СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке для 4 класса "А. Хачатурян балет "Гаянэ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представления учащихся об итонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, воинственными музыкальными образами.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по музыке для 4 класса "А. Хачатурян балет "Гаянэ"»

Быстро встали, подтянулись И друг другу улыбнулись. Громко прозвенел звонок, Начинается урок

Быстро встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок

Сезам, откройся!

Сезам, откройся!

На Восток По горячим пескам и по знойной равнине, Там, где небо дарит миру восход, Где отсутствие красок на бледной картине, Я тебя позову на восток. И в пустыню, всё дальше, дорогою длинной, Своё сердце познать и понять эту жизнь, По нехоженым тайным тропам бедуинов, К океану, встречая в пути миражи.

На Восток

По горячим пескам и по знойной равнине,

Там, где небо дарит миру восход,

Где отсутствие красок на бледной картине,

Я тебя позову на восток.

И в пустыню, всё дальше, дорогою длинной,

Своё сердце познать и понять эту жизнь,

По нехоженым тайным тропам бедуинов,

К океану, встречая в пути миражи.

 Восток — шумный, пестрый, мудрый, веселый, темпераментный, жестокий, деспотичный, полный резких контрастов.  Пышная природа с ее знойным солнцем, ароматами экзотических цветов, пальмами и изменчивым морем.

Восток — шумный, пестрый, мудрый, веселый, темпераментный, жестокий, деспотичный, полный резких контрастов.

Пышная природа с ее знойным солнцем, ароматами экзотических цветов, пальмами и изменчивым морем.

Большинство восточных стран - это страны мусульманские.  А в мусульманстве изображение человека было запрещено. Поэтому художественный потенциал народа вылился в создание орнамента.  Восточный орнамент очень разнообразен и богат.  Это фантастическое разнообразие линий и цвета, их переплетение. Орнамент даже называют “музыкой для глаз”.

Большинство восточных стран - это страны мусульманские. А в мусульманстве изображение человека было запрещено. Поэтому художественный потенциал народа вылился в создание орнамента. Восточный орнамент очень разнообразен и богат. Это фантастическое разнообразие линий и цвета, их переплетение. Орнамент даже называют “музыкой для глаз”.

Восточные мотивы

Восточные мотивы

 Восточный интерьер. Сарьян Мартирос Сергеевич.

Восточный интерьер. Сарьян Мартирос Сергеевич.

 « Сказки Тысячи и Одной Ночи» - собрание рассказов, объединённое историей о царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахеразада, Шехерезада).

« Сказки Тысячи и Одной Ночи» - собрание рассказов, объединённое историей о царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахеразада, Шехерезада).

Старейшая из арабских рукописей

Старейшая из арабских рукописей "Тысячи и одной ночи"

"Тысяча и одна ночь" создавалась на протяжении многих веков и является плодом труда различных авторов, переводчиков и ученых всего Ближнего Востока и Северной Африки.

Старейшая из найденных рукописей "Тысячи и одной ночи" датируется XIV веком, но сказки, вошедшие в неё, собраны приблизительно в IX веке.

Царица Шехерезада рассказывает сказки царю Шахрияру   Шахрияр каждый день берет новую жену и казнит её на рассвете следующего дня. Однако этот страшный порядок нарушается, когда он женится на Шахразаде — мудрой дочери своего визиря. Каждую ночь она рассказывает увлекательную историю и прерывает рассказ «на самом интересном месте» — и царь не в силах отказаться услышать окончание истории.  Тысячу ночей, почти три года, рассказывала Шахразада царю Шахрияру свои чудесные сказки. А когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей:  — О, Шахразада, я привык к тебе и не казню тебя, хотя бы ты не знала больше ни одной сказки. Не надо мне новых жен, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой.    Так рассказывает арабская легенда о том, откуда взялись чудесные сказки «Тысячи и одной ночи ».

Царица Шехерезада рассказывает сказки царю Шахрияру

Шахрияр каждый день берет новую жену и казнит её на рассвете следующего дня. Однако этот страшный порядок нарушается, когда он женится на Шахразаде — мудрой дочери своего визиря. Каждую ночь она рассказывает увлекательную историю и прерывает рассказ «на самом интересном месте» — и царь не в силах отказаться услышать окончание истории.

Тысячу ночей, почти три года, рассказывала Шахразада царю Шахрияру свои чудесные сказки. А когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей: — О, Шахразада, я привык к тебе и не казню тебя, хотя бы ты не знала больше ни одной сказки. Не надо мне новых жен, ни одна девушка на свете не сравнится с тобой.

Так рассказывает арабская легенда о том, откуда взялись чудесные сказки «Тысячи и одной ночи ».

Начиная с М. Глинки в русской музыке впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере, балете, сюите.  Сложилось оригинальное явление, именуемое  «Русский Восток».
  • Начиная с М. Глинки в русской музыке впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке.
  • Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: в опере, балете, сюите.
  • Сложилось оригинальное явление, именуемое «Русский Восток».
Для русских композиторов, писателей и художников в понятие Востока входил не только арабский восток, Персия, но и Кавказ тоже называли Востоком.

Для русских композиторов, писателей и художников в понятие Востока входил не только арабский восток, Персия, но и Кавказ тоже называли Востоком.

Обратимся к музыке Армении, которая отображается в звоне мечей, а танец показывает яркий темперамент народа.

Обратимся к музыке Армении, которая отображается в звоне мечей, а танец показывает яркий темперамент народа.

Ара́м Хачатуря́н   - советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. 1903-1978

Ара́м Хачатуря́н   - советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

1903-1978

24 мая 1903 года в семье Ильи Хачатуряна родился четвертый сын. Его назвали Арам, что на армянском означает «милосердный». В детстве он был непоседой и шалопаем. С восьми лет мальчика отдают учиться в пансион. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов. Именно там Арам научился играть на фортепиано и петь. Подростком по настоянию отца он учится в тбилисской Коммерческой школе, а в 1921 году приезжает в Москву продолжать образование в университете на биологическом отделении.
  • 24 мая 1903 года в семье Ильи Хачатуряна родился четвертый сын. Его назвали Арам, что на армянском означает «милосердный». В детстве он был непоседой и шалопаем.
  • С восьми лет мальчика отдают учиться в пансион. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов. Именно там Арам научился играть на фортепиано и петь.
  • Подростком по настоянию отца он учится в тбилисской Коммерческой школе, а в 1921 году приезжает в Москву продолжать образование в университете на биологическом отделении.
В 1922 году в Музыкальном техникуме имени Гнесиных произошел удивительный случай. На вступительный экзамен явился девятнадцатилетний юноша, который имел «лишь самые смутные представления о нотах», но, тем не менее, бойко сыграл на фортепиано несколько танцевальных пьесок. Он ничего не знал из области истории музыки и музыкальной литературы, но при проверке музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти легко справился со всеми заданиями. Этот юноша был Арам Хачатурян, будущий талантливый композитор. Поступив в техникум, он выбрал специальностью виолончель
  • В 1922 году в Музыкальном техникуме имени Гнесиных произошел удивительный случай. На вступительный экзамен явился девятнадцатилетний юноша, который имел «лишь самые смутные представления о нотах», но, тем не менее, бойко сыграл на фортепиано несколько танцевальных пьесок. Он ничего не знал из области истории музыки и музыкальной литературы, но при проверке музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти легко справился со всеми заданиями.

Этот юноша был Арам Хачатурян, будущий талантливый композитор. Поступив в техникум, он выбрал специальностью виолончель

В 1954 г. Араму Ильичу присвоили звание народного артиста СССР. В том же году композитор закончил своё лучшее произведение — балет «Спартак». В 1959 г. Хачатурян стал лауреатом Ленинской премии; Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает прежде всего яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья.
  • В 1954 г. Араму Ильичу присвоили звание народного артиста СССР. В том же году композитор закончил своё лучшее произведение — балет «Спартак».
  • В 1959 г. Хачатурян стал лауреатом Ленинской премии;
  • Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает прежде всего яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья.
Балет «Гаянэ» 1942 г.

Балет

«Гаянэ»

1942 г.

Танец с саблями из балета А.И. Хачатуряна «Гаянэ»

Танец с саблями

из балета А.И. Хачатуряна

«Гаянэ»

Расскажите о ритме, темпе танца? Какой характер музыки? Какие картины вы представляете, слушая эту музыку? Какими средствами композитор передаёт силу, удаль, ловкость исполнителей танца?
  • Расскажите о ритме, темпе танца?
  • Какой характер музыки?
  • Какие картины вы представляете, слушая эту музыку?
  • Какими средствами композитор передаёт силу, удаль, ловкость исполнителей танца?
воинственность  энергичность  сила  ловкость  удаль
  • воинственность
  • энергичность
  • сила
  • ловкость
  • удаль
«Танец с саблями» стал самой узнаваемой музыкой из балета «Гаянэ». В США Хачатуряна стали называть «мистер Сэйбрданс» («мистер Танец-с-саблями»). Его мотив можно услышать в фильмах, мультфильмах, программах фигуристов. С 1948 г. он звучал в американских музыкальных автоматах и стал первой записью Чикагского симфонического оркестра.
  • «Танец с саблями» стал самой узнаваемой музыкой из балета «Гаянэ». В США Хачатуряна стали называть «мистер Сэйбрданс» («мистер Танец-с-саблями»).
  • Его мотив можно услышать в фильмах, мультфильмах, программах фигуристов. С 1948 г. он звучал в американских музыкальных автоматах и стал первой записью Чикагского симфонического оркестра.
Подбери слова, характеризующие музыку Востока

Подбери слова,

характеризующие

музыку Востока

 В чём особенность восточных интонаций? Чем отличаются восточные интонации от русских? Что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Какие музыкальные произведения на восточные темы ты знаешь?

  • В чём особенность восточных интонаций?
  • Чем отличаются восточные интонации от русских?
  • Что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные темы?
  • Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?
  • Какие музыкальные произведения на восточные темы ты знаешь?
Домашнее задание Нарисовать рисунок с любимым героем восточной сказки

Домашнее задание

Нарисовать рисунок с любимым героем восточной сказки