидела Катю в палате и …..
4. Как общались девочки?
5. Что помогло Ане увидеть Катю в палате?
6. Какое настроение было у Кати в конце рассказа ?
милосердие незаметно, бескорыстно сострадать, любить, помогать, быть добрым к людям иметь отзывчивое сердце
-О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?
- Сформулируйте главную мысль рассказа.
-Чему учит нас Булгаков своим рассказом?
Мне удалось на уроке…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я могу похвалить себя за …
-С каким настроением заканчиваем урок?