Просмотр содержимого документа
«Презентация по Мастер-классу «Использование приёма «Инсерт» для формирования функциональной грамотности младших школьников»»
Мастер-класс «Использование приёма «Инсерт» для формирования читательской грамотности младших школьников как одного из интегративных компонентов функциональной грамотности»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Телепушкина Галина Владимировна
МБОУ «Гимназия №166 города Новоалтайска»
Цель проведения мастер-класса:
распространить теоретические знания о приёме «Инсерт» и практический опыт реализации данного приёма среди коллег школ города для формирования читательской грамотности младших школьников, как одного из интегративных компонентов функциональной грамотности.
Задачи:
- обосновать актуальность темы мастер-класса;
- познакомить участников мастер-класса с особенностями использования и преимуществами приёма «Инсерт» для формирования читательской грамотности младших школьников;
- организовать работу участников мастер-класса с текстом с использованием приёма «Инсерт»;
- проанализировать и дать оценку мастер-класса
Целеполагание. Планирование деятельности.
Примерные вопросы:
- Что такое «инсерт»?
- Как использовать приём «инсерт» для формирования читательской грамотности?
- На каких уроках возможно использовать приём «инсерт»?
- Какие особенности приёма «инсерт»?
- Какая эффективность у приёма «инсерт»?
- Как связан прием «инсерт» и развитие читательской грамотности у младших школьников?
Функциональная грамотность, функциональное чтение
- Функциональная грамотность – способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
- Один из важных путей развития функциональной грамотности это функциональное чтение.
- Функциональное чтение – позволяет максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.
Приём INSERT
- INSERT (аббревиатура) – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления,один из приемов технологии развития критического мышления. (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г).
- Название приема представляет собой аббревиатуру:
- I — interactive (интерактивная).
- N — noting (познавательная).
- S — system for (система).
- E — effective(для эффективного).
- R — reading (чтения).
- T — thinking (и размышления).
Маркировка
- «V» - информация мне была известна
- «+» - узнал что-то новое, материал является интересным;
- «-» - думал иначе
- «?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Инсёрт таблица.
Нюансы применения «Инсерт» приёма:
- В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
- Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
- Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
- В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
- Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках окружающего мира при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.
Муравьи произошли от существ, похожих на ос, около 110-130 миллионов лет назад. Они жили бок о бок с динозаврами, но не вымерли, в отличие от этих гигантов. Колонии муравьев могут включать от десятка до нескольких миллионов особей. На Земле обитают муравьи 12 000 разных видов. Длина самых маленьких из них составляет всего 0,07 сантиметра, а наиболее крупных – достигает 5 сантиметров. Ученые подсчитали, что на планете в любой момент времени живет около 10 квадриллионов муравьев. На каждого человека приходится около миллиона этих насекомых. Рабочие муравьи живут до 3 лет, в то время как муравьиная королева может царствовать до 30 лет. Крупнейшая в мире суперколония муравьев состоит более чем из миллиарда особей и охватывает свыше 5954 квадратных километров.
Муравьи способны развивать скорость до 7,62 сантиметра в секунду. Для человека сопоставимая скорость — почти 55 километров в час. Муравьи – самые умные насекомые. Их мозг, несмотря на скромные размеры, состоит из 250 тысяч клеток. Муравьи слышат ступнями и коленями – они улавливают колебания грунта. Каждой колонии муравьев соответствует свой собственный запах. Муравьиная королева занимается исключительно тем, что откладывает яйца. Забота о них — обязанность рабочих муравьев. Некоторые муравьи не строят муравейников, а ведут кочевой образ жизни. Когда приходит время двигаться дальше, они собирают своих личинок, запас пищи, яйца и королеву, а затем отправляются в путь. Укус черного муравья-бульдога может оказаться смертельным для человека. К счастью, на этот случай создано противоядие. Муравьи способны к интерактивному обучению – то есть могут приобретать знания, основываясь на чужом примере, а не своем собственном. Кроме них такой способностью обладают только млекопитающие. Некоторые виды муравьев способны использовать в качестве ориентира магнитное поле Земли, как некоторые акулы.
Я предлагаю Вам следующую полноценную систему маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию:
- «V» - информация мне была известна
- «+» - узнал что-то новое, материал является интересным;
- «-» - думал иначе
- «?» - не понял, есть вопросы, что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Рефлексия
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрёл…
- Я попробую…
Спасибо за совместную работу! Желаю всем удачи в освоении приёма «Инсерт» и формирования читательской грамотности младших школьников!